Одной из важнейших задач в эпоху модернизации общества становится воспитание личности, которая обладает любовью к своей стране и является настоящим патриотом и гражданином. Государственная политика в сфере образования придает первостепенное значение духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
Курс "Окружающий мир" играет особую роль в формировании патриотических чувств у младших школьников. Структура данного предмета, особенно на начальной ступени, акцентируется на двух направлениях: человек и природа, человек и общество.
Дальнейшим этапом становления гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей и культурно-исторических особенностей его места проживания. Через близких людей, окружающую природу и социальное окружение они усваивают концепции "малой родины", "отечество", "родная земля", "родной язык", "моя семья и род", "мой дом".
Каждому ребенку необходимо познание своих корней - истории своей семьи, народа, страны, чтобы стать полноценно развитым и любящим свою родину человеком, настоящим патриотом.
Целью современной системы патриотического воспитания является формирование активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать ответственность за будущее родины и нашей планеты.
Для патриотического воспитания детей младшего школьного возраста необходимо использовать разнообразные технологии, в том числе метод проектов и исследовательскую деятельность учащихся.
В последние годы метод проектов является особенно эффективным для формирования активной позиции учащихся. Работа над проектами в патриотическом воспитании направлена на развитие патриотических взглядов и практических навыков.
Содержание линии "страна, в которой человек живет" в предмете "Окружающий мир" охватывает различные темы, такие как "родная страна", "Россия - твоя родина", "человек - защитник своего отечества", "гражданин и государство". Работа над проектами по этим темам позволяет ученикам понять и полюбить свою страну, узнать ее особенности и ценности, а также понять важность патриотизма и гражданства.
Для успешного воспитания патриотизма необходимо также использовать проекты, которые отражают содержание предмета "Окружающий мир" и затрагивают темы семьи, родины, природы, профессий и войны.
В целом, проектная и исследовательская деятельность играют важную роль в формировании активной гражданской позиции учащихся и помогают им понять и оценить историю, традиции и жизнь своего народа.
Изучение истории семьи и работы над проектами, такими как "моя родословная" или "кто нас защищает?", способствуют нарастанию интереса к родной стране, к ее истории и культуре, а также формируют чувство гордости и патриотизма к своей стране.
Проекты, посвященные истории и традициям России, ученикам позволяют расширить свои знания и развить общечеловеческие ценности, такие как мужество, патриотизм и уважение к историческому наследию своей страны.
Список используемой литературы
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М., «Просвещение», 2009.
Заббарова, М.Г. Патриотическое воспитание школьников посредством изучения национальных традиций малой родины / М.Г. Заббарова // Международная школа-семинар «Парадигмы интернационализма, исторический опыт и перспективы развития патриотического воспитания»: сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – С. 138-145.
Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102227/
«Патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы»//Сб. тезисов, докладов и сообщений участников XXII Всероссийской научно-практической конференции (15 апреля 2021 г. – Серов) https://admivdel.ru/images/doc2021/sbornik_npk_2021_severnyj_pedagogiches: (10.07.2023 г.)
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www. pravo.gov.ru, 20.04.2023.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Российская газета. — 2012. — № 303.
Федеральный закон от 31.072020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Российская газета. — 2020. — № 174.
Шиканова А. Н. Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2020. — № 1 (106). — С. 232–238.