СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены методические рекомендации по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе (из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Улан-Удэ»









Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира


Методические рекомендации












Пелевинова Евгения Борисовна

учитель начальных классов










Введение

Мы живем в быстро меняющемся мире, в котором растет как
количество, так и разнообразие письменных материалов, и где все больше и
больше людей, как ожидается, будут использовать эти материалы новыми и
все более сложными способами. В настоящее время общепризнано, что
понимание грамотности чтения развивается вместе с изменениями в
обществе и культуре.

Цель образования продолжает смещать свой акцент со сбора и
запоминания информации на овладение способностью эту информацию
использовать. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в
жизни общества, он должен уметь находить, получать доступ, понимать и
анализировать любую информацию, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, т.е. владеть читательской грамотностью.

Овладение грамотностью чтения - это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «Окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

Практика показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простое заучивание учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по предмету «Окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.

В дальнейшем, при переходе в среднее звено, учебный курс окружающего мира имеет выход на такие предметы как биология, география, история, обществознание, физика.

В связи с этим, умение работать с научными текстами необходимо начинать формировать в начальной школе - учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.

Основная часть

Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой:

1 этап - подготовительный (до начала чтения);

2 этап – основной (в процессе чтения);

3 этап - заключительный (после чтения).

1 этап (подготовительный).

Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.

Приемы работы:

  1. Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста).

Пример: 1 класс, тема «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опята, лисички, мухомор).

Использование загадок помогает детям легче усвоить учебный материал, т.к. характеризуют главные признаки предметов или явлений.

  1. Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста и догадаться, о чем пойдет речь).

Пример: 2 класс, тема «Времена года».

Этот прием позволяет мне эффективнее формировать у моих учеников зрительный образ исследуемого материала, что немаловажно для учащихся начальной школы, имеющих наглядно-образное мышление.     

  1. Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, которые они должны собрать, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста).

Пример: 3 класс, тема «Мир животных» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением животных).

Мой опыт показывает, что данный прием, прежде всего, развивает познавательную деятельность детей. Ведь чтобы собрать пазлы, ребенку приходится опираться на память, мышление, активизировать внимание и имеющиеся у него знания. Причем, все эти сложнейшие операции ребенок производит без какого-либо принуждения со стороны взрослого, с удовольствием и интересом.

  1. «Облако понятий (слов)» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается высказать имеющиеся знания, догадки).

Пример: 4 класс, тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, астероид).

Данный прием я использую для того, чтобы учащимся было легче выделять наиболее важные слова в текстах для их дальнейшего запоминания или анализа, использовать полученные облака слов в качестве основы (плана) рассказа. 

2 этап (основной).

Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми.

Приемы работы:

  1. Заполнение таблиц и схем (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя).

Пример: 1 класс, тема «Какими бывают растения».

Использование данного приема помогает учащимся развивать умение представлять необходимую информацию в виде таблицы, схемы, за счёт чего облегчается анализ данных, вскрываются те или иные характерные особенности изучаемых явлений.

  1. Восстановление деформированного текста (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. Здесь чаще всего используется парная работа).

Пример: 2 класс, тема «Водоросли, мхи, лишайники, папоротники» (прил. 1).

Данный прием я использую для того, чтобы помочь учащимся развивать такое качество речи как «логичность», что благоприятно отображается на развитии связной речи в целом.

  1. Выборочное чтение (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Здесь возможен вариант групповой работы).

Пример: 3 класс, тема «Природа тундры» (первая группа «Географы» находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны; вторая группа «Ботаники» изучают растительный мир; третья группа «Зоологи» - животный мир; четвертая группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны) (прил. 2)

Один из моих любимых приемов, который я часто использую на уроках окружающего мира. Он позволяет развивать умение работать в группе, позволяет эффективно сочетать работу над формированием навыков сознательного и выразительного чтения с формированием умений работать с текстом. 

  1. Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы теста соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия).

Пример: 4 класс, тест по статье «У Чёрного моря» (прил. 3).

Как показывает практика, такой прием позволяет учащимся быстрее усвоить основные понятия по теме.

3 этап (заключительный).

Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.

Приемы:

  1. Работа с пословицами (детям предлагается выбрать из предложенных пословиц подходящую по смыслу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации).

Пример: 1 класс, тема «Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»; тема «Твои одноклассники» («Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»).

Изучение пословиц и поговорок играет важную роль в интеллектуальном и нравственном развитии младших школьников, помогает пополнить словарный запас учеников. Именно поэтому, я стараюсь использовать данный прием не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на уроках окружающего мира.

  1. Дополнение текста (детям предлагается дополнить текст своими примерами).

Пример: 2 класс, тема «Азбука культурного поведения, тема «Домашние питомцы».

Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни.

  1. Создание познавательного журнала (детям предлагается выпуск журнала на заданную тему. Этот прием я использую в групповой работе).

Пример: 3 класс, тема «Растения – природные очистители воздуха».

Практика показывает, что данный прием особенно нравится детям, т.к. предполагает проявление творческих способностей ребят, полет фантазии и воображения. Общеизвестно, что творческие способности, получившие свое развитие еще в начальной школе, определяют дальнейшее направление в обучении школьника и его будущее. 

  1. «Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами «Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?»).

Пример: 4 класс, тема «Великая Отечественная война».

Этот прием позволяет детям учиться именно самой формулировке вопроса, а также в процессе составления вопроса помогает прояснять материал для себя и мысленно разложить его «по полочкам».

Заключение

Все эти и другие приемы работы с текстом позволяют мне сделать вывод о том, что ребята на выходе из начальной школы, не только научатся выразительно читать, но и научатся вычленять из текста все заложенные в нем смыслы.

