СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетический КВН

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по теме "Фонетика".

Просмотр содержимого документа
«Фонетический КВН»

Фонетический КВН


Ведущий Ъ. Поспорили мы как-то с другом Ь, кто труднее слово придумает, можно и без «смысла», лишь бы трудное. Вот Ь и говорит: «Ауэ!» А я ему «Прк!» Он в ответ: «Иуэу!» Тогда я ему отвечаю: «Плкх!» Он продолжает: «Ауио!» А я в ответ: «Крпл!» Рассудите нас, чьи слова труднее?

(Команда Гласных доказывает трудность слов Ъ, а команда Согласных- трудность слов Ь.)


Ь. А сейчас займёмся шифровкой. Я устраиваю конкурс «Зашифрованные слова». Но сначала каждая команда должна зашифровать по семь фамилий известных вам людей с помощью только гласных (команда Гласных), только согласных (команда Согласных). Обменяйтесь шифровками – и за дело!

(Заранее договориться, чьи фамилии будут зашифровывать команды)


Ъ. Молодцы! Защищать свою точку зрения умеете. А пока жюри подводит итоги этого конкурса, послушайте, что говорил о важности гласных и согласных звуков С.Я.Маршак.


Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг…

И только тут гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь.

А гласные тебе даны для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.


Инсценирование басни П.Матвиенко


- Не чересчур ли ты добряк?-

Так знаку Мягкому промолвил

Твёрдый знак.-

Слова и буквы ты всегда

Смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты бы уж молчал!-

Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал.-

Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять…

- Друзья! Ваш разговор – никчемные

слова, -

услышав этот спор, сказала буква А.-

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Команда Гласных и команда Согласных (хором). Интересно, а знают ли наши ведущие Ъ и Ь свое место?

(Ведущие рассказывают о том, какова их роль в языке.)

Ъ. Ох, и устал я заниматься русским языком! Может, задачки порешаем?

Ь. Какие задачки? У нас лингвистический КВН, а не математический!

Ъ. А у меня и задачки лингвистические. Вот, например, надо решить пропорцию.


Я : А = Ю : ?

Ь. Решите и мою пропорцию.

Скажите, какими буквами мы обозначаем гласные звуки.


[ла] :[ л а ]= [л’о] : [?]




Ъ. А теперь займемся чтением. Читаем слева направо. При чтении надо учитывать качество звуков, составляющих звуковую оболочку слова. Какие слова у нас получились?

Сев, лей, лог, ток, шёлк, рос.

Ь. Играем в фонетические прятки! Ищем [й’]. Мы с Ъ называем слова, а вы определяете, в каких из них есть[й’], а в каких нет.

Майский день, семья, съёмка, Сёмка, Юра, весёлые люди, люблю ездить, мячик, бельё, яблоко, ёлка.


Ъ. Продолжаем игру в прятки! А ну-ка, Гласные, какие звуки прячутся в буквах Е, Ё, Ю, Я? Согласные, кто прячется в Ц, Ч, Щ?


Ь. Я знаю, что команды приготовили друг другу задания. Посмотрим, что они придумали?


Команда Гласных.


В пустые клетки впишите слова, которые обозначают название дерева, танца, части патрона, рыбы.




л

ь





л

ь





л

ь





л

ь




(Ответ: пальма, полька, гильза, килька.)

2. Отгадайте метаграмму ( для этого нужно заменить в слове одну букву другой).

С Л я остров в океане,

С Р растаю вмиг в стакане.

(Сахалин – сахарин)


С Ч летаю над волною,

С Л не дам волнам покою,

С М рубашка-безрукавка,

С З скачу в лесу по травке,

С Г меня крепи к детали

Из железа или стали.

(Чайка – лайка – майка – зайка – гайка.)


С глухим шипящим я числительное,

Со звонким – имя существительное.


(Шесть – жесть.)

Команда Согласных.

В пустые клетки по горизонтали впишите слова, которые обозначают садовый цветок, домашнее животное, группу животных, хищную рыбу.


А




А


А


А




А



А




А

(Ответ: астра, баран, стадо, акула.)


Отгадайте метаграмму, замените для этого одну букву в слове на другую.


Со звуком [с]я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С [м]берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.

(соль – моль)


С [п] - на дереве весною,

С [т] – писать кончаешь мною,

С [б ]– я тара в магазине,

С [к] – в болотистой низине.

(Почка – точка – бочка – кочка.)


Со звуком [л’] – найдете под землей

(я, как известно, каменный и бурый).

