СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Фоновая музыка в жизни ребенка" - консультация для педагогов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов "Фоновая музыка в жизни ребенка" раскрывает значение музыки, звучащей "вторым планом" без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях ДОУ и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса, создает эмоционально - комфортный климат в группе.

Просмотр содержимого документа
«"Фоновая музыка в жизни ребенка" - консультация для педагогов»

«Фоновая музыка в жизни ребенка»


(консультация для педагогов)


По мнению известного психолога Б.М.Теплова, музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете, «расходятся пути по всем направлениям».

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях ДОУ и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

  • создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

  • развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

  • активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

  • переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

  • психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток;

  • создание интереса к музыкальной культуре.

Важным компонентом фоновой музыки является подбор музыкальных

произведений, т. к. неправильно подобранная музыка может оказать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому необходимо подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Воспитатель, включая музыку, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии вы намеренно обращаете внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы педагога. Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все зависит от педагога, от того, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки «что-то» и восхититься им. «Мысли похожи на дождь», - сказала одна девочка. Они льются и одиноко капают, светятся и наводят грусть, раздражают и приносят успокоение. В дожде вся палитра эмоций… Так в музыке рождаются тонкие, никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребенок сможет по-своему воспринять новое.

Степень активности восприятия музыки детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности определяется воспитателем.


Включение музыки в образовательную деятельность


Форма восприятия

музыки

Непосредственно образовательная

деятельность

Содержание деятельности

педагога


Активная


- познание;

- игровая;

- музыкально-художественная;

- двигательная;

- коммуникативная


Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звуча-ние музыки, ее образно- эмоциональное содержание, средства выразительности

(мелодия, темп, ритм и др.)



Пассивная


- трудовая;

- познание;

- продуктивная;

- восприятие художественной

литературы;

- коммуникативная



Педагог использует музыку как фон к основной деятель-ности, музыка звучит негром-ко, как бы на втором плане


Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на

занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе.


Расписание звучания фоновой музыки

в режимных моментах


Время звучания

Режимные моменты

Преобладающий

эмоциональный фон

7.30 – 8.00


Утренний прием

Радостно-спокойный

8.40 – 9.00


Настрой на занятия

Уверенный, активный

12.20 – 12.40


Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15.00 – 15.15

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный


Примерный репертуар фоновой музыки


Функция фоновой музыки


Примерный репертуар

Релаксирующая (расслабля-ющая)

К. Дебюсси «Облака».

А.П. Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета.

К.-В. Глюк «Мелодия».

В.-А. Моцарт «Реквием».

К. Сен-Санс «Карнавал животных».

Ф. Шуберт «Вечерняя серенада».

И. Брамс «Вальс № 3».

Р. Шуман «Детские сцены», «Грезы».

Г.-Ф. Гендель «Музыка на воде».

К.-В. Глюк –Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».


Тонизирующая (повышаю-щая жизненный тонус, наст-роение)

Л. Бетховен-Увертюра «Эгмонт».

И. Брамс «Венгерский танец № 7».

А. Дворжак «Славянский танец № 2».

Ф. Лист «Венгерские рапсодии».

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада».

Э. Григ «Утро».

И.-С. Бах «Шутка».

И. Штраус «Весенние голоса».

Ф. Шопен «Прелюдии».

Б. Монти «Чардаш».


Функция фоновой музыки


Примерный репертуар

Активизирующая (возбуждающая)

П.И. Чайковский «Шестая симфония» 3-я часть.

Л. Бетховен «Увертюра Эдмонд».

В.-А. Моцарт «Турецкий марш».

Ф. Шопен «Прелюдия 1, опус 28».

М.И. Глинка «Камаринская».

В.-А. Моцарт «Турецкое рондо».


Успокаивающая (умиротворяющая)

Ф. Шопен – Прелюдия ми минор.

Т. Альбинони – Адажио для органа и струнных.

М. Глинка «Жаворонок».

А. Лядов «Музыкальная табакерка».

К. Сен-Санс «Лебедь».

Ф. Шуберт «Серенада».

П.И. Чайковский «Вальс цветов».


Организующая (способству-ющая концентрации внима-ния при организованной деятельности)

И.-С. Бах «Ария».

А. Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето»).

С. Прокофьев «Марш».

Ф. Шуберт «Музыкальный момент».

В.-А. Моцарт «Гроза».

В.-А. Моцарт – Симфония № 40.

Д. Шостакович – Прелюдия и фуга фа минор.

П. И. Чайковский «Времена года».



Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника.

Рекомендации для педагогов:

* задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального

сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже

знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время

реагирования, снижать качество работы;

* музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к

одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца;

* степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от

их возрастных и индивидуальных особенностей и определяется самим педагогом.

* перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и

может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса;

* использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно

при переходе от одной возрастной группы к другой.

5