СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетическая транскрипция и фонетический разбор

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для учеников 5 класса. Раскрыта тема "Что такое фонетическая транскрипция", как ее правильно делать.

Просмотр содержимого документа
«Фонетическая транскрипция и фонетический разбор»

Фонетическая транскрипция и фонетический разбор

Фонетическая транскрипция

и фонетический

разбор

Сегодня мы… 1. Вспомним, как правильно выполнять фонетическую транскрипцию. 2. Повторим всё, что нужно учитывать при фонетической транскрипции. 3. Потренируемся делать фонетический разбор.

Сегодня мы…

1.

Вспомним, как правильно выполнять фонетическую транскрипцию.

2.

Повторим всё, что нужно учитывать при фонетической транскрипции.

3.

Потренируемся делать фонетический разбор.

 Наша речь состоит из звуков. [у] [р] [а] Я могу обозначить на письме отдельные звуки. А если я хочу увидеть, как произносится слово ? Тогда нам понадобятся особые правила.

Наша речь состоит из звуков.

[у]

[р]

[а]

Я могу обозначить на письме отдельные звуки.

А если я хочу увидеть, как произносится слово ?

Тогда нам понадобятся особые правила.

 Транскрипция – графическая запись звучания слова. Звуки передаются при помощи букв и дополнительных знаков. Я вижу это слово, но не понимаю, как оно произносится. конечно [кан ʼ эшна] Так понятнее?

Транскрипция – графическая запись звучания слова.

Звуки передаются при помощи букв

и дополнительных знаков.

Я вижу это слово, но не понимаю, как оно произносится.

конечно

[кан ʼ эшна]

Так понятнее?

Правила транскрипции 1. Квадратные скобки В скобки заключается всё, что транскрибируется (слово, фраза, предложение, текст). арбус [ [ арбуз Транскрибируешь без скобок? Ты не прав! Транскрибируй правильно!

Правила транскрипции

1. Квадратные скобки

В скобки заключается всё, что транскрибируется (слово, фраза, предложение, текст).

арбус

[

[

арбуз

Транскрибируешь без скобок? Ты не прав!

Транскрибируй правильно!

Правила транскрипции 2. Нет заглавных букв, точек, запятых Обозначение пауз / // [а вот и арбус//] А вот и арбуз. [паша] Привет! Я Паша. Как-то обидно.

Правила транскрипции

2. Нет заглавных букв, точек, запятых

Обозначение пауз

/

//

[а вот и арбус//]

А вот и арбуз.

[паша]

Привет! Я Паша.

Как-то обидно.

Правила транскрипции 3. Ударение В транскрипции обязательно ставится ударение! [годы] [арбус] [паша] ´ ´ ´ [за руку] [за нос] [на урок] ´ ´ ´ В некоторых служебных словах нет ударений . Ударение переносится на самостоятельное слово . Где ударения? Иногда ударение переходит на служебное слово .

Правила транскрипции

3. Ударение

В транскрипции обязательно ставится ударение!

[годы]

[арбус]

[паша]

´

´

´

[за руку]

[за нос]

[на урок]

´

´

´

В некоторых служебных словах нет ударений . Ударение переносится на самостоятельное слово .

Где ударения?

Иногда ударение переходит на служебное слово .

Правила транскрипции 4. Обозначение мягкости ь, е, ё, ю, и, я ʼ ь [ро́л ’ ] [п ’ ила́] [м ’ э́л ’ ] Нужно помнить о непарных твёрдых согласных. Нужно помнить о непарных мягких согласных. [ч ’ ] [ж] [ч ’ а́шка] [жы́з ’ н ’ ] [щ ʼ ] [ш] [цы́рк] [бо́й ’ ] [й ʼ ] [ц]

Правила транскрипции

4. Обозначение мягкости

ь, е, ё, ю, и, я

ʼ

ь

[ро́л ’ ]

[п ’ ила́]

[м ’ э́л ’ ]

Нужно помнить о непарных твёрдых согласных.

Нужно помнить о непарных мягких согласных.

[ч ’ ]

[ж]

[ч ’ а́шка]

[жы́з ’ н ’ ]

[щ ʼ ]

[ш]

[цы́рк]

[бо́й ’ ]

[й ʼ ]

[ц]

Правила транскрипции 5. Обозначение длительности Длительность звука обозначается чертой над ним. [кла́с] [дл ʼ и́ный ’ ] – – щ [щ ’ ] [ш ’ ] – [ш ’ ] Эта буква в транскрипции обозначается по-разному.

Правила транскрипции

5. Обозначение длительности

Длительность звука обозначается чертой над ним.

