ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность темы исследования
Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является причина снижения интереса к чтению (несформированность читательской деятельности младших школьников).
- усиление влияния средств массовой информации.
Основа исследования читательской деятельности
Е.П. Максимова
М.А. Мазалова
О.П. Степанова
Основа исследования метода проектов
У.Х. Килпатрик
С.Т. Шацкий
Дж. Дьюи
Объект исследования
Предмет исследования
читательская деятельность младших школьников
педагогические условия и использование метода проектов как средство формирования читательской деятельности младших школьников
Цель исследования
изучить возможности использования метода проектов для формирования читательской деятельности на уроках литературного чтения у младших школьников.
1. Уточнить основные понятия исследования.
2. Изучить основные направления читательской деятельности младших школьников.
3. Определить средства использования метода проектов для формирования читательской деятельности младших школьников.
4. Выявить критерии и уровни сформированности читательской деятельности младших школьников.
5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования метода проектов для формирования читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования
Основные понятия исследования
это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью.
Н. Рубакин
Читательская деятельность
это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Б. Игнатьев
Метод проектов
Основные направления читательской деятельности младших школьников
Этапы
до чтения
Цель
прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений в книге, книгах
в процессе чтения
Способы читательской деятельности
на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель чтения и активной включаться в освоение литературного произведения
прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и вне текстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации, сноски…)
после чтения
достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации
- запоминание
- воссоздание картин
-обобщение
-оценка
- творческая интерпретация
-выразительное чтение
- восприятие художественного слова (речи)
-творческие задания
- смысловое чтение (ознакомительное выборочное, изучающее)
- обращение к новым книгам
- проектная деятельность
Читательские действия
из чего сделано произведение?
как сделано произведение?
что сделано в произведении?
зачем сделано произведение?
Средства использования метода проектов для формирования читательской деятельности младших школьников
Представьте себе девочку, которая сшила себе платье.
Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова .
У. Килпатрик
Средства использования метода проектов для формирования читательской деятельности младших школьников
Этапы проектной деятельности
Содержание деятельности
Подготовительный
Форма деятельности
Подготовка к проектной деятельности
Основной
Результат
Урочная
Осознание цели проектной деятельности, основных задач
Выработка плана проектной деятельности
Урочная
Мотивация к проектной деятельности (Я хочу сделать проект)
Цель проектной деятельности (Я знаю, что я хочу сделать и для чего)
Урочная
Реализация проекта
Заключительный
План проектной деятельности (Я знаю, что надо делать и в каком порядке)
Внеурочная
Презентация проекта
Реализация плана проектной деятельности (Я выполнил все этапы проекта вовремя)
Урочная
Контроль и оценка проектной деятельности (Я показал и оценил свою работу)
Проект, как пять п:
Критерии и показатели сформированности читательской деятельности
Критерии
Показатели сформированности
Когнитивный
Диагностический инструментарий
Эмоционально-мотивационный
Сознательность чтения
Наличие жанровых знаний, понимание литературных понятий.
Выразительность чтения
Методика «Литературные понятия», «Жанры произведений»
Деятельностный
Степень развития эмоционального отношения к чтению, мотивация к чтению, качество громкого чтения, проявляющееся в умении с помощью интонации передать замысел писателя, точная передача идеи и чувств, вложенных в произведение с помощью голоса.
Тестирование «Выбор», Анкета «Что для меня книги?», Методика «Разноцветные кораблики»
Правильность и беглость чтения.
Наличие практического опыта найти общую основу (или убедится в ее отсутствии) для объединения трех текстов в одну книгу, чтение без искажений, правильная передача грамматической формы слова, отсутствие пропусков и перестановок слов в предложении; понимание прочитанного, умение интерпретировать информацию и обобщать полученную информацию из текста.
Методика «Закончи предложение» по М.П. Воюшиной; методика «Диагностика литературного произведения»
Общая характеристика уровней сформированности читательской деятельности на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальном и контрольном классах
Класс
Критерии
Уровни
Высокий
2–А
Когнитивный
Кол-во
Средний
%
Эмоционально-мотивационный
3
18,75%
Деятельностный
6
2–Б
Кол-во
%
Когнитивный
Низкий
4
10
37,5%
25%
Эмоционально-мотивационный
62,5%
7
3
Кол-во
%
43,75%
6
Деятельностный
2-А
3
18,75%
6
43,75%
18,75%
Читательская деятельность
37,5%
5
3
2-Б
9
6
18,75%
31,25%
5
56,25%
27%
31,25%
43,75%
6
4
43,75%
4
26%
25%
25%
50%
6
37,5%
49%
23%
25%
Общий уровень сформированности читательской деятельности на констатирующем этапе эксперимента
Педагогические условия формирования читательской деятельности в процессе метода проектов:
- Область познавательных интересов.
- Мотивация и стимулирование к работе
- Исследовательская деятельность.
- Индивидуальная работа, работа в группах.
- Дифференцированный подход .
- Использование ИКТ.
- Создание библиотечно-информационного и мультимедийного окружения.
- Поэтапное формирование читательской деятельности.
- Система контроля выполнения заданий.
Соотношение уровня сформированности читательской деятельности младших школьников в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровень читательской деятельности
Экспериментальный класс
Констатирующий эксперимент
Кол-во
Высокий
Контрольный эксперимент
%
Средний
4
Контрольный класс
Низкий
25
Кол-во
8
50
4
%
Констатирующий эксперимент
6
Кол-во
37,5
10
25
0
4
%
Контрольный эксперимент
62,5
0
25
7
Кол-во
43,75
4
%
5
8
25
23
50
4
25
Сравнительная динамика сформированности читательской деятельности в экспериментальном и контрольном классах на контрольном этапе эксперимента
Спасибо за внимание!