Фонетические тесты на уроках английского языка
В настоящее время мало внимания уделяется развитию фонематического слуха.
Фонематический слух, под которым понимается «способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка», играет большую роль в формировании и развитии всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма). Поскольку слуховые навыки тесно связаны с произносительными, то неумение различать и соотносить с фонемами иностранного языка ведет к искажению смысла воспринимаемого на слух сообщения, к фонетическим и фонологическим ошибкам в процессе говорения, чтения и письма. Работа по поддерживанию и совершенствованию слуховых навыков учащихся должна проводиться систематически, не протяжении всего курса обучения, и сопровождаться регулярным контролем. Обучение фонематическому слуху осуществляется с помощью упражнений на различение и узнавание звуков.
В процессе этой работы рационально использовать наряду с традиционными упражнениями контрольно-обучающие задания тестового характера – фонетические тесты. Такие тесты кроме контрольно-обучающей функции могут выполнять и диагностическую функцию: данные, получаемые в результате их проведения, будут свидетельствовать о необходимости увеличения или сокращения объема тренировки.
Тесты разрабатываются в соответствии со следующими требованиями:
Тест должен быть целенаправленным, т.е. ориентированным на контроль типичных фонетических трудностей, а не случайных фонетических явлений.
При составлении тестовых заданий нужно учитывать принцип постепенного нарастания трудностей.
Формулировка тестовых заданий должна быть лаконичной и вместе с тем ясной, точно нацеливающей ученика на выполнение указанных действий (важность этого требования объясняется тем, что недопонимание формулировки задания и способа его выполнения может повлиять на объективность результатов выполнения).
Тесты нужно составлять на материале школьного учебника.
Для получения объективных результатов тест должен содержать достаточное количество слов с трудным звуком (звуками).
Тест №1 – на различение [i: - i]
Учитель формулирует тестовое задание: Прослушайте следующие слова. На листе ответа рядом с номером слова поставьте знак «+», если вы услышите долгий звук, и знак «-», если вы услышите краткий звук.
in 2) live 3) tree 4) little 5) read 6) please 7) this 8) sit 9) thin 100 milk 11) speak 12) field 13) spring 14) eat 15) sheep 16) season 17) which 18) six 19) ship 20) these 21) clean
Учитель читает слова дважды: в первый раз с интервалами, которые бывают при обычном чтении слов, словосочетаний, предложений; во второй раз с паузами, в течение которых ученики могли бы сделать записи на листах ответа. Учащиеся слушают слова (при первом предъявлении) и делают записи (при втором предъявлении), после чего учитель организует контроль (взаимоконтроль, самоконтроль), проецируя ответы (ключ) и шкалу оценивания на экран.
Ключ:
1) – 2)- 3)+ 4)- 5) + 6) +7)- 8)- 9)- 10)- 11)+ 120+ 13) – 14) + 15)+ 16)+ 17) – 18)- 20)+ 21)+
Шкала оценивания:
Оценка | Количество ошибок | % выполнения |
«5» | 0-4 | более 80% |
«4» | 5-8 | более 60% |
«3» | 9-11 | более 40% |
«2» | 12 | менее 40% |
Таким образом, в процессе теста внешние действия учащихся сводятся к начертанию на листе ответа символов «+» или «-», однако они являются результатом активного слушания, при котором осознание и выбор воспринимаемого образа происходят на основе выполнения операций сличения, различения, узнавания и выбора; кроме того, активное слушание сопровождается большой концентрацией внимания на выполнении операций, запрограммированных тестовым заданием, что обеспечивает прочность формируемых слуховых и произносительных навыков.
Тест №2 - на различение [w - v]
Задание: Прослушайте следующие слова. На листе ответа рядом с номером слова поставьте знак «+», если вы услышите звук [w], и знак «-», если вы услышите звук [v].
wool 2) wind 3) village 4) what 5) twenty 6) women 7) live 8) twice 9) what 10) twins 11) why 12) move 13) window 14) wall 15) wait 16) November 17) with 18) white 19) wet 20) when 21) seven
Ключ:
1)+ 2)+ 3)- 4)+ 5)+ 6)+ 7)- 8)+ 9)+ 10)+ 11)+ 12)- 13)+ 14)+ 15)+ 16)- 17)+ 18)+ 19)+ 20)+ 21)-
Тест №3 – на узнавание [w - v]
Задание: На листе ответа перед вами семь рядов букв, обозначающих слова, которые будет произносить диктор. Прослушайте эти слова дважды. Когда вы будете слушать их во второй раз, после каждого третьего слова во время паузы подчеркните букву (или буквы), обозначающую слово (или слова), которое произносится со звуком [w].
Образец: Учащиеся видят: 1) a, b, c. Они слышат: 1) what when vain
О
ЛИСТ ОТВЕТА
1) a, b, c
2) a, b, c
3) a, b, c
4) a, b, c
5) a, b, c
6) a, b, c
7) a, b, c
КЛЮЧ
1) a, b, c
2) a, b, c
3) a, b, c
4) a, b, c
5) a, b, c
6) a, b, c
7) a, b, c
ни отмечают на листе ответа: 1)
a, b, c
1) well wake white
2) very well when
3) wife won why
4) will week win
5) wear village way
6) Wednesday weather vegetable
7) voice view wolf
Фонетические тесты способствуют совершенствованию слуховых и произносительных навыков школьников в случае регулярного применения. Такие тесты легко включаются в учебный процесс и могут периодически использоваться на уроках, (например, перед устной работой или чтением текста). Методика составления теста проста, проверка не занимает много времени. Кроме того, они содержат элемент игры, соревнования и поэтому аппелируют к эмоциональной сфере учащихся.