[кла́с]

[дл ʼ и́ный ’ ]

щ

[щ ’ ]

[ш ’ ]

[ш ’ ]

Эта буква в транскрипции обозначается по-разному.

Правила транскрипции 6. Нет некоторых знаков ъ е ё ю я Нет Двойная роль [ изъя́н ] Это абсолютно неверно!

Правила транскрипции

6. Нет некоторых знаков

ъ

е

ё

ю

я

Нет

Двойная роль

[ изъя́н ]

Это абсолютно неверно!

е ё ю я Согласный становится мягким. После согласных А гласные теряют свой [й ’ ]. [’а] [’о] [’у] [’э] [ л ʼ у́ к ] [ с ʼ э́ л ] [ вз ʼа́ т ’ ]

е

ё

ю

я

Согласный становится мягким.

После согласных

А гласные теряют свой [й ’ ].

[’а]

[’о]

[’у]

[’э]

[ л ʼ у́ к ]

[ с ʼ э́ л ]

[ вз ʼа́ т ’ ]

ё ю я е После гласных Буквы обозначают два звука. Не после согласных После ь и ъ В начале слова [й ’ э] [й ’ о] [й ’ у] [й ’ а] [ л ʼй’ у́ т ] льют [ с йʼ э́ л ] съел [ й ʼ а́ рк ʼ ий ’ ] яркий

ё

ю

я

е

После гласных

Буквы обозначают два звука.

Не после согласных

После ь и ъ

В начале слова

[й ’ э]

[й ’ о]

[й ’ у]

[й ’ а]

[ л ʼй’ у́ т ]

льют

[ с йʼ э́ л ]

съел

[ й ʼ а́ рк ʼ ий ’ ]

яркий

 При транскрипции слова нужно помнить о многом. Мягкость Нет заглавных букв Длительность Нет знаков препинания Каких знаков нет? Ударение Буквы е, ё, ю, я Поставить скобки

При транскрипции слова нужно помнить о многом.

Мягкость

Нет заглавных букв

Длительность

Нет знаков препинания

Каких знаков нет?

Ударение

Буквы е, ё, ю, я

Поставить скобки

 У звуков есть сильные и слабые позиции.  Некоторые звуки переходят в иное качество. [упалс ’ т ʼи́ ] уползти Теперь я учёл всё! На самом деле нет.

У звуков есть сильные и слабые позиции.

Некоторые звуки переходят в иное качество.

[упалс ’ т ʼи́ ]

уползти

Теперь я учёл всё!

На самом деле нет.

Слабые позиции звуков Нужно учитывать слабые позиции гласных звуков. Безударные гласные произносятся иногда совершенно иначе! В транскрипции мы пишем так, как произносим ! [ малако́ ] молоко [ с ’ ило́ ] село [ цына́ ] цена [ жыл ’ э́т ’ ] жалеть

Слабые позиции звуков

Нужно учитывать слабые позиции гласных звуков.

Безударные гласные произносятся иногда совершенно иначе!

В транскрипции мы пишем так, как произносим !

[ малако́ ]

молоко

[ с ’ ило́ ]

село

[ цына́ ]

цена

[ жыл ’ э́т ’ ]

жалеть

Слабые позиции звуков Нужно учитывать слабые позиции согласных звуков по глухости/звонкости. А глухие перед звонкими озвончаются ! На конце слов и перед глухими звонкие согласные оглушаются. [ р ’ исцы́ ] резцы [ гво́с ’ т ’ ] гвоздь [ малад ’ба́ ] молотьба сдобный [здо́бный́ ʼ ]

Слабые позиции звуков

Нужно учитывать слабые позиции согласных звуков по глухости/звонкости.

А глухие перед звонкими озвончаются !

На конце слов и перед глухими звонкие согласные оглушаются.

[ р ’ исцы́ ]

резцы

[ гво́с ’ т ’ ]

гвоздь

[ малад ’ба́ ]

молотьба

сдобный

[здо́бный́ ʼ ]

Слабые позиции звуков Нужно учитывать слабые позиции согласных звуков по твёрдости/мягкости. Особенно часто такое случается в сочетаниях ст , зт , сн , зн . Перед мягкими согласные могут смягчаться.  [в ’ э́с ’ т ’ и] вести [с ’ н ’ э́х] снег [ро́з ’ н ’ ] рознь

Слабые позиции звуков

Нужно учитывать слабые позиции согласных звуков по твёрдости/мягкости.

Особенно часто такое случается в сочетаниях ст , зт , сн , зн .

Перед мягкими согласные могут смягчаться.

