СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской деятельности»

Формирование читательских интересов у учащихся с нарушением интеллекта.

Читательский интерес — это проявление активности и инициативности в процессе чтения, интерес к книге и желание осуществлять самостоятельное чтение для поиска информации, получения опыта и увлекательного времяпрепровождения.

Читательский интерес отражает заинтересованность учащегося текстом, то есть желание прочитать его и узнать, о чём в нём идёт речь. Он возникает также из-за внешних признаков оформления книги или текста.

Читательский интерес развивается постепенно и в итоге перерастает в личностное свойство — заинтересованность в чтении становится потребностью, желанием и стремлением отдельной личности.

      Привлечение к чтению детей с нарушением интеллекта характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.

    Чтение для детей с интеллектуальной недостаточностью – занятие трудное, во-первых, потому, что при этом требуется напряжение, во-вторых, потому, что при небогатом запасе слов и знаний им многое непонятно, в-третьих, потому, что интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, руководящие чтением, у них слабы. 

Сосредоточение на сюжетной картинке в книжке возможно для таких детей лишь на короткое время. Оно тоже фрагментарно, выхватываются отдельные значимые для ребенка детали, и плохо воспринимается общий смысл. Проблемы пересказа по картинке остаются устойчивой трудностью таких детей и в более старшем возрасте. Характерно при этом, что представление сюжета серией картинок, как правило, не облегчает ему задачу

Формирование читательских интересов у детей с нарушением интеллекта характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления обучающихся.

Познавательные учебные действия включают следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

 Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с нарушением умственного развития. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Во-вторых, чтение влияет на развитие речи учащихся: они обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений слова, его оттенков, чтение способствует развитию навыка монологической речи, обогащению ее элементами литературного языка. В-третьих, чтение оказывает и воспитательное воздействие: при чтении специально подобранной литературы у детей развиваются положительные нравственные качества, психика обогащается различными переживаниями.

    Чтение для детей с интеллектуальной недостаточностью – занятие трудное, во-первых, потому, что при этом требуется напряжение, во-вторых, потому, что при небогатом запасе слов и знаний им многое непонятно, в-третьих, потому, что интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, руководящие чтением, у них слабы. Они больше любят слушать и количество детей, которые доходят до самостоятельного пользования книгой, очень незначительно. У таких ребят интерес к чтению низкий, слабая познавательная активность, скудный словарный запас, отсутствие желания познакомиться с произведением, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, задержка речевого развития.

 Актуальность  проблемы чтения в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. Такая тенденция прослеживается по всей стране. Различные исследования показывают, что основные читатели – школьники. И то в основном потому, что это требует образовательная программа. Но чем старше человек, тем реже он обращается к книгам.

В наше время, все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного, вдумчивого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. 

  1. После прочтения дети рисуют рисунки. Этот вид работы позволяет им вернуться к прочитанному, осмыслить полученную информацию.

  2.  Следует отметить, что у умственно отсталых детей восприятие не соединено со словом.  Скудность словаря создаёт существенные трудности в понимании художественных произведений. Поэтому становится актуальной постоянная словарная работа на всех уроках. Работа с лексическим значением слов Работа со сложными словами. (Найди 2 слова, объясни значение всего слова).

  1. При знакомстве с художественным произведением первичное чтение учителем любого произведения должно быть эмоциональным.

  2. Использование при работе с текстами, пересказе сказок, рассказов различные виды театрализованной деятельности: чтение по ролям, серии иллюстраций, которые последовательно изображают происходящие события, поиск и зачитывание интересных отрывков из произведения, составление плана, работа с иллюстрациями в учебнике.  

Для повышения читательской активности в процессе уроков рекомендуется использовать различные дидактические игры:

  • «Собери и расскажи сказку»

 Игра знакомит с сюжетами русских народных сказок. Учит детей составлять целое изображение из частей, называть сказку, действующих лиц, учит последовательно рассказывать сказку, развивает речь, обогащает словарный запас.

  • «Я передаю»

  • Игра заключается в том, что один ребёнок читает первое предложение текста. Затем говорит: “Я передаю (любое имя одноклассника). И так далее, пока текст не будет прочитан.

  • «Игра в прятки»

Обучающиеся должны найти место в тексте, с которого начинает читать учитель и подстроиться под его чтение.

  • «Мнимое слово»

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Также важно организовать наблюдение учащихся за чтением своих одноклассников. Таким образом, можно добиться, чтобы дети следили за чтением одного из учеников класса. Для организации таких наблюдений можно использовать прием контроля за чтением одноклассника с последующим сообщением количества допущенных им ошибок. Причем каждый ребенок должен прочитать не более одного предложения, т.к в противном случае учащиеся забывают ошибки и начинают их придумывать.

Закрепление содержания прочитанного текста ведется не только в виде выборочного чтения, но и с помощью таких приемов, как соотнесение отдельных мест текста с иллюстрациями; зарисовки героев. Такой характер работы помогает образно представить сюжет рассказа, четко установить связи действующих лиц.

Обучение чтению детей с умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность. Конечная цель заключается в том, чтобы научить детей прочитать текст, понять его смысл.