СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о методах и приемах развития читательской грамотности обучающихся на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках математики»

МОУ «Марисолинская средняя общеобразовательная школа» Формирование читательской грамотности на уроках математики Савинова З.Г., учитель математики и информатики

МОУ «Марисолинская средняя общеобразовательная школа»

Формирование читательской грамотности на уроках математики

Савинова З.Г., учитель математики и информатики

 Три уровня понимания учебного текста:   1 ) уровень восприятия текста, характеризующийся выделением и осознанием значений элементов текста и значения текста;  2) уровень преобразования текста; 3) уровень конструирования текста, связанный с порождением новых знаний и приписыванием смыслов, которые в явном виде не представлены.

Три уровня понимания учебного текста:

  • 1 ) уровень восприятия текста, характеризующийся выделением и осознанием значений элементов текста и значения текста;
  • 2) уровень преобразования текста;
  • 3) уровень конструирования текста, связанный с порождением новых знаний и приписыванием смыслов, которые в явном виде не представлены.
Три группы приёмов работы с учебным текстом 1) приём восприятия текста (умения выделять ключевые термины и определения; различать новую и известную информацию, анализировать заголовки, иллюстрации и примеры, формулировать вопросы к тексту и т.д.); 2) приём преобразования текста (умение структурировать содержание, устанавливать сходство и проводить аналогии, переводить информацию из словесно – символической формы в графическую, выявлять связи между элементами текста, обобщать, отыскивать и формулировать закономерности и т.д.); 3) приём самостоятельного конструирования текста (умения создавать различные типы авторских текстов, в том числе тексты разного стиля, - в виде словарей, придуманных задач, рецензий, сюжетных историй, сочинений на математические темы, проектов и т.д.).

Три группы приёмов работы с учебным текстом

  • 1) приём восприятия текста (умения выделять ключевые термины и определения; различать новую и известную информацию, анализировать заголовки, иллюстрации и примеры, формулировать вопросы к тексту и т.д.);
  • 2) приём преобразования текста (умение структурировать содержание, устанавливать сходство и проводить аналогии, переводить информацию из словесно – символической формы в графическую, выявлять связи между элементами текста, обобщать, отыскивать и формулировать закономерности и т.д.);
  • 3) приём самостоятельного конструирования текста (умения создавать различные типы авторских текстов, в том числе тексты разного стиля, - в виде словарей, придуманных задач, рецензий, сюжетных историй, сочинений на математические темы, проектов и т.д.).
 Приёмы восприятия и преобразования текстов:    Графическая систематизация. Перевод текстовой информации в графическую форму (схему, таблицу, диаграмму) способствует развитию базовых мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Приёмы восприятия и преобразования текстов:

  • Графическая систематизация.
  • Перевод текстовой информации в графическую форму (схему, таблицу, диаграмму) способствует развитию базовых мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Составление тематического словаря Тематический словарь можно постепенно пополнять в течение всего процесса изучения темы или составить на этапе заключительного повторения. В него должны войти определения или примеры с пояснениями для всех ключевых понятий курса, основные правила и алгоритмы.

Составление тематического словаря

  • Тематический словарь можно постепенно пополнять в течение всего процесса изучения темы или составить на этапе заключительного повторения. В него должны войти определения или примеры с пояснениями для всех ключевых понятий курса, основные правила и алгоритмы.
 Составление предметного указателя   Этот приём анализа текста рекомендуется использовать  на заключительных этапах работы  с учебником.

Составление предметного указателя

Этот приём анализа текста рекомендуется использовать

на заключительных этапах работы

с учебником.

Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составить вопросы по теме. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы

  • Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составить вопросы по теме.
  • «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
 «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы   Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…? Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…? Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…? В чём различие…? Согласны ли вы…? Почему вы считаете….? Верно ли…?

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы

  • Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…?
  • Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…?
  • Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…?
  • В чём различие…? Согласны ли вы…?
  • Почему вы считаете….? Верно ли…?
 Приём «Дерево знаний»   После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (изображение на листе ватмана). В начале следующего урока еще раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них.

Приём «Дерево знаний»

  • После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (изображение на листе ватмана). В начале следующего урока еще раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них.
 «Собери текст»   Класс делится на 2 команды : одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила.