Этот вывод я делаю проанализировав мониторинг метапредметных результатов, который ежегодно проводится по линии администрации школы (прил. 4)где мои классы показывают достаточно высокий уровень, а также исходя из результатов участия моих учеников в различных олимпиадах (победитель в номинации «Литературное чтение» Республиканского тура XV Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, 2018 г.; призер городской метапредметной олимпиады «Нерпенок», 2019 г.; участники Всероссийского марафона «Эму-эрудит», 2020 г.; участники XI Международной олимпиады «Знанио», 2020 г.).


Список литературы:

  1. Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, Ювента, М., 2016. – 48 с.

  2. Мостова О. Н. Формирование читательской грамотности в начальной школе: учеб.-метод. пособие / О.Н. Мостова, Т.Б. Шило, О.З. Никитина; под ред. О.Н. Мостовой, А.Н. Кочановой. – СПб.: ЛОИРО, 2019. – 133 с.

  3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» М.: Просвещение, 1979. — 431 с.

  4. https://infourok.ru/statya-metodicheskie-priyomi-formirovaniya-chitatelskoy-kompetencii-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya-i-okruz-3030033.html

  5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/09/02/formirovanie-u-mladshih-shkolnikov-umeniy-rabotat-s









Приложения

Приложение 1

Внешним обликом многие лишайники напоминают___________________. Так лишайник, обитающий в тундре, известен под названием олений мох или ______________. Олений мох – это лишайник.

Примерно 3 млрд. лет назад появились синезелёные водоросли – древнейшие из известных нам существ. Водоросли появились в ____________. И только по прошествии 450 млн. лет от водорослей произошли первые сухопутные ____________.

Мох – древнейшее растение. Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на Земле появились мхи. Их можно встретить почти везде. Мхи мало приспособлены к жизни на суше, поэтому привязаны к ____________, _______________ местам, где большая ____________ и можно листьями и ризоидами впитывать воду с растворёнными в ней питательными веществами.

Папоротники – представители древнейшей флоры. Миллионы лет назад, когда по нашей планете ходили динозавры, на земле уже росли гигантские папоротники.

 У этих растений нет ___________, но листья, стебли, корни выполняют соответствующие функции.  У ___________растения на обратной стороне листа видны темно-бурые _____________, это прикрытые сверху пленкой споры, благодаря которым папоротники размножаются в благоприятных условиях.


Приложение 2

Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная равнина…

Зима в тундре долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50 º). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. Зимой по несколько дней свирепствует пурга.

За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не оттаивает. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много болот и озер, а почва влажная. Почва тундры бедна перегноем. Для всего живого условия в тундре очень суровые. Но все-таки жизнь здесь разнообразнее, чем в зоне арктических пустынь.

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник, или ягель. Он служит основной пищей для северных оленей.

В тундре очень много различных мхов. Кроме того, здесь растут морошка, голубика, брусника. Удивительны карликовая березка и карликовая ива. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.

Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки, все оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через несколько месяцев снег снова укроет землю.

Летом в тундре много комаров и мошек. Их личинки развиваются в водоемах, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений).

На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птенцов, а на зиму улетают в теплые края. Другие птицы – белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре.

Белая куропатка – растительноядная птица. Летом ее оперение бурое, а белым становится к зиме. Ноги куропатки к зиме покрываются перьями до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь.

Белая сова – птица хищная. Оперение у нее круглый год белое. Оно плотное и хорошо защищает от ледяных ветров. На брюхе и лапах очень густые, длинные перья. Благодаря этому сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток, а особенно на грызунов – леммингов. Эти маленькие зверьки зимой не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство.

От леммингов во многом зависит и жизнь хищных зверей – песцов. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими свое потомство. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детенышей. Зато, когда леммингов много, потомство у сов и песцов большое и всем малышам хватает еды.

На куропаток и леммингов охотится и редкая хищная птица кречет, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение.

Замечательный обитатель тундры – дикий северный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта, позволяющие ему с легкостью перемещаться по глубокому снегу.

Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и даже от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, например, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбившихся от стада животных.

Человек разрушает экологию севера. Это происходит из-за добычи полезных ископаемых. Пролившаяся нефть загрязняет почву. Сгоревшая нефть делает участки земной поверхности безжизненными. На расчищенных ото мха площадках образуются озёра, потому что сильнее прогревается почва и оттаивает мерзлота.

Животные не могут переходить через трубы нефтепроводов в поисках корма и погибают от голода. На животных и птиц всегда охотились люди. Поэтому многие полярные животные и птицы находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу.

Для сообщения в тундре применяют авиацию и вездеходы. Вездеходы сильно повреждают хрупкую растительность, которая потом восстанавливается десятки лет. Самый лучший транспорт северных жителей — это упряжки оленей.

Хотя тундра беднее других природных зон, но она способна прокормить полярных животных и перелётных птиц. Поэтому нужно беречь её природу.


Приложение 3

  1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря?

  2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________

  3. Какая зима в субтропической зоне? _____________________

  4. Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.

  5. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?

А) смешанные

б) широколиственные

в) хвойные

6. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными.

7. В переводе с латинского языка «суб» означает:

а) «из»

б) «под»

в) «через»

7. Чем питаются цикады?

А) улитками;

б) мухами и другими насекомыми;

в) соком растений.



Приложение 4

Мониторинг метапредметных результатов 2017-2021 г.

Год

Общий объем выполненных заданий

Средний балл

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

2017-2018

48 %


3, 1 б.

0 (0%)

14 (47%)


16 (53%)

2018-2019


55 %

3,4 б.

2 (7%)


16 (53%)

12 (40%)


2019-2020

60%

3,5 б

3 (11%)

17 (56%)

10 (33%)

2020-2021

78%

3,8 б.

6 (20%)

19 (63%)

5 (17%)

9

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!