«Фоновая музыка в жизни ребенка»
(консультация для педагогов)
По мнению известного психолога Б.М.Теплова, музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете, «расходятся пути по всем направлениям».
Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях ДОУ и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток;
создание интереса к музыкальной культуре.
Важным компонентом фоновой музыки является подбор музыкальных
произведений, т. к. неправильно подобранная музыка может оказать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому необходимо подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Воспитатель, включая музыку, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии вы намеренно обращаете внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.
Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы педагога. Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все зависит от педагога, от того, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки «что-то» и восхититься им. «Мысли похожи на дождь», - сказала одна девочка. Они льются и одиноко капают, светятся и наводят грусть, раздражают и приносят успокоение. В дожде вся палитра эмоций… Так в музыке рождаются тонкие, никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребенок сможет по-своему воспринять новое.
Степень активности восприятия музыки детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности определяется воспитателем.
Включение музыки в образовательную деятельность
Форма восприятия музыки | Непосредственно образовательная деятельность | Содержание деятельности педагога |
Активная | - познание; - игровая; - музыкально-художественная; - двигательная; - коммуникативная | Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звуча-ние музыки, ее образно- эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.) |
Пассивная | - трудовая; - познание; - продуктивная; - восприятие художественной литературы; - коммуникативная | Педагог использует музыку как фон к основной деятель-ности, музыка звучит негром-ко, как бы на втором плане |
Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на
занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе.
Расписание звучания фоновой музыки
в режимных моментах
Время звучания | Режимные моменты | Преобладающий эмоциональный фон |
7.30 – 8.00 | Утренний прием | Радостно-спокойный |
8.40 – 9.00 | Настрой на занятия | Уверенный, активный |
12.20 – 12.40 | Подготовка ко сну | Умиротворенный, нежный |
15.00 – 15.15 | Подъем | Спокойный, оптимистично-просветленный |
Примерный репертуар фоновой музыки
Функция фоновой музыки | Примерный репертуар |
Релаксирующая (расслабля-ющая) | К. Дебюсси «Облака». А.П. Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета. К.-В. Глюк «Мелодия». В.-А. Моцарт «Реквием». К. Сен-Санс «Карнавал животных». Ф. Шуберт «Вечерняя серенада». И. Брамс «Вальс № 3». Р. Шуман «Детские сцены», «Грезы». Г.-Ф. Гендель «Музыка на воде». К.-В. Глюк –Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика». |
Тонизирующая (повышаю-щая жизненный тонус, наст-роение) | Л. Бетховен-Увертюра «Эгмонт». И. Брамс «Венгерский танец № 7». А. Дворжак «Славянский танец № 2». Ф. Лист «Венгерские рапсодии». В. Моцарт «Маленькая ночная серенада». Э. Григ «Утро». И.-С. Бах «Шутка». И. Штраус «Весенние голоса». Ф. Шопен «Прелюдии». Б. Монти «Чардаш». |
Функция фоновой музыки | Примерный репертуар |
Активизирующая (возбуждающая) | П.И. Чайковский «Шестая симфония» 3-я часть. Л. Бетховен «Увертюра Эдмонд». В.-А. Моцарт «Турецкий марш». Ф. Шопен «Прелюдия 1, опус 28». М.И. Глинка «Камаринская». В.-А. Моцарт «Турецкое рондо». |
Успокаивающая (умиротворяющая) | Ф. Шопен – Прелюдия ми минор. Т. Альбинони – Адажио для органа и струнных. М. Глинка «Жаворонок». А. Лядов «Музыкальная табакерка». К. Сен-Санс «Лебедь». Ф. Шуберт «Серенада». П.И. Чайковский «Вальс цветов». |
Организующая (способству-ющая концентрации внима-ния при организованной деятельности) | И.-С. Бах «Ария». А. Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето»). С. Прокофьев «Марш». Ф. Шуберт «Музыкальный момент». В.-А. Моцарт «Гроза». В.-А. Моцарт – Симфония № 40. Д. Шостакович – Прелюдия и фуга фа минор. П. И. Чайковский «Времена года». |
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника.
Рекомендации для педагогов:
* задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального
сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже
знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время
реагирования, снижать качество работы;
* музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к
одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца;
* степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от
их возрастных и индивидуальных особенностей и определяется самим педагогом.
* перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и
может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса;
* использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно
при переходе от одной возрастной группы к другой.
5