«Собери текст»

  • Класс делится на 2 команды : одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила.
«Верные или неверные утверждения»   Этот прием используется после ознакомления с основной информацией по данной теме. Далее учитель просит детей оценить достоверность утверждений, используя полученную информацию на уроке. Например : тупой угол- это угол, который нарисован тупым карандашом; угол - это геометрическая фигура; углы бывают остроумные и тупые;

«Верные или неверные утверждения»

  • Этот прием используется после ознакомления с основной информацией по данной теме. Далее учитель просит детей оценить достоверность утверждений, используя полученную информацию на уроке. Например :
  • тупой угол- это угол, который нарисован тупым карандашом;
  • угол - это геометрическая фигура;
  • углы бывают остроумные и тупые;
 Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»

Ромашка Блума Простые вопросы.   Отвечая на них, нужно назвать величины, вспомнить и воспроизвести информацию. Можно применять на традиционных формах контроля: на зачётах (по теме); при использовании терминологических диктантов

Ромашка Блума

  • Простые вопросы.   Отвечая на них, нужно назвать величины, вспомнить и воспроизвести информацию. Можно применять на традиционных формах контроля: на зачётах (по теме); при использовании терминологических диктантов
Ромашка Блума Уточняющие вопросы .  Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.  Обычно начинаются со слова «Почему?». Если ученик знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Ромашка Блума

  • Уточняющие вопросы .  Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?»,
  • «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».
  • Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы.  Обычно начинаются со слова «Почему?». Если ученик знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Ромашка Блума Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы .  Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» Практические вопросы.   Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать величины времени»?

Ромашка Блума

  • Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?»,
  • «Как вы думаете, как будет ….?».
  • Оценочные вопросы .  Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?»
  • Практические вопросы.   Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать величины времени»?
 Приём «Найди соответствие»   Дети читают текст задачи. Затем ученикам дается текст, в котором поменяли числа, имена, времена года, цвета и т.д. Ученики находят ошибки, заполняют таблицу или рисуют диаграмму. На уроках мы должны учить добывать нужную информацию, используя доступные источники и уметь грамотно пользоваться математическими терминами

Приём «Найди соответствие»

  • Дети читают текст задачи. Затем ученикам дается текст, в котором поменяли числа, имена, времена года, цвета и т.д. Ученики находят ошибки, заполняют таблицу или рисуют диаграмму. На уроках мы должны учить добывать нужную информацию, используя доступные источники и уметь грамотно пользоваться математическими терминами
 Приём «Составление краткой записи задачи» Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, и вести обсуждение в группах

Приём «Составление краткой записи задачи»

  • Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, и вести обсуждение в группах
 Прием «Работа с текстом»   Подготовительной работой к решению задачи является работа с тестом задачи. Например, задача: «Длина пола 6,3 м, а его ширина 3,8 м. Чему равна площадь пола? Ответ округлите до десятых долей квадратного метра.»

Прием «Работа с текстом»

  • Подготовительной работой к решению задачи является работа с тестом задачи.
  • Например, задача: «Длина пола 6,3 м, а его ширина 3,8 м. Чему равна площадь пола? Ответ округлите до десятых долей квадратного метра.»
Подготовительная работа Д – 6,3 м Ш – 3,8 м S - ?   или Длина (м) Ширина (м) Площадь (м 2 )  6,3 3,8 ? Поиск решения и составление плана решения  На этом этапе обучающийся должен провести цепочку рассуждений (разбор задачи), которые приведут его к составлению плана решения задачи. Проверка решения Запись ответа    

Подготовительная работа

  • Д – 6,3 м
  • Ш – 3,8 м
  • S - ? 

или

  • Длина (м) Ширина (м) Площадь (м 2 )

6,3 3,8 ?

  • Поиск решения и составление плана решения
  • На этом этапе обучающийся должен провести цепочку рассуждений (разбор задачи), которые приведут его к составлению плана решения задачи.
  • Проверка решения
  • Запись ответа
  •  
  •  
 Применение указанных приемов в практике с самого начала подчинено его основной задаче – пониманию письменного сообщения и способствует успешному освоению учебного материала, формированию математических навыков.

Применение указанных приемов в практике с самого начала подчинено его основной задаче – пониманию письменного сообщения и способствует успешному освоению учебного материала, формированию математических навыков.

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!