А с[л] – я в комнате любой,

В геометрической фигуре.

(Уголь – угол.)

Ь. Все славно потрудились, устали, давайте отдохнем и «скоропоговорим». Дружно, вместе!

1. Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.


2. Краб крабу

сделал грабли.

Подал грабли крабу краб.

Сено граблями, краб,

грабь!


3. В поле полет Фрося просо,

Сорняки выносит Фрося.



4. Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, еж?

- Свежа. –

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась,

два ежа.

А зачем, по вашему мнению, нужны скороговорки?


Ъ. Перейдем к заданию по орфоэпии. Я дам командам по карточке, на которой написаны слова. Решите сообща, как их надо правильно произносить.


Конечно, Бог, чтобы, гигантский, машинистка, счастливо, модель, ателье, партер, свекла, шофер, баловаться, красивее, шимпанзе, яичница, дождь.


Ь. Когда одна команда будет отвечать, другая может поправлять ошибки, если они считают, что их соперники произносят слово неправильно.

Ъ. А теперь поговорим об ударении.

Ударение. Да-да, обо мне, ведь я очень важное явление. Если я исчезну, могут произойти всякие недоразумения. Вот, например, такое. Однажды проходил КВН. Дошла очередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова стрелки и гвоздики и предложил нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные. Петя нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвозди, а Катя – часы с тонкими стрелками и цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов, почему так получилось. Капитаны не растерялись, объяснили все, как надо. А вы смогли бы это объяснить?

Ударение. Последний конкурс! Соревнуются капитаны команд. Правильно произнесите слова.

(Капитану Гласных и капитану Согласных предлагаются написанные на доске или на бумаге слова.)

Алфавит, километр, диалог, начать (начал, начала, начали), свекла, кухонный.

Баловать, магазин, музей, понять(понял, поняла, поняли), скучно, сливовый.

Ъ и Ь. Подведем итоги!

Жюри подводит итоги и объявляет победителей.






















Турнир знатоков русского языка и литературы

«Путешествие в страну Филологию»


Описание игры: от каждого класса представлена команда в количестве шести человек. Каждая команда имеет капитана и название. У капитана команды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. Ведущий и жюри определяют, какая из команд первая подняла флажок и может отвечать. Если ответ неверный, у второй команды есть 20 секунд для обсуждения вопроса и ответа. (После вопроса ведущего у команды есть 1 минута для обсуждения.)

Остальные учащиеся – болельщики, для которых предназначены некоторые конкурсы.


I. Конкурс – разминка «Знаешь ли ты?»

1. Угадайте слово по шутливой характеристике.

1) Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Это… (уши)

2) Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)

3) Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь

бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)

4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; им клюют;его

задирают; на нем ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одурачить. Что это?

(Нос)

2. Объясните наличие «металла» в людях.

Стальная воля

Железные мускулы

Золотое сердце

Серебряный голос



II. Конкурс «В стране Грамматике»

  1. Напишите пять существительных из трех букв с «Ы» в середине

(Дым, сыр, пыл, быт, тыл, тын)

  1. Прочтите ребус

Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

  1. Образуйте уменьшительно-ласкательные формы от женского имени Елена.

  2. К словам в левом столбике подберите слова из правого, образуя новые.


Вол Рак

Приз Овод

Вино Рис

Сено Окно

Сад Град

Кипа Вал

III. Конкурс «В редакции»

  1. Объясните загадочные знаки.

Рассказывают, что французский писатель В.Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет распродажа, послал записку своему издателю, в которой стоял только «?»

Издатель ответил остроумно и коротко: «!»

  1. Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.

а) Дедушка присел на пенек , собиравший грибы.

б) Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

в) Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

г) Подъезжая к дому, залаяли собаки.

IV. Конкурс для болельщиков «О чем идет речь?»

Двое остановились у забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один спрашивает:

- Это черная?

- Нет, это красная!

- А почему она белая?

- Потому что зеленая!


V. Конкурс «Квартирный вопрос»

Узнайте произведение и его автора по описанию интерьера.

  1. « Все в светлице было убрано во вкусе того времени… Все было чисто, вымазано глиною…Окна в светлице были маленькие, с круглыми матовыми стеклами…На полках, занимавших углы комнаты и сделанных угольниками, стояли глиняные кувшины, синие и зеленые фляжки, серебряные кубки, позолоченные чарки венецианской, турецкой, черкесской работы. Липовые скамьи вокруг всей комнаты и огромный стол посреди ее, печь, разъехавшаяся на полкомнаты, как толстая русская купчиха, с какими-то нарисованными петухами на изразцах…»

(Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

2. «…Картинки на стенках украшали смиренную, но опрятную обитель. Они

изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и

шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает

его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено

поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными

друзьями…Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе,

пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль

и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу…»

(А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)


VI. Конкурс «Географический»

Ответьте на краеведческие вопросы.

