СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка (из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление в межмуниципальном методическом центре Оренбургской области

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка (из опыта работы)»

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка (из опыта работы)

Ефремов Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №7» МО «г. Бугуруслан


«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Выделяют четыре основных способа осмысления текста:

  • постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;

  • построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);

  • создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);

  • конструирование собственных высказываний о прочитанном.

Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами. Целесообразно вести читательский дневник с записью проблем и аргументов с пояснениями.

Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:

  • О чем рассказывает данный текст?

  • Каких тем касается автор?

  • Какому вопросу автор уделяет большее внимание?

  • Зачем автор написал текст?

  • Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?

Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводиться через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо обучающиеся поняли прочитанное и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста.

Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами.

Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. Конечно же, приёмы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Работать будем с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира», который я взял из своей практики по подготовке к ОГЭ с обучающимися 9 класса.

Чтобы вызвать интерес у ребят к чтению текста и работе с ним, часто использую различные приемы, которые помогают вызвать интерес к чтению и «пропустить» его через себя.

Прием «Верите ли вы, что…?

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Итак, верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем после работы с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира»

При дальнейшей работе с текстом чаще использую следующие приёмы:

Прием – «Словарики»

При первичном чтении произведения обучающиеся читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята используют различные словари.

Приём «Чтение в кружок»

Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, а читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.


Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок».

Уже само название вызывает у ребят интерес. Используется данный прием для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Это задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Подобное задание может быть дано в качестве домашней работы, как правило, по группам.

Для примера возьмем текст Вальтраут Шелике «По дорогам войны и мира» из сборника по подготовке к ОГЭ




Дороги войны

(назови участников)









Как отразилось это на их судьбах?





Что такое взросление? Это (способность, умение)….

Приведи примеры предложений, подтверждающие твою мысль

  1. ______________________________________________________


  1. ______________________________________________________


  1. _______________________________________________________


Сделай вывод: дети войны……






Приём «Письмо с дырками (пробелами)».

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее. В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.

9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.


На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека)…. ……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами.

Обратимся к тексту В.Шелике, в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….


(Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с собственным жизненным опытом требует вторая часть сочинения. И здесь можно использовать данный приём)


Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о…………………………………

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что…….

Приём «Лови ошибку»


Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности, систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках русского языка и литературы, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ, развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над ЧГ, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.