[в ’ э́с ’ т ’ и]

вести

[с ’ н ’ э́х]

снег

[ро́з ’ н ’ ]

рознь

Слабые позиции звуков Иногда согласные звуки полностью уподобляются друг другу. Два звука начинают звучать как один длительный . Два звука и более иногда начинают звучать как совершенно другой звук . – [ жэ́ч ’ ] сжечь – [вы́шый ʼ ] высший – [ би́ца ] биться – [ гру́ш ʼ ик ] грузчик

Слабые позиции звуков

Иногда согласные звуки полностью уподобляются друг другу.

Два звука начинают звучать как один длительный .

Два звука и более иногда начинают звучать как совершенно другой звук .

[ жэ́ч ’ ]

сжечь

[вы́шый ʼ ]

высший

[ би́ца ]

биться

[ гру́ш ʼ ик ]

грузчик

Слабые позиции звуков Некоторые звуки исчезают из транскрипции. Я потерял этот звук. Куда он делся? Без паники! Для русского языка это нормально. [ со́нцэ ] со л нце [й ʼ а́расный ʼ ] ярос т ный [ здра́ствуй ʼ ] здра в ствуй

Слабые позиции звуков

Некоторые звуки исчезают из транскрипции.

Я потерял этот звук. Куда он делся?

Без паники! Для русского языка это нормально.

[ со́нцэ ]

со л нце

[й ʼ а́расный ʼ ]

ярос т ный

[ здра́ствуй ʼ ]

здра в ствуй

Запомните!  Основные правила транскрипции [ ] Текст берётся в квадратные скобки. Нет заглавных букв, точек, запятых. Обязательно ставится ударение. Мягкость обозначается знаком.  Длительность звука обозначается чертой. Нет ъ, е, ё, ю, я. ’ –

Запомните!

Основные правила транскрипции

[ ]

  • Текст берётся в квадратные скобки.
  • Нет заглавных букв, точек, запятых.
  • Обязательно ставится ударение.
  • Мягкость обозначается знаком.
  • Длительность звука обозначается чертой.
  • Нет ъ, е, ё, ю, я.

 Двойная роль е, ё, ю, я Запомните! Буквы После согласных (обозначает мягкость) Не после согласных е [й ’ э] [ ’ э] [й ’ о] [ ’ о] ё [ ’ у] [й ’ у] ю [ ’ а] [й ’ а] я

Двойная роль е, ё, ю, я

Запомните!

Буквы

После согласных

(обозначает мягкость)

Не после согласных

е

[й ’ э]

[ ’ э]

[й ’ о]

[ ’ о]

ё

[ ’ у]

[й ’ у]

ю

[ ’ а]

[й ’ а]

я

 Фонетический разбор слова А как же характеристика каждого звука? Я умею делать транскрипцию! Зачем мне фонетический разбор? А разделение слова на слоги? А подсчёт букв и звуков?

Фонетический разбор слова

А как же характеристика каждого звука?

Я умею делать транскрипцию! Зачем мне фонетический разбор?

А разделение слова на слоги?

А подсчёт букв и звуков?

— — —  Фонетический разбор слова счастье – сча-стье ´ с [щ ʼ ] — согл., глух., мягк. 1. Делим слово на слоги. ч 2. Ставим ударение. а [а] — гласн., уд. — с [с ’ ] — согл., глух., мягк. 3. Разворачиваем транскрипцию. — т [т ’ ] — согл., глух., мягк. — 4. Характеризуем звуки. [-] ь [й ’ ] е — согл., сонорн., мягк. — 5. Указываем количество букв и звуков. [э] — гласн., безуд. 6 зв. 7 б.,

Фонетический разбор слова

счастье

– сча-стье

´

с

[щ ʼ ]

— согл., глух., мягк.

1. Делим слово на слоги.

ч

2. Ставим ударение.

а

[а]

— гласн., уд.

с

[с ’ ]

— согл., глух., мягк.

3. Разворачиваем транскрипцию.

т

[т ’ ]

— согл., глух., мягк.

4. Характеризуем звуки.

[-]

ь

[й ’ ]

е

— согл., сонорн., мягк.

5. Указываем количество букв и звуков.

[э]

— гласн., безуд.

6 зв.

7 б.,

 Порядок фонетического разбора Запомните! Слогораздел. Ударение. Транскрипция. Характеристика звуков. Соотношение букв и звуков.

Порядок фонетического разбора

Запомните!

  • Слогораздел.
  • Ударение.
  • Транскрипция.
  • Характеристика звуков.
  • Соотношение букв и звуков.

До встречи на уроках русского языка!

До встречи

на уроках

русского языка!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!