Урванцева И.П., учитель начальных классов
«Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2 классе»
«Читательская грамотность — это умение ученика понять тексты, обдумывать их, формировать логические цепочки и делать выводы, углублять свои знания и умения.
Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения приведет к хорошему результату только тогда, когда на уроке используются разнообразные методы, помогающие извлекать из текста нужную информацию и обрабатывать её.
Я считаю, что обязательным условием пробуждения интереса к чтению является выразительное чтение произведения учителем.
Какие же приемы, используемые на уроках, помогают сформировывать читательскую грамотность? Наиболее часто использую следующие приемы:
1 метод «Чтение с остановками» Сначала по названию рассказа, затем по отдельным фрагментам по порядку учащиеся предполагают, о чем пойдет речь, что будет дальше.
2 метод «Работа с вопросником» Учащимся предлагаются вопросы по содержанию произведения, особенно такие которые требуют обдумывания, рассуждения, построение логических цепочек.
3 метод «Мозговой штурм» Используется для материала, требующего нестандартного решения. Совместное обсуждение прочитанной ситуации поможет найти пути решения.
4 метод «Логическая цепочка» Опираясь на серию иллюстраций (предложенных в учебнике), нужно построить последовательность событий и затем пересказать текст.
На уроках литературного чтения я использовала следующие задания.
Рассмотрим на примере произведения Н. Носова «Живая шляпа»
-Чтение название рассказа и предположение, о чем или о ком этот рассказ.
Чтение рассказа с остановками.
Вопросы:
-Как вы думаете, что произойдет дальше?
-Что так испугало мальчиков?
-Почему шляпа оказалась живой?
-Что дальше будет делать шляпа?
-Предположите, победят ли мальчики свой страх?
-Как вы думаете, чем закончится этот рассказ?
3.Опираясь на содержание текста, ответьте на вопросы. Свои ответы запиши в клеточки.
А) Инструмент из железа для перемещения горящих дров и углей в печи.
Б) Мебель с выдвижными ящиками для хранения белья и других домашних вещей
Подберите синонимы к глаголам:
Треснул - …
Плюхнулся - …
Определи последовательность событий, описанных в тексте. Напиши цифры в клеточки.
□
□
□
□
□
□
Отметь пословицы, которые соответствуют теме текста.
□ Семь раз отмерь, один раз отрежь.
□ Яблоко от яблони недалеко падает
□ Волков бояться – в лес не ходить.
□ У страха глаза велики.
6. Прочитай слова автора и запиши в таблицу, какие чувства испытывали мальчики в этих ситуациях. Используй слова: страх, радость, увлечение, испуг.
Слова автора | Чувства мальчиков |
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки. | |
Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит: - Ай! - и прыг на диван. | |
-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя. -Куда? -Пойду к себе домой. -Почему? -Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. | |
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: -Васька, миленький, как же ты под шляпу попал? | |
7. Запиши главную мысль рассказа.
________________________________________________________
Используя эти формы можно добиться хороших результатов в формировании читательской грамотности. Одним из лучших учебных материалов, позволяющих формировать читательскую грамотность, является, на мой взгляд, учебно-методический комплект О.Н. Крыловой «Чтение. Работа над текстом». Я использую