Просмотр содержимого документа
«Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью»
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью
МБОУ «АСОШ №50»
учитель начальных классов
Аникина М.Н.
Базовые учебные действия (БУД) — это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.
Основная цель формирования базовых учебных действий (БУД) у школьников с умственной отсталостью — сформировать у них основы учебной деятельности , которые обеспечат подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Некоторые задачи формирования БУД:
- Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
- Формирование учебного поведения , в том числе направленности взгляда, умения выполнять инструкции педагога, использовать учебные материалы по назначению, выполнять действия по образцу и по подражанию.
- Формирование умения выполнять задание в течение определённого периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
- Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.
- Формирование мотивационного компонента учебной деятельности.
- Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Нейропсихологическая коррекция – это исправление, изменение, приведение в норму процессов и функций, связанных с работой головного мозга: восприятия, внимания, пространственной ориентации, эмоционального реагирования, речи, памяти, моторики.
Все это определяет, насколько ребенок будет успешно учиться, взаимодействовать со сверстниками. В целом – как хорошо он сможет существовать в обществе. Речь идет о детях разного возраста. Например, 4-5-летние малыши в дошкольных образовательных учреждениях, если имеют какие-то нарушения, не могут нормально играть в коллективе, общаться с другими ребятами и взрослыми. Когда мальчик или девочка уже достигли школьного возраста, то им сложно дается учеба: чтение, счет и всё остальное. Проблемы могут быть и у подростков.
Нейропсихологические упражнения:
- развивают мозолистое тело мозга;
- повышают стрессоустойчивость;
- синхронизируют работу двух полушарий;
- улучшают мыслительную деятельность;
- укрепляют память;
- делают ребенка более внимательным.
Зрительно-моторная координация развивает согласованные действия рук и глаза . С помощью зрения ребёнок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.
Нейрогимнастика помогает улучшить память и концентрацию внимания, а также снять мышечное напряжение в перерывах между занятиями.
Нейроритмика способствует развитию различных навыков и способностей, например: Улучшению разговорных навыков , ритмики, крупной и мелкой моторики.
Нейроритмика способствует :
- развитию согласованности в работе мозга и тела;
- развитию чувства ритма;
- развитию самоконтроля и саморегуляции;
- повышению работоспособности организма ребёнка;
- стабилизации эмоционального состояния.
- Также нейроритмика направлена на:
- укрепление связей между полушариями мозга;
- улучшение речевой и телесной ритмизации;
- формирование схемы и границ тела;
- удержание моторных программ;
- развитие слухового восприятия, памяти и внимания;
- активизацию речи;
- формирование навыков общения.
Нейрогимнастика, направленная на развитие ритма , помогает стимулировать синхронную работу полушарий мозга, что важно для гармоничного психофизического развития.
Некоторые эффекты таких занятий:
- Развитие ритмического восприятия . Упражнения позволяют ребёнку осваивать основные ритмические схемы, что является основой для дальнейшего музыкального развития.
- Улучшение навыков координации . Например, игра «Музыкальные шаги» заставляет детей двигаться в определённом ритме (медленно шагать под звучание низких звуков и быстро при высоких).
- Укрепление внимания . Повторение и запоминание ритмических последовательностей упражняет не только слух и чувство ритма, но и укрепляет внимание и память.
- Развитие межполушарного взаимодействия . Упражнения построены на заданиях, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
- Исследования показывают, что такие упражнения не только улучшают музыкальные способности, но и положительно влияют на развитие речи, памяти и даже социальных навыков детей.
Обучение швейному делу
- Развитие психофизических функций . Занятия улучшают мышление, мелкую и крупную моторику, зрительное восприятие и другие навыки.
- Формирование эстетических представлений . Ученики учатся работать с цветом и формой, составлять эскизы к аппликациям и композициям.
- Социальная адаптация . Выполнение швейных работ благотворно сказывается на становлении личности, помогает детям адаптироваться к условиям жизни в современном мире.
- Приобретение бытовых навыков . Ученики учатся ремонтировать одежду, что важно для их самостоятельности и занятости в быту после окончания школы.
- Профориентация . В старшем звене уроки швейного дела проходят с элементами профориентации, детей знакомят с профессиями.
Таким образом, обучение швейному делу играет важную роль в подготовке детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и труду.
Формирование базовых учебных действий (БУД) способствует тому, что обучающийся понимает обучение как процесс подготовки к реальной жизни, принимает активную позицию, учится успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе.