МОУ «Марисолинская средняя общеобразовательная школа»
Формирование читательской грамотности на уроках математики
Савинова З.Г., учитель математики и информатики
Три уровня понимания учебного текста:
- 1 ) уровень восприятия текста, характеризующийся выделением и осознанием значений элементов текста и значения текста;
- 2) уровень преобразования текста;
- 3) уровень конструирования текста, связанный с порождением новых знаний и приписыванием смыслов, которые в явном виде не представлены.
Три группы приёмов работы с учебным текстом
- 1) приём восприятия текста (умения выделять ключевые термины и определения; различать новую и известную информацию, анализировать заголовки, иллюстрации и примеры, формулировать вопросы к тексту и т.д.);
- 2) приём преобразования текста (умение структурировать содержание, устанавливать сходство и проводить аналогии, переводить информацию из словесно – символической формы в графическую, выявлять связи между элементами текста, обобщать, отыскивать и формулировать закономерности и т.д.);
- 3) приём самостоятельного конструирования текста (умения создавать различные типы авторских текстов, в том числе тексты разного стиля, - в виде словарей, придуманных задач, рецензий, сюжетных историй, сочинений на математические темы, проектов и т.д.).
Приёмы восприятия и преобразования текстов:
- Графическая систематизация.
- Перевод текстовой информации в графическую форму (схему, таблицу, диаграмму) способствует развитию базовых мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Составление тематического словаря
- Тематический словарь можно постепенно пополнять в течение всего процесса изучения темы или составить на этапе заключительного повторения. В него должны войти определения или примеры с пояснениями для всех ключевых понятий курса, основные правила и алгоритмы.
Составление предметного указателя
Этот приём анализа текста рекомендуется использовать
на заключительных этапах работы
с учебником.
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
- Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составить вопросы по теме.
- «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
- Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…?
- Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…?
- Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…?
- В чём различие…? Согласны ли вы…?
- Почему вы считаете….? Верно ли…?
Приём «Дерево знаний»
- После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (изображение на листе ватмана). В начале следующего урока еще раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них.
«Собери текст»
- Класс делится на 2 команды : одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила.
«Верные или неверные утверждения»
- Этот прием используется после ознакомления с основной информацией по данной теме. Далее учитель просит детей оценить достоверность утверждений, используя полученную информацию на уроке. Например :
- тупой угол- это угол, который нарисован тупым карандашом;
- угол - это геометрическая фигура;
- углы бывают остроумные и тупые;
Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»
Ромашка Блума
- Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать величины, вспомнить и воспроизвести информацию. Можно применять на традиционных формах контроля: на зачётах (по теме); при использовании терминологических диктантов
Ромашка Блума
- Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?»,
- «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».
- Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Если ученик знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Ромашка Блума
- Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?»,
- «Как вы думаете, как будет ….?».
- Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?»
- Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать величины времени»?
Приём «Найди соответствие»
- Дети читают текст задачи. Затем ученикам дается текст, в котором поменяли числа, имена, времена года, цвета и т.д. Ученики находят ошибки, заполняют таблицу или рисуют диаграмму. На уроках мы должны учить добывать нужную информацию, используя доступные источники и уметь грамотно пользоваться математическими терминами
Приём «Составление краткой записи задачи»
- Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, и вести обсуждение в группах
Прием «Работа с текстом»
- Подготовительной работой к решению задачи является работа с тестом задачи.
- Например, задача: «Длина пола 6,3 м, а его ширина 3,8 м. Чему равна площадь пола? Ответ округлите до десятых долей квадратного метра.»
Подготовительная работа
- Д – 6,3 м
- Ш – 3,8 м
- S - ?
или
- Длина (м) Ширина (м) Площадь (м 2 )
6,3 3,8 ?
- Поиск решения и составление плана решения
- На этом этапе обучающийся должен провести цепочку рассуждений (разбор задачи), которые приведут его к составлению плана решения задачи.
- Проверка решения
- Запись ответа
Применение указанных приемов в практике с самого начала подчинено его основной задаче – пониманию письменного сообщения и способствует успешному освоению учебного материала, формированию математических навыков.