СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс)

Просмотр содержимого документа
«Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс)»

Фонетические средства (аллитерация, ассонанс)


АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение в стихотворной речи (реже — в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.

Примеры:

- Тише едешь, дальше будешь;

- Коси, коса, пока роса, роса долой – и ты домой;

Колос от колоса – не слыхать и голоса;

- Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.  (А. Пушкин)

- Чуть слышно, бесшумно 
Шуршат камыши. (К. Бальмонт)


- Шорох стеблей, еле слышно шуршащих» (К. Бальмонт)


- Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это –гром? (В. Лунин)


- Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Ф. И. Тютчев)


- Русалка плыла по реке голубой. (М. Лермонтов)


- Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге… (А. Пушкин»)


- Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь. (А.С. Пушкин)


- Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума

(С. Есенин)

- В дымных тучках пурпур розы.

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря! (Фет)

- Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин)


- Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).


- Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальний свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в.



АССОНАНС – повторение в стихотворной речи (реже- в прозе) одинаковых гласных звуков (преимущественно ударных), усиливающее выразительность художественной речи; один из видов звукописи.

Примеры:

Зеленеют земли перелеском, 
Снежный месяц бледным, летним блеском… (А. Белый) 

Роман внушительный, старинный, 
Отменно длинный, длинный, длинный, 
Нравоучительный и чинный, 
Без элегических затей. (А.С. Пушкин)

- Думаю думу свою. (Н. Некрасов)

- Рокот веков
  Топот подков. (М.И. Цветаева)


уми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой! (Е. А. Баратынский)



- Уж ты пустошь, моя пустошь —

Душа выстуженная:

Душа грустная,

Натруженная

Занедужившая. Повторяется гласная «у»


- Марш, марш — машем флагом,

Маршируем на парад. Повторение гласной «а»


- Мели, Емеля, — твоя неделя. Повторение гласной «е».


- Здесь вам не равнина, здесь климат иной —

Идут лавины, одна за одно́й,

И здесь за камнепадом ревет камнепад… В. С. Высоцкий

В этом отрывке повторение звуков «а», «и» создают чувство тревожности, передают динамичность движения, создают определенный эмоциональный настрой у читателя.



- У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут. (М. Лермонтов)

В приведённом фрагменте знаменитого стихотворения постоянно повторяется звук «у». Это придаёт художественному тексту особую выразительность. Слова словно «переливаются» одно в другое.


- Синенькая юбочка,

Ленточка в косе:

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

В стихотворении А. Барто многократно повторяется звук «ю»


- Буря на небе вечернем,

Моря сердитого шум —

Буря на море и думы,

Много мучительных дум.

Буря на море и думы,

Хор возрастающих дум —

Черная туча за тучей,

Моря сердитого шум. (А. ФЕТ)

В каждой строке стихотворения звучит повторяющийся гласный «у», с помощью которого автор создает у читателя ощущение нарастающего ветра, шума морского прибоя, разыгравшегося шторма, когда потемневшее небо сливается с сердитым, разгулявшимся морем.


- Отговорила роща золотая

Берёзовым веселым языком С. Есенин


- О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то вернее губим,

Что сердцу нашему милей! Ф.И. Тютчев


- Молюсь оконному лучу —

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце — пополам. Анна Ахматова


- В соседнем доме окна жолты… (А. Блок)


- Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)


- Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя? Матюкнуться бы сейчас в полную возможность, покрыть бы войну эту в двадцать девять накатов с переборами. (Б. Васильев «А зори здесь тихие»)

Повторное гласного звука «О» помогает усилить трагичность описываемых событий.


- Довольно часто аллитерация и ассонанс гармонично соседствуют в одном стихотворении. В качестве примера стоит привести фрагмент произведения Б. Пастернака:

- Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела...           


Здесь присутствуют и аллитерация (буквы «м», «л», «в», «с»), и ассонанс («е»), и повторение сочетаний согласных («св-вс»). Всё это придаёт стихотворному произведению особую музыкальность.





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!