«Формирование буквенного гнозиса и мнезиса у учащихся с нарушением интеллекта».
Цель: ознакомление с причинами и видом коррекционной работы по формированию у учащихся зрительного восприятия.
Задача:
Дать характеристику нарушения.
Рассмотреть причины и виды нарушения.
Определить задачи начального периода обучения.
Ознакомить с приёмами и упражнениями по формированию и развитию у учащихся буквенного гнозисаи мнезиса.
Гнозис- узнавание. Мнезис – запоминание.
Нарушение гнозиса и мнезиса – нарушение узнавания и запоминания.
Буквенный гнозис, узнавание и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения.
У детей с нарушением интеллекта наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.
Что значит развитие буквенного гнозиса?
Это:
- развитие восприятия цвета;
- развитие восприятия формы;
- развитие восприятия величины;
- расположение элементов букв в пространстве;
- дифференциация расположения элементов букв.
Буквенный гнозис – способность распознавать символические знаки (буквы, цифры).
Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис.
Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.
Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:
восприятие общей формы буквы;
изучение состава буквы (её элементов и их расположения);
сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.
Задачи начального периода обучения:
Научить осознанному анализу графических изображений.
Научить вычленению составляющих элементов.
Научить соотнесению их друг с другом.
Научить синтезу графического образа.
Научить определять на глаз размер и расстояние.
Научить сравнивать предметы по величине, высоте, расположению в пространстве
Игры и упражнения для формирования буквенного гнозиса
Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребёнка к особенностям начертания букв, к имеющимся в них сходствам и различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание.
Таким образом, развитие буквенного гнозиса осуществляется приёмами, направленными на развитие пространственных представлений и их речевых обозначений, на развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
Методическое обеспечение
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.:ТЦ Сфера, 2007год
2. Коррекция нарушений письменной речи: учебно- методической пособие/ Под ред. Н.Н.Яковлевой.- СПб,2004год
3. Кочеткова Н.А.Я различаю буквы о-а, сходные по написанию. -М., 2005 год.
4. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи, 2006.
5. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод-е пособие для учителя-логопеда. М.: ВЛАДОС, 2001.
6. Мазанова Е.В.Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. Учусь не путать звуки .Альбом 1 и 2.- М., «ГНОМ и Д», 2006 год
7. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М., 1997.
8. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – Спб.: Изд-во «Союз», 2004.
9. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтенияи письма: пособие для логопедов, учителей, психологов. М.: АРКТИ, 2005.