Формат описания урока для формирования читательской грамотности по русскому языку
Фамилия, имя, отчество автора: Горбунова Елена Анатольевна
М
укажите полное название образовательной организации и муниципалитет
есто работы - г. Минусинск «Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №12»
Должность - учитель русского языка и литературы
Класс 5А
Предмет - Русский язык
Тема – Богатство русской речи. Синонимы
Место темы в программе1 Раздел «Лексика, Культура речи», четвертый урок в теме. Изучили тему «Слово и его лексическое значение», «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов», «Омонимы».
Главный содержательный вопрос урока2: В чем заключается главная особенность слов, помогающих нам не повторяться, и для чего еще они нужны?
Цель3 (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
знать:
понятие «синоним»;
роли синонимов в речи.
уметь (сможет продемонстрировать):
- находить синонимы в тексте;
- подбирать синонимы к данным словам;
- правильно и уместно употреблять синонимы в собственной речи.
Инструменты проверки достижения результата4: задания по тексту, письменный ответ на вопросы, работа с текстом на рабочих листах, устный ответ, выполнение теста.
Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов5
| задание | баллы |
1 | Продолжи предложение: Синонимы – это…… | |
2 | Напиши синоним к слову ХРАБРЫЙ - | |
3 | Подчеркни лишнее слово: загрустить, затужить, печаль, закручиниться | |
4 | Отредактируй предложение, устранив речевые ошибки: Среди пугливых животных самые пугливые – это пугливая лань и пугливый заяц. | |
5 | Восстановите пропущенное слово: зной, ………, пекло | |
За каждый правильный ответ -1 балл. Набрали 5 баллов - «5», 4 балла - «4», 3 балла - «3».
Ответы: 1. -Синонимы –это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. 2 - Мужественный, 3 Печаль, 4- Среди пугливых животных больше всего выделяются боязливая лань и трусливый заяц. 5 – Жара.
Тест с ответами
| задание | баллы |
1 | Продолжи предложение: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи | |
2 | Напиши синоним к слову ХРАБРЫЙ - Мужественный | |
3 | Подчеркни лишнее слово: загрустить, затужить, печаль, закручиниться | |
4 | Отредактируй предложение, устранив речевые ошибки: Среди пугливых животных самые пугливые – это пугливая лань и пугливый заяц. Среди пугливых животных больше всего выделяются боязливая лань и трусливый заяц | |
5 | Восстановите пропущенное слово: зной,жара, пекло | |
11. Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:
Работа в классе:
Начало урока (мотивация, введение в тему: постановка учебной задачи, проблемная ситуация, описание ситуации чтения) __10__ минут
Урок (работа с текстами, деятельность учащихся) __25__ минут
Завершение урока _10___ минут
Организационно-педагогические условия и описание хода урока
А) Описание учебной задачи6
Введение в тему. Формулировка темы и цели урока
Ребята поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью.
- Понравился ли текст вам? Почему? (В тексте очень много неоправданных повторов). Чтобы это исправить, надо заменить эти слова синонимами.
Б) Ход урока, его этапы, задания учащимся на основе сконструированных текстов7
Так что же это за слова такие - синонимы? Карандашом ставим (+) если все понятно, (?) – если есть вопросы. Изучим материал учебника (текст № 2), перескажем правило соседу, составим по правилу несколько вопросов.
Проверка.
(Синонимы – слова одной части речи или разных? Что известно о лексическом значении синонимов? Различаются ли синонимы в произношении и написании?)
Формируемые читательские умения: находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
Задание 1
Выписать из текста задания №1 синонимы, ответить на вопрос - Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).
Формируемые читательские умения: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
Задание 2
На столах у учащихся лежит распечатанный текст – описание картины В.Л. Боровиковского «Портрет Е.Н. Арсеньевой» ( № 1)
Задание № 2: Используя слова для справок ( слова даны в конце текста задания 2), впиши на месте пропусков нужные слова. Сделать вывод: потребовались ли вам синонимы при выполнении задания?
Формируемые читательские умения: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста, использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.
Задание 3. Какие задания к этому тексту мы можем выполнить?
Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.
