Фонетические средства (аллитерация, ассонанс)
АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение в стихотворной речи (реже — в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Примеры:
- Тише едешь, дальше будешь;
- Коси, коса, пока роса, роса долой – и ты домой;
Колос от колоса – не слыхать и голоса;
- Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой. (А. Пушкин)
- Чуть слышно, бесшумно
Шуршат камыши. (К. Бальмонт)
- Шорох стеблей, еле слышно шуршащих» (К. Бальмонт)
- Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлепанье легкое… Кто это –гром? (В. Лунин)
- Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф. И. Тютчев)
- Русалка плыла по реке голубой. (М. Лермонтов)
- Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге… (А. Пушкин»)
- Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь. (А.С. Пушкин)
- Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума
(С. Есенин)
- В дымных тучках пурпур розы.
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря! (Фет)
- Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин)
- Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).
- Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в.
АССОНАНС – повторение в стихотворной речи (реже- в прозе) одинаковых гласных звуков (преимущественно ударных), усиливающее выразительность художественной речи; один из видов звукописи.
Примеры:
Зеленеют земли перелеском,
Снежный месяц бледным, летним блеском… (А. Белый)
Роман внушительный, старинный,
Отменно длинный, длинный, длинный,
Нравоучительный и чинный,
Без элегических затей. (А.С. Пушкин)
- Думаю думу свою. (Н. Некрасов)
- Рокот веков
Топот подков. (М.И. Цветаева)
-Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой! (Е. А. Баратынский)
- Уж ты пустошь, моя пустошь —
Душа выстуженная:
Душа грустная,
Натруженная
Занедужившая. Повторяется гласная «у»
- Марш, марш — машем флагом,
Маршируем на парад. Повторение гласной «а»
- Мели, Емеля, — твоя неделя. Повторение гласной «е».
- Здесь вам не равнина, здесь климат иной —
Идут лавины, одна за одно́й,
И здесь за камнепадом ревет камнепад… В. С. Высоцкий
В этом отрывке повторение звуков «а», «и» создают чувство тревожности, передают динамичность движения, создают определенный эмоциональный настрой у читателя.
- У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут. (М. Лермонтов)
В приведённом фрагменте знаменитого стихотворения постоянно повторяется звук «у». Это придаёт художественному тексту особую выразительность. Слова словно «переливаются» одно в другое.
- Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
В стихотворении А. Барто многократно повторяется звук «ю»
- Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум —
Буря на море и думы,
Много мучительных дум.
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум —
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум. (А. ФЕТ)
В каждой строке стихотворения звучит повторяющийся гласный «у», с помощью которого автор создает у читателя ощущение нарастающего ветра, шума морского прибоя, разыгравшегося шторма, когда потемневшее небо сливается с сердитым, разгулявшимся морем.
- Отговорила роща золотая
Берёзовым веселым языком С. Есенин
- О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то вернее губим,
Что сердцу нашему милей! Ф.И. Тютчев
- Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам. Анна Ахматова
- В соседнем доме окна жолты… (А. Блок)
- Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)
- Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя? Матюкнуться бы сейчас в полную возможность, покрыть бы войну эту в двадцать девять накатов с переборами. (Б. Васильев «А зори здесь тихие»)
Повторное гласного звука «О» помогает усилить трагичность описываемых событий.
- Довольно часто аллитерация и ассонанс гармонично соседствуют в одном стихотворении. В качестве примера стоит привести фрагмент произведения Б. Пастернака:
- Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела...
Здесь присутствуют и аллитерация (буквы «м», «л», «в», «с»), и ассонанс («е»), и повторение сочетаний согласных («св-вс»). Всё это придаёт стихотворному произведению особую музыкальность.
6