СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование буквенного гнозиса и мнезиса у младших школьников школьников.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предлагается учителям начальных классов, учителям - логопедам для использования своей работе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование буквенного гнозиса и мнезиса у младших школьников школьников.»

«Формирование буквенного гнозиса и мнезиса у учащихся с нарушением интеллекта».

Цель: ознакомление с причинами и видом коррекционной работы по формированию у учащихся зрительного восприятия.

Задача:

  1. Дать характеристику нарушения.

  2. Рассмотреть причины и виды нарушения.

  3. Определить задачи начального периода обучения.

  4. Ознакомить с приёмами и упражнениями по формированию и развитию у учащихся буквенного гнозисаи мнезиса.

Гнозис- узнавание. Мнезис – запоминание.

Нарушение гнозиса и мнезиса – нарушение узнавания и запоминания.

Буквенный гнозис, узнавание и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения.

У детей с нарушением интеллекта наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

Что значит развитие буквенного гнозиса?

Это:

- развитие восприятия цвета;

- развитие восприятия формы;

- развитие восприятия величины;

- расположение элементов букв в пространстве;

- дифференциация расположения элементов букв.

Буквенный гнозис – способность распознавать символические знаки (буквы, цифры).

Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы.  Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис.

Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.

Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:

  • восприятие общей формы буквы;

  • изучение состава буквы (её элементов и их расположения);

  • сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.



Задачи начального периода обучения:

  • Научить осознанному анализу графических изображений.

  • Научить вычленению составляющих элементов.

  • Научить соотнесению их друг с другом.

  • Научить синтезу графического образа.

  • Научить определять на глаз размер и расстояние.

  • Научить сравнивать предметы по величине, высоте, расположению в пространстве

Игры и упражнения для формирования буквенного гнозиса

Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребёнка к особенностям начертания букв, к имеющимся в них сходствам и различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание.

Таким образом, развитие буквенного гнозиса осуществляется приёмами, направленными на развитие пространственных представлений и их речевых обозначений, на развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

Методическое обеспечение

1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.:ТЦ Сфера, 2007год

2. Коррекция нарушений письменной речи: учебно- методической пособие/ Под ред. Н.Н.Яковлевой.- СПб,2004год

3. Кочеткова Н.А.Я различаю буквы о-а, сходные по написанию. -М., 2005 год.

4. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи, 2006.

5. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод-е пособие для учителя-логопеда. М.: ВЛАДОС, 2001.

6. Мазанова Е.В.Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. Учусь не путать звуки .Альбом 1 и 2.- М., «ГНОМ и Д», 2006 год

7. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М., 1997.

8. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – Спб.: Изд-во «Союз», 2004.

9. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтенияи письма: пособие для логопедов, учителей, психологов. М.: АРКТИ, 2005.