СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет сориентироваться в работе над формированием читательской компетенуии у обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания»

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания МБОУ «Трудовская средняя школа» Учитель Нешко Татьяна Валентиновна 2021 год

Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

  • МБОУ «Трудовская средняя школа»
  • Учитель Нешко Татьяна Валентиновна
  • 2021 год
Под функциональной грамотностью понимают  результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
  • Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
ФГОС выделяет приоритетные направления образовательной деятельности: -- компетентностный подход ;  -- характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество,  деятельностный подход ;  -- доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность , основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;  -- характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
  • ФГОС выделяет приоритетные направления образовательной деятельности:

-- компетентностный подход ; -- характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход ; -- доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность , основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся; -- характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская.  В современном обществе умение работать с информацией (ЧИТАТЬ, прежде всего) становится обязательным условием успешности.     Читательская грамотность выражается в читательских умениях:  1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь);  2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать);  3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).
  • Базовым навыком функциональной грамотности является читательская. В современном обществе умение работать с информацией (ЧИТАТЬ, прежде всего) становится обязательным условием успешности.    Читательская грамотность выражается в читательских умениях: 1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь); 2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать); 3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).
Алексей Леонтьев, советский психолог, философ, педагог говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией.

Алексей Леонтьев, советский психолог, философ, педагог говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией.

Как развить навыки функциональной грамотности:  -Мыслить критично  -Развивать коммуникативные навыки  -Участвовать в дискуссиях  -Расширять кругозор  -Организовывать процесс познания

Как развить навыки функциональной грамотности: -Мыслить критично -Развивать коммуникативные навыки -Участвовать в дискуссиях -Расширять кругозор -Организовывать процесс познания

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:   - пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) -тексты с ошибками  - познавательные игры, викторины, уроки-дебаты  - исторические диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя  - изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ  - анализ источников  - исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.)

-тексты с ошибками - познавательные игры, викторины, уроки-дебаты - исторические диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя - изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ - анализ источников - исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов

Способность заниматься саморазвитием и самообразованием Сегодня функциональная грамотность-это не только получение знаний, но и обязательное умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием .

Способность заниматься саморазвитием и самообразованием

  • Сегодня функциональная грамотность-это не только получение знаний, но и обязательное умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием .
Формируются универсальные учебные действия В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке.  Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно.  Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль).  Ученик, работая с текстом, анализирует его, обобщает, делает вывод и может дополнять. Учится находить нужную информацию в источниках и  полученную информацию соотнести с исторической действительностью.

Формируются универсальные учебные действия

  • В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль). Ученик, работая с текстом, анализирует его, обобщает, делает вывод и может дополнять. Учится находить нужную информацию в источниках и полученную информацию соотнести с исторической действительностью.
Оценивание функциональной грамотности Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня:  на первом (низком) уровне функциональной грамотности учащиеся должны демонстрировать отдельные знания, воспроизводить оценки, усвоенные в готовом виде, осуществлять деятельность по образцу, при осуществлении коммуникации излагать усвоенные в готовом виде знания;

Оценивание функциональной грамотности

Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня: на первом (низком) уровне функциональной грамотности учащиеся должны демонстрировать отдельные знания, воспроизводить оценки, усвоенные в готовом виде, осуществлять деятельность по образцу, при осуществлении коммуникации излагать усвоенные в готовом виде знания;

Оценивание функциональной грамотности Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня:  на втором (среднем) уровне школьники должны воспроизвести различные оценки, полученные в готовом виде, обладать совокупностью знаний, уметь преобразовать в процессе учения усвоенные способы деятельности, при выражении образа использовать доказательное рассуждение;

Оценивание функциональной грамотности

  • Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня: на втором (среднем) уровне школьники должны воспроизвести различные оценки, полученные в готовом виде, обладать совокупностью знаний, уметь преобразовать в процессе учения усвоенные способы деятельности, при выражении образа использовать доказательное рассуждение;
Оценивание функциональной грамотности Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня:  на третьем (высоком) уровне учащиеся должны иметь обоснованную собственную оценку, обладать целостной системой знаний, уметь преобразовать чужой и собственный опыт и создать на этой основе способы деятельности, в процессе коммуникации приводить оценочные высказывания, основанные на собственных оценках.

Оценивание функциональной грамотности

  • Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня: на третьем (высоком) уровне учащиеся должны иметь обоснованную собственную оценку, обладать целостной системой знаний, уметь преобразовать чужой и собственный опыт и создать на этой основе способы деятельности, в процессе коммуникации приводить оценочные высказывания, основанные на собственных оценках.

Какую систему развития навыков функциональной грамотности педагог может предложить ученику?

Какую систему развития навыков функциональной грамотности педагог может предложить ученику при подготовке к ОГЭ,ЕГЭ?

  • Есть пять способов становления функциональной грамотности.
  • 1. Мыслить критично:  структурировать текст, результаты работы представлять в виде схемы, таблицы, диаграммы, в виде плана- простого, сложного, тезисного, в виде вопросов.
  • 2. Развивать коммуникативные навыки:  формулировать главную мысль сообщения, выступать перед аудиторией, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
  • 3. Участвовать в дискуссиях:  обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
  • 4. Расширять кругозор:  разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в конкурсах, олимпиадах.
  • 5. Организовывать процесс познания:  ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.