СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование читательской функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность является базовой основой функциональной грамотности .

Читательская грамотность это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В докладе приведены основая цель и задачи, а также отражены методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания. 

Просмотр содержимого документа
«"Формирование читательской функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"»

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания

                                                  «Читать – это еще ничего не значит, что читать    

                                                    и как понимать прочитанное – вот в чем главное»
                                                                                       К. Д. Ушинский

 

Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

Международные исследования PISA пришли к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста.

 Цель данной темы: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни

Задачи

  • Формировать умение работать с информацией

  • Научить извлекать из неадаптированных текстов необходимые знания

  • Формировать навыки преобразования информации

  • Формировать навыки целостного анализа информации

   Читательская грамотность является базовой основой функциональной грамотности 

Читательская грамотность это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (Концепция исследований PISA)

 

 Читательская грамотность выражается в читательских умениях:
 

Умение критично мыслить:

1.Писать рецензии

2. Писать аннотации

3. Находить ошибки и недостатки в информации

  1. Дополнять неполную информацию

  2. Выявлять предвзятость авторов

Умение работать с учебной литературой:

1. Находить в тексте нужную информацию

 2.Переписывать в тетрадь понятия, схемы

3. Выделять в тексте главное

4. Разбивать текст на содержательные части

5. Составлять план, тезисы

6. Делать сообщения, выводы из проработанного материала

Умения трансформировать визуальную информацию в вербальную и наоборот:

1. Графически, схематично изобразить информацию

2.Читать и объяснять схемы и графики

3. Использовать таблицы, схемы и графики для систематизации материала

Умения воспринимать информацию из разных источников: 

1. Подбирать публикации, тезисы из источников 

2. Работать с дополнительной литературой

3. Анализировать различные взгляды авторов на вопросы 

В процессе обучения происходит овладение различными видами чтения (просмотровое, углублённое, ознакомительное, исследовательское, сканирование). Культура чтения опирается на информационную и коммуникативную компетентности школьника. Способность сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей, умении понимать и принимать их позицию.

Проблемы возникающие в процессе обучения:

  • Низкая скорость чтения

  •  Непонимание смысла прочитанного

  •  Испытывают затруднения в кратком пересказе

  •  Ошибки по причине непонимания формулировки    задания

  •   Не хватает заданий:

  • Требующих привлечения дополнительной информации

  • содержащих избыточную информацию и «лишние данные»

  • комплексных и структурированных заданий, состоящих из нескольких взаимосвязанных вопросов

Ожидаемые результаты:

 

  • формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах   при подготовке к ВПР и к сдаче ОГЭ 

  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;

  • изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества

  • формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД

 Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания.

 На уроках истории и обществознания обучающиеся работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными (графики, диаграммы, таблицы и т.д.). для развития читательской грамотности у детей рекомендую применение следующих приемов:

 

  • «Найти ошибку» - дается на изучение отрывок текста с фактическими ошибками, необходимо выявить все ошибки

  • Пересказ – дается для прочтения отрывок текста с последующим пересказом

  • «Кто больше» - после прочтения текста дается задание ученикам по очереди назвать, например все имена собственные, встречающиеся в тексте, или все географические названия, или даты

  • «Переводчик» - после прочтения определения нескольких исторических терминов (термины могут быть взяты из ранее изученных тем) класс делится на группы, каждая выбирает термин, представитель другой группы должен пересказать его значение своими словами, а группа назвать заданный термин

  • Написание эссе по проблемному вопросу истории

  • Составление 2-х типов вопросов к тексту (1 тип – «кто», «где», «когда»; 2 тип – «почему», «с какой целью» «каковы причины», «каковы предпосылки», «повод», «последствия» класс делится на 2 группы и по очереди составляют вопросы и отвечают на них)

  • «От первого лица»- после прочтения текста (например, составить рассказ от имени древнегреческого купца и или строителя египетских пирамид)

  • Развернутый план текста (составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами)

  • «Сравнительная таблица»- составить таблицу, содержащую общее и особенное двух событий или документов (например, формирование абсолютизма в Европе и Русском государстве или сравнение программных документов «южного» и «северного общества декабристов»)

  • «Плюс и минус»- привести положительные и отрицательные стороны одного события (например, реформы Ивана IV, или заключение Тильзитского мира)



 

Средневековый город

Современный город

+

 

 

_

 

 

 

  • «Схема» - составить на основе текста схему, например «Сословный строй в России в XV- XVI вв.» или схему генеалогического дерева Романовых периода дворцовых переворотов»

  • «Угадай кто» - класс делится на группы и составляет вопросы об исторической личности или событии от более сложных к простым, побеждает команда, ответившая после наименьшего количества вопросов

  • «Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»

Вопросы низкого уровня (тонкие вопросы)

  • Годы правления князя Ярослава Мудрого?

  • Как к власти пришел Ярослав Мудрый?

  • Название первого свода законов Древнерусского государства?


Вопросы высокого уровня (толстые вопросы)

  • Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый?

  • Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира?

  • Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого?

  • Работа с историческим документом – дается для прочтения исторический документ и при помощи «алгоритма работы с документом» проводится его анализ

  • «Мозаика» – приём работы, основанный на разделении текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

  • «Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю»

Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра (____) и (_______).

В (_____) году князь (__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - (             )   Русь.
  Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________), после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).

«Ромашка Блума»

 «Чтение с остановками»

«Дерево предсказаний»

«Моделирование и рисунок»

«Ключевые слова»  

«Верите ли вы…»
Найти аргументы за и против

 

 

 

 

  Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у учащихся

5 - 6 классы: 

«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

7-8 классы: 

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

9 класс: 

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!