Формируемые читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний, понимать значение слова или выражения на основе контекста;
Задание № 4. Попробуй себя в роли литературного редактора. Найди речевые ошибки. Что нужно сделать, чтобы их исправить? Запиши предложения в исправленном виде.
Формируемые читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.
Итог урока: Синонимы – это … (примеры ..)
Роль синонимов в речи… ( Синонимы используются:
для более точного выражения мысли (влажный и мокрый) ;
для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся) ;
как средство преодоления повторения одного и то же слова;
как способ связи соседних предложений в тексте.
Таким образом, роль синонимов в языке очень важна: они делают нашу речь более яркой, гибкой, точной и выразительной, а, кроме того, позволяют избегать неоправданных повторов слов).
Выполнить Тест по теме
Рефлексия. Продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
Учебные материалы (тексты), которые будут использованы на уроке.8 Текст 1:
Картина – Боровиковский «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/arsenieva-borovikoskii-.jpg
Текст 2. Параграф в учебнике, учебный текст. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцов Л.А. - М.: Просвещение, 2015 г. – С. ??
§ 68. Синонимы
В
русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. Например, двумя разными словами: бегемот, гиппопотам - называется одно и то же животное, о котором говорится в стихотворении С. Маршака.
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-топама...
Нет, ги-попо-тото-попама...
Нет, ги-гото-попо-потама...
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоём
Взглянуть на ги... на бегемота!
Мы чаще так его зовём...
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его!..
Прилагательные красный, алый обозначают один и тот же признак - красный цвет. Глаголы бежать, мчаться обозначают одно и то же действие — быстро двигаться, перемещаться. Слова бегемот - гиппопотам: красный - алый: бежать - мчаться - синонимы.
Синонимы обозначают одно и то же, но по-разному. Синонимы бегемот - гиппопотам различаются тем, что первый из них употребляется чаще в разговорной речи; слово гиппопотам, как правило, встречается в научных произведениях. Синонимы бежать - мчаться различаются тем, что второй из них (мчаться) имеет дополнительный оттенок значения: мчаться - значит не просто бежать, а бежать с большой скоростью. Красный - алый различаются тем, что второй из этих синонимов обозначает ярко-красный цвет светлого оттенка.
С инонимы — это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы. |
Рабочие листы для учеников (тексты с вопросами и заданиями) на каждый этап урока или ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ урока.
Задание 1
Выписать из текста синонимы, ответить на вопрос - Почему вы решили, что это синонимы?
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Задание № 2: Используя слова для справок, впиши на месте пропусков нужные слова. Сделать вывод: потребовались ли вам синонимы при выполнении задания и для чего.
1) На нас смотрит симпатичное, ________________________ лицо девушки.
2) Её лукавая, _____________ улыбка, смеющиеся, __________________ глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться её счастью.
3) Жизнерадостное, __________ настроение передаётся нам, и, наверное, поэтому так приятно, ____________ смотреть на эту девушку, любоваться её одеждой.
4) Платье девушки из прозрачного, __________________ материала. Оно подчёркивает нежность и молодость героини, её изысканный, _____________ вкус.
5) Ощущение радости, _____________ остаётся от этой картины.
Слова для справки: задорная, кокетливая, с хитринкой; приятное, милое; просвечивающий, просторный; веселый, задорный, оживленный, радостный, ликующий, сияющий, лучезарный, светлый; бодрый, оптимистичный; утонченный, тонкий; отрадный, милый; ликование, веселье, оживление, праздник, торжество, полнота жизни.
Задание № 3. Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
Необходимое оснащение для урока9 - проектор, рабочие листы для учащихся , учебник
Текст домашнего задания10:
1. Определение синонимов выучить наизусть,
2. Выполнить упр.367 из учебника стр. 165
Озаглавьте текст. Спишите, выбирая один из данных в скобках синонимов. Поставьте недостающие знаки препинания в четвёртом предложении. Какие правила вы применяли, вставляя пропущенные буквы?
1. Скворёнушка — (небольшая, миниатюрная) лесная река.4 2. Она (протекает, пробирает(?)ся) по дну глубокого оврага, течёт и течёт себе по камушкам2. 3. Жизнь у неё своя1, на других не похожая. 4. (Зной, жара) стоит на земле высыхают зелёные травы (прячет(?)ся, хоронит(?)ся) от (жары, зноя) всё живое, а у Скворёнушки в овраге прохлада. 5. Зелени разной, и цветам, и малиннику — всему (беспрепятственно, привольно) расти возле Скворёнушки.