      • Какие улицы нашего поселка названы в честь писателей и поэтов?

      • Что находится между рекой и берегом? (Союз «и»)

      • Какой русский город летает по воздуху? (Орел)

      • Что стоит посредине земли? (Буква «м»)

      • Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имен? (Севастополь)

      • Какие четыре моря носят названия цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)

      • Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим.)

VII. Конкурс «Блиц-турнир» (по 12 вопросов каждой команде)


Первая команда

Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Лермонтов в юности?

(Живописью, лепкой, музыкой)

Самое лучшее привидение в мире.

(Карлсон)

Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала?

(Александр Пушкин)

Имя подлого труса.

(Леопольд)

Имя Вырина.

(Самсон)

Синоним преувеличения.

(Гипербола)

Возраст Тараса Бульбы.

(60 лет)

В кого превратился гадкий утенок7

(В лебедя)

Автор стихотворения «Тучи»

(М.Ю.Лермонтов)

Сколько детей было у Дуни?

(Трое)

Имя, отчество купца Калашникова.

(Степан Парамонович)

Вторая команда

Город, в котором родился А.С.Пушкин.

(Москва)

Кто ходит в гости по утрам?

(Винни-Пух)

Возраст Остапа

(22 года)

Образное определение

(Эпитет)

Автор стихотворения «Узник»

(А.С.Пушкин)

С кем дрался купец Калашников?

(С опричником Кирибеевичем)

Перечислите Бременских музыкантов.

(Кот, Пес, Петух, Осел, Трубадур)

Как погибли А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов?

(На дуэли)

Национальность пленной служанки прекрасной панночки.

(Татарка)

Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы?

(Бабушка Елизавета Арсеньева)


VIII. Конкурс капитанов.

  1. Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов

(или предметов).

Команда называет фразеологизм.


Карточки с заданиями

Для команды №1 Для команды №2

Сидеть сложа руки Лезть на стенку

Чесать язык Совать нос не в свои дела

  1. Продолжите афоризм. Ведущий читает начало афоризма.

Для команды №1

Люди перестают мыслить, когда…

(…перестают читать. (Дидро))

Ты всегда в ответе за тех, …

( …кого приручил. (А.де Сент-Экзюпери))

Для команды №2

Лучше оправдать десять виновных, нежели…

(…обвинить одного невиновного. (Екатерина II))

Никогда не беспокой другого тем…

(…что можешь сделать сам. (Л.Н.Толстой))

  1. Расставьте правильно знаки препинания.

В этот день когда: доблестный Игорь, ведущий, войска из лесов и болот, увидел,

что в поле, где? стояли, враги, поднялось!? зловещее облако пыли?, он сказал;

«как?Сладко умереть – за отчизну.» (К.И.Чукоский «Серебряный герб».)

  1. Произнесите скороговорку.

Для команды №1

У пенька опять пять опят.

Для команды №2

От топота копыт пыль по полю летит.


IX. Конкурс для болельщиков (Проводится во время конкурса капитанов)

  1. Отгадайте загадки.

Четыре брата бегут, друг друга не догонят.

(Колеса)

Какой год продолжается всего один день?

(Новый)

Сколько отверстий в голове?

(Семь)

С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни

числа, ни названий дней.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

У семи братьев по одной сестре. Много ли сестер?

(Одна)

Какую часть слова можно найти в земле?

(Корень)

Точка с хвостиком.

(Запятая)

Ложь с намеком.

(Сказка)

Что находится в начале книги?

(Буква «к»)

Как можно склонять голову, не опуская её вниз?

(Изменить слово голова по падежам)

Кто говорит на всех языках?

(Эхо)

  1. Закончите пословицу.

Лучше синица в руке… (…чем журавль в небе.)

Семь раз отмерь… (…один отрежь.)

Друзья познаются… (…в беде.)

Поспешишь… (…людей насмешишь.)

Как аукнется… (…так и откликнется.)

Береги платье снову… (…а честь смолоду.)

Верный друг… (…лучше новых двух.)

Подведение итогов игры. Награждение победителей.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!