СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов Именно поэтому формирование читательской компетентности  читательской самостоятельностью школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности -важнейшая задача современного учителя. В данной разработке я привожу некоторые приёмы работы с текстом, которые использую на уроках окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира»



Формирование

читательской грамотности

на уроках

окружающего мира



(фрагмент урока, 2 класс

мастер-класс)











Учитель МОУ «Лотошинская СОШ №1»

Филиппова Ольга Анатольевна



2022год



Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер

Слайд 1

  1. Актуализация и мотивация к деятельности участников мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением Пусть улыбка поможет нам установить контакт и наладить общение. Сегодня я хочу очень кратко показать вам, какие приёмы я использую на уроках окружающего мира. по формированию читательской грамотности. Надеюсь, что это занятие будет для вас интересным, полезным и принесёт вам много положительных эмоций.

Слайд 2.

Основные этапы мастер-класса вы можете увидеть на слайде.

 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

  1. Актуализация и мотивация к деятельности участников мастер-класса

  2. Постановка педагогической проблемы.

  3. Практическая демонстрация приемов. Комментарии к приёмам.

  4. Подведение итогов мастер-класса.

  5. Рефлексия.

Слайд 3.

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира

Ожидаемым результатом мастер-класса должно стать осознание педагогической аудиторией необходимости и эффективности использования технологии смыслового чтения, а также выполнение заданий, используя различные методы и приёмы стратегии смыслового чтения.


Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом.      

Слайд 4.             

Свое выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили современное образование перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Слайд 5.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Именно поэтому формирование читательской компетентности и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности – важнейшая задача современного учителя. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Слайд 6.

II. Постановка педагогической проблемы.

Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Но, к сожалению, у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

- некоторые дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла, прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

Слайд 7-8.

III. Практическая демонстрация приемов. Комментарии к приемам.


Фрагмент урока окружающего мира, 2 класс

Тема урока: Водные богатства

Цели: формировать представления о водных богатствах; уточнить знания о частях реки, развивать умения читать, анализировать, обобщать, воспитывать интерес к природе.

Планируемые результаты

Личностные результаты: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии iприроды, совершенствование читательских навыков; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Метапредметные результаты

познавательные: формировать умение читать, извлекая информацию, отделять известное от неизвестного, освоить способы решения проблем творческого и поискового характера.

коммуникативные: готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

регулятивные: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Предметные: обучающиеся научатся: определять границы известного и неизвестного, получать информацию из текста, представлять ее схематически, составлять и задавать друг другу вопросы по тексту, искать на них ответы в учебнике, называть части реки; описывать красоту моря;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Окружающий мир», А.А.Плешаков, 2 класс, 2021г., презентация, карточки для участников

Фрагмент урока.

На уроке используем технологию критического мышления

Мотивация учения

Слайд 9.

Приём «Верите ли вы …»

Приём «Верите ли вы…» может быть нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с текстом учебника спрашиваю: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.


-Верите ли вы, что сегодня на уроке у нас будет очень интересная тема?

-Верите ли вы, что то, о чём будем сегодня говорить, имеет в нашей жизни очень важное значение?

-Верите ли вы, что тема нашего урока «Водные богатства?

Слайд 10.

1стадия «Вызов», на которой ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю по этой теме?»

На этом этапе используем прием «Кластер»

Описание приёма:

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма -представление информации в графическом оформлении

В центре записывается ключевое понятие. (Водные богатства) Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Цель приёма:

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Как применяется на уроке:

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Рассмотрим пример применения данного приёма на стадии "Вызов". Можно предложить учащимся предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. Учитель переводит урок в стадию «Осмысление» и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

По ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации.

Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.

Слайд 11.

Учитель: - Подумайте, по каким направлениям мы будем изучать новый материал по теме «Водные богатства». Что вы понимаете под этим понятием?

Составим «Кластер» (схему), запишем ваши мысли на доске.

