Формирование читательской грамотности на уроках русского языка (из опыта работы)
Ефремов Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №7» МО «г. Бугуруслан
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Выделяют четыре основных способа осмысления текста:
постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;
построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);
создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);
конструирование собственных высказываний о прочитанном.
Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами. Целесообразно вести читательский дневник с записью проблем и аргументов с пояснениями.
Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:
О чем рассказывает данный текст?
Каких тем касается автор?
Какому вопросу автор уделяет большее внимание?
Зачем автор написал текст?
Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?
Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводиться через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо обучающиеся поняли прочитанное и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста.
Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами.
Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. Конечно же, приёмы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Работать будем с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира», который я взял из своей практики по подготовке к ОГЭ с обучающимися 9 класса.
Чтобы вызвать интерес у ребят к чтению текста и работе с ним, часто использую различные приемы, которые помогают вызвать интерес к чтению и «пропустить» его через себя.
Прием «Верите ли вы, что…?
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Итак, верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем после работы с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира»
При дальнейшей работе с текстом чаще использую следующие приёмы:
Прием – «Словарики»
При первичном чтении произведения обучающиеся читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята используют различные словари.
Приём «Чтение в кружок»
Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, а читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок».
Уже само название вызывает у ребят интерес. Используется данный прием для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Это задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Подобное задание может быть дано в качестве домашней работы, как правило, по группам.
Для примера возьмем текст Вальтраут Шелике «По дорогам войны и мира» из сборника по подготовке к ОГЭ
Дороги войны (назови участников) Как отразилось это на их судьбах? Что такое взросление? Это (способность, умение)…. Приведи примеры предложений, подтверждающие твою мысль ______________________________________________________ ______________________________________________________ _______________________________________________________ Сделай вывод: дети войны…… |
Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее. В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.
9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека)…. ……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами.
Обратимся к тексту В.Шелике, в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….
(Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с собственным жизненным опытом требует вторая часть сочинения. И здесь можно использовать данный приём)
Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о…………………………………
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что…….
Приём «Лови ошибку»
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности, систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках русского языка и литературы, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ, развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над ЧГ, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.