Выступление на школьном методическом объединении начальных классов по теме:
Формирование базовых учебных действий
у обучающихся с умственной отсталостью
в учебной и внеурочной деятельности
1. Деятельностный подход и требования ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Введение с 1 сентября 2016 года Федерального государственного
образовательного стандарта начального образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью обусловливает определенные
изменения в организации и содержании специального образования.
Эти изменения зависят от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной. Выделены 4 компонента деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) Была разработана концепция развития универсальных учебных действий, согласно которой содержание учебных предметов и образовательных технологий должны выстраиваться с ориентацией на формирование системы общеучебных умений, обеспечивающих успешность обучения школьников. Реализация программы формирования базовых учебных действий, направлена на достижение личностных и предметных результатов. Кроме того, они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Формирование БУД у школьника с умственной отсталостью направлено
на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает
одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и
овладения доступными видами профильного труда.
К функциям базовых учебных действий относится:
1) обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой
предметной области;
2) реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
3) формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
4) обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Следовательно, от степени их сформированности у выпускника
коррекционной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми
видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации.
Структура базовых учебных действий включает:
- мотивационный компонент учебной деятельности;
- операционный компонент учебной деятельности, состоящий из
комплекса БУД, обеспечивающих реализацию различных видов учебной
деятельности;
- регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения
принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую
деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на
организационную помощь педагога.
Следовательно, учитывая потенциал возможностей детей с умственной
отсталостью, на протяжении всего обучения должна проводиться
целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом
определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Таким образом, программа БУД позволяет реализовывать коррекционно-
развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Как и в цензовых вариантах АООП НОО, предусматривающих
формирование универсальных учебных действий, программа формирования
БУД включает четыре их группы:
1) личностные БУД;
2) коммуникативные БУД;
3) регулятивные БУД;
4) познавательные БУД.
Согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ уровень
сформированности базовых учебных действий определяется на момент
завершения обучения в начальной школе, а в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью – на момент
завершения обучения школе.
Учет сформированности базовых учебных действий является
важнейшим показателем для промежуточной аттестации обучающихся.
2. Система работы по формированию БУД у обучающихся с ОВЗ
в образовательной организации
Согласно Стандартам на протяжении всего периода обучения должна
проводиться целенаправленная работа по формированию учебной
деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции
мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу
формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Стандартами предусмотрено формирование у обучающихся БУД в
разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные
специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и
индивидуальной формах.
В каждом учебном предмете или коррекционном курсе педагог может
использовать широкий арсенал методов и приемов для формирования БУД у
обучающихся. При этом на начальных этапах обучения особое внимание
должно уделяться формированию базовых регулятивных действий. К таким
регулятивным БУД относятся умения адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.), а также принимать цели, произвольно включаться в деятельность и следовать предложенному плану. По единым алгоритмам учеников младших классов ежедневно следует приучать подготавливать к уроку свое рабочее место, ориентироваться в тетради и учебнике, правильно выбирать способы
выполнения задания, планировать свои действия и многое другое.
Учитывая, что для большинства обучающихся с умственной отсталостью
характерен низкий уровень сформированности произвольной регуляции, а
также недостаточное осознание требований ситуации школьного обучения, для формирования школьного поведения на первых этапах обучения возможно использование поведенческих методов. Применение этих методов позволит за счет различных внешних стимуляций (например, модификаций жетонного метода) создать условия для соблюдения обучающимися норм школьного поведения с последующей интериоризацией этих регулятивных действий. Эти методы оказываются особенно эффективными при работе с детьми с грубыми нарушениями целенаправленного поведения.
Для дальнейшего развития регулятивных умений, например, действовать
по плану, можно начать с обучения детей составлению плана уже
выполненной работы. Это прием позволяет учащимся осознать, что задание
следует всегда выполнять в определенной последовательности, и
подготавливает основу для перехода к последующему этапу обучения –
составлению плана предстоящей работы. После овладения школьниками
умением составлять план выполненной работы можно рекомендовать обучать их умению работать по предложенному педагогом плану. В этом случае план вначале дается к знакомым, а затем и к новым заданиям. Педагог же должен сопровождать обучение объяснениями и демонстрациями рисунков, наглядно представляющих последовательность совершаемых действий. Специальная коррекционно-воспитательная работа нужна для развития приемов и способов самоконтроля. Формирование самоконтроля зависит от уровня осмысленности совершаемых действий и способности сопоставить их результат с образцом. Таким образом, к условиям формирования самоконтроля у обучающегося относится понимание им цели совершаемого действия, а также сформированность у него следующих познавательных БУД: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; сравнивать и классифицировать на наглядном материале; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности и др.
При этом учитель с помощью вопросов организует восприятие ребенка с целью привлечения внимания к дифференцирующим объект признакам. Разнообразные методы и приемы формирования регулятивных и
познавательных БУД (например, таких как сравнение предметов, а
также более предметных БУД – умений читать, писать, выполнять
арифметические действия) на таких учебных предметах, как «Русский язык»,
«Чтение», «Математика» можно найти в соответствующих учебных пособиях
для учителей по методикам преподавания этих предметов.
В качестве общих принципов формирования БУД у обучающихся в
учебной деятельности можно выделить принципы, сформулированные еще 60-е годы прошлого века для развития обще учебных умений необходима:
1) помощь и направляющее воздействие учителя, подготавливающие
учащихся к предстоящим действиям;
2) систематическая тренировка школьников в выполнении умственных
действий, их постепенное превращение в приемы деятельности;
3) является включение в учебный процесс упражнений в применении
усвоенных знаний.
На этих же принципах может выстраиваться работа по формированию БУД
у обучающихся и во внеурочной деятельности, где педагог имеет большие
возможности выбора, как содержания деятельности, так и методов и приемов
работы с детьми.
При проектировании каждого урока учителем должны определяться конкретные БУД, формирующиеся на разных этапах учебного занятия. Учителем должны продумываться учебные ситуации,
включающие учебный материал, методы и приемы организации деятельности
учащихся, обеспечивающие формирование этих БУД.
Общий алгоритм проектирования учебного занятия может быть
следующим:
1. Формулируются планируемые цель и задачи урока, связанные с
формированием определенных БУД.
2. Отбираются задания на основе программы и тематического плана, а
также определяется примерное время, необходимое детям для выполнения
заданий (с учетом тех или иных видов работы);
3. Определяются основные учебные ситуации на уроке, обеспечивающих
формирование БУД. Здесь должно быть продумано, что будут делать дети в
каждой из этих учебных ситуаций (слушать, отвечать на вопросы, выполнять
задание в рабочей тетради и т. д.), как часто будут меняться виды деятельности. какие формы работы будут использоваться (фронтальная работа, работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа).
4. Планируется, в какие моменты нужно организовать проверку, само- и
взаимопроверку; наметить моменты оценки: когда, что, кого, кто, по каким
критериям должны оценивать и пр.
5. Предусматриваются рефлексивные моменты на уроке: подведение
итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы,
планирование хода выполнения задания и пр.
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ система работы по
формированию БУД должна быть отражена как соответствующем разделе
АООП (программе формирования базовых учебных действий), так и в каждой рабочей программе учебного предмета, курса.