СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование активной гражданской позиции у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование активной гражданской позиции у младших школьников»

Формирование активной гражданской позиции у  младших школьников

                                                                                                                                                 

 Основной задачей современного воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.

Перед современным педагогом ставится одной из главных задач: «Сформировать гражданскую позицию у учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности». Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью. Это понятие отражает политические, юридические, нравственные права и обязанности граждан по отношению к своему государству и предполагает сознательное, ответственное отношение людей к обществу.

Выделены  составляющие  гражданской  позиции  ученика,  которыми  могут  являться    следующие качества личности:

  • патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);

  • гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);

  • активная жизненная позиция;

  • нравственность;

  • творчество (раскрытие способностей, креативность, самоопределение).

Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью.

Выражением гражданской позиции личности является ее отношение к обществу, деятельности, людям, самой себе. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах

. В структуре гражданской позиции личности выделяются три компонента:

  • познавательный,

  • мотивационно-ориентировочный,

  • поведенческий.

Так, познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности. Они определяют смысл жизни человека, что для него особенно важно, значимо, добросовестно, честно и так далее.

Поведенческий компонент гражданской позиции характеризуется реальным поведением человека, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Необходимость в  социальном  утверждении  и  признании  своей  личности  ощущает  каждый  человек, что приводит его к поискам путей и средств для самоутверждения. Формы его могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, асоциальными и антисоциальными. В процессе самореализации проявляется и проверяется гражданская позиция личности, способность индивида сохранять и реализовать ее в различных условиях, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям.

Гражданское   становление   подрастающего   человека   определяется   всем   укладом   его    жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой, поэтому так велика роль школы в формировании гражданской позиции ученика.

Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Поэтому содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности включает в себя овладение школьниками социально ценным жизненным опытом. Процесс передачи социального опыта ориентируется на естественные интересы молодых людей, а содержание облекается в особые формы, предусматривающие эмоциональную насыщенность самого процесса освоения жизненного опыта, и обращается к высокому смыслу человеческой жизни. 

Воспитание чувства принадлежности к школе, ее традициям, истории  современности. Преследуются две цели: имиджевая политика школы и воспитание патриотических чувств по   отношению к своей школе. Имиджевая политика реализуется слабо, а патриотическое отношение к своей школе формировалось у детей на протяжении всего обучения: это и участие в районных олимпиадах, конкурсах, где необходимо защищать  честь своей школы, это  и подготовка таких общешкольных мероприятий    как, «1 сентября», «Последний звонок», «Вечер встречи выпускников». В школе существует и работает орган ученического самоуправления, в котором принимают участие ученики.

Направление «Профессия». Профориентационная работа является составной частью программы социальной адаптации. Это направление реализуется не только классным руководителем, но и психологом школы и заместителем директора по воспитательной работе. Ведутся спецкурсы, элективные курсы, проводятся  анкетирования,   классные   часы   и   родительские   собрания,   направленные   помочь  детям и их родителям в определении будущей профессии ребенка.

Направление  «Интеллект».  В  школе  проводятся  межпредметные,  общие  предметные      недели и мини-погружения на классных часах и уроках, учебные декады, школьные олимпиады, ведется дополнительная работа с одаренными и неуспевающими учащимися.

Направление «Нравственность и эстетика», которое включает в себя как воспитательную среду (оформление  интерьера   учебных  кабинетов  и  рекреаций),  так  и  психологическую  атмосферу  на    уроках и в самой школе. В школе проводится много творческих конкурсов, праздников, в которых учащиеся активно принимают участие под руководством классного руководителя. Здесь наиболее полно раскрывается творческий потенциал детей.  Школьники принимают участие  в смотрах-конкурсах.  За время обучения детей на   средней и высшей    ступенях    школы    было    проведено    много    классных    часов,    посвященных    нравственному и эстетическому воспитанию подростков. Все эти мероприятия направлены воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус; формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.

Направление   «Патриотическое    воспитание»    призвано    формировать    чувство  причастности к истории нашей страны, гордости за свое отечество. Проводятся мероприятия памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся.  Проведение  уроков  Мужества,  классных  часов,  посвященных  Дням  Воинской  славы, встреч с ветеранами Великой  Отечественной  войны.  Поздравление  ветеранов  войны  и  труда  Сбор  материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов. Проведение конкурсов военно-патриотической песни,  смотров строя и песни, 8 и 9 мая в День великой Победы ребята несут почетный караул у обелиска воинам- землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, участвуют в факельном шествии.

Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:

  • понятия основных социальных ролей - дочери, сына;

  • преемственность поколений, семейные традиции;

  • любовь к Родине, гордость;

  • гражданский долг; 

  • активность жизненной позиции;

  • соблюдение правил и норм поведения;

  • верность долгу;

  • профессиональное самоопределение и польза обществу;

  • призвание и успех в жизни;

  • роль коллектива;

  • уважение других людей;

  • сопереживание и участие;

  • лидерская позиция и др.

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника –  помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, правам  других  людей  и  ответственности  перед  обществом.  Идет  обогащение  сознания  и    мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах   общества,   о   правах   людей,   определяется   гражданская   позиция   человека,   его    социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитания Человека культуры и гражданина своей страны.