В центре доски пишем слова «Водные богатства», далее стрелочками все направления, предположения детей по этой теме. (Океаны, моря, озёра, реки-естественное происхождение. Каналы, пруды, водохранилища-искусственное происхождение. Части реки. И т. д.)

Слайд 12-13

2 стадия «Осмысление», на которой предлагаем учащимся самостоятельно найти ответы на свои вопросы, изучив новый материал.

Задание:

  1. -Самостоятельно прочитайте текст на стр. 82–83

Цель: научить детей осмысленному, самостоятельному чтению.

2. -Какие новые понятия, которые не указаны в нашем «Кластере», вы узнали? Давайте их допишем в нашу схему.

Цель: научить детей повторному обращению к тексту с целью получения, выбора нужной информации.

3.Если не все понятия дописаны, используем прием «чтение с остановками». (читает учитель или сильные ученики по абзацам)

- Проверим, записали ли мы эти сведения на доске?

Цель: научить обучающихся воспринимать текстовую информацию на слух, сравнивать записанную информацию с услышанной, вносить коррективы в схему.

Слайд 14.

4. Придумайте одноклассникам по 2 вопроса, по данному тексту. Используем прием «Тонкий и толстый вопрос» (таблица)

Цель: научить формулировать вопросы по прочитанному материалу, соотносить понятия.

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как называется…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 



Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

 

Слайд 15.

Прием «Письмо с дырками»Реставрация текста.

Один из продуктивных приемов работы с текстом является «Письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Цель: индивидуальная проверка усвоенных знаний.

При систематическом проведении работы по формированию читательской грамотности формируется осознанность, внимательность при чтении, Обучающиеся лучше запоминают материал и уже при первичном чтении выделяют главные моменты.

Слайд 16.

Стр.82. Догадайся, что пропущено в описании. (Задание в учебнике)

Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился ПРУД. Теперь в нём разводят рыбу.

Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась и образовалось ВОДОХРАНИЛИЩЕ. Сейчас из него берут воду для города.

Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился КАНАЛ. Теперь из одной реки на теплоходе можно проплыть в другую.

Слайд 17.

На этапе закрепление изученного материала раздаю карточки, где тоже использую приём «Письмо с дырками»

Исток, устье, русло, берега-______________ _________. Углубление, по которому течёт река _____________________. Начало реки называют __________________. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют ________________. В реку обычно впадает другие реки и ручьи______________________.

Взаимопроверка по учебнику.

Слайд 18-19.

-Прочитайте самостоятельно текст на стр.84 «Красота моря» и составьте «Синквейн»

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Море

  2. Бескрайнее, шумное

  3. Удивляет, сходится, пенится.

  4. Кто в первый раз увидит безбрежное море, тот будет поражён

  5. Восхищение.

Слайд 20.

Задание на дом, стр.82-85, воспользуйтесь приёмом «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок».

-В начале следующего урока проведём «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаю задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:

  • Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

  • Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Слайд 21.

IV. Подведение итогов мастер-класса.

Достоинства активных методов чтения:

  1. Применимы на уроках любого цикла и на любом уровне обучения.

  2. Ориентированы на развитие личности читателя.

  3. Развивают умение прогнозировать результаты чтения.

  4. Способствуют пониманию текста на уровне смысла.

Слайд 22.

V. Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»-

-Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции, которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦданные приёмы мне известны, но я их не применяю 

Слайд 23.

В заключении хочется сказать, что компьютер сегодня отнимает у детей время и желание читать. Но можно сделать так, чтобы именно компьютер стал помощником учителя в формировании читательской компетентности. Использование возможностей сети Интернет, электронных изданий, сайтов традиционных библиотек, появление цифровых библиотек новых читательских приоритетов и ценностей. Главное, надо найти правильное разумное применение этим возможностям.

Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Учитель — это ученик, навсегда вызванный к доске. Анализируя педагогическую деятельность, А. В. Мудрик сказал, - немалым мужеством надо обладать учителю, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».


Слайд 24.

- Спасибо большое, коллеги, за внимание! Я желаю вам радости, любви и неугасимого творческого огня в душе. Желаю всем нам мира в семье и в стране.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!