3. Составить текст (из 5-6 предложений) – текст-повествование о движении на улице, используя синонимы к слову ЕХАТЬ.
Критерии оценки домашнего задания:
Оценка 5 – выполнены верно все задания
Оценка 4 – выполнены верно 1 и 2 задания
Оценка 3 – выполнено верно 2 задание
1 Данный пункт это своеобразная пояснительная записка, которая определяет место урока в программе, указывает на связи содержания урока с предыдущими и последующими темами, определяет динамику формирования умений и т.п.
2 Главный содержательный вопрос урока может содержать в себе проблемную ситуацию (проблемный вопрос), который определяет ситуацию чтения, становится учебной задачей.
3 Цель должна соответствовать технологии SMART:
S (Specific) – Конкретные – цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменение конкретной ситуации.
M (Measurable) – Измеримые – если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат (ожидаемый результат, заложенный в цели, должен быть измерен качественно или количественно через систему индикаторов реализации цели).
A (Attainable) – Достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели (предполагающие усилия), но при этом они должны быть достижимыми.
R (Result-oriented) – Ориентированные на результат (релевантные): цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы.
T (Time-bounded) – Соотносимые с конкретным сроком: цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.
Цель должна определяться и формулироваться через результат деятельности УЧАЩЕГОСЯ.
4 Например, выполнение задания/заданий, устный ответ (публичное выступление), создание продукта (собственного текста), заполнение матрицы (таблицы), тест, самостоятельная/контрольная работа и т.п.
5 Опишите конкретные критерии/показатели/индикаторы, которые используются при оценке достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа. Другой пример – результатом обучения у вас будет выполнение самостоятельного задания (ответ на вопрос). Следовательно, в данном разделе вам необходимо привести критерии оценки этого задания и шкалу перевода баллов в отметку.
6Учебная задача может быть описана через проблемный вопрос, проблемную ситуацию, кейс, задачу, ситуацию чтения.
7 В данном пункте вам необходимо описать логику разворачивания урока: как и для чего дается задание школьникам, с какими учебными материалами они работают, как организована деятельность (индивидуально, по парам, по группам). Организация деятельности школьников в зависимости от задания и этапа может меняться, и это изменение должно быть обосновано. Логику разворачивания этапов урока необходимо писать понятно, ясно, последовательно, избегать клише и общих слов. Нельзя! Описывать логику разворачивания в формате технологической карты, это должен быть текст! Слова «Здравствуйте, дети!» и т.п. также не приветствуются. Вы «со стороны» должны описать то, что будет происходить на уроке. Именно при описании этого пункта вы должны обратить внимание на деятельность школьников в контексте формирования читательской грамотности.
8 Все тексты должны быть подписаны, указаны авторы, характеристика текста (учебный текст, карта, публицистика, хронологическая таблица, первичный исторический источник, произведение историка, схема, инфографика, статистика и т.п.), указаны выходные данные. Если текст взят из сети Интернет, то также должен быть указан автор, сделана ссылка на сайт и указана дата обращения к данному сайту. Т.е. все тексты должны быть атрибутированы.
9 В данном пункте необходимо указать количество раздаточных материалов, оборудование: компьютеры, интерактивная доска и т.п. и другое оборудование, если необходимо.
10 Домашнее задание должно быть связано с содержанием урока, должны быть описаны критерии оценки домашнего задания, критерии оценки должны быть ясны и понятны УЧАЩИМСЯ. ИЛИ домашнее задание может быть связано с продолжением изучения темы и формирования умений и носить опережающий характер. Если домашнее задание носит опережающий характер, то учащимся должна быть понятна учебная задача. Если домашнее задание НЕ предусмотрено в данном уроке, то необходимо описать ОБОСНОВАНИЕ такого решения. Например, в ходе урока была выполнена учебная задача и учащиеся оценены по данной теме. Тогда в описании хода урока должно быть предусмотрено время на оценивание и ясно обозначены критерии данного оценивания. Данный пункт может повторять информацию 10 и 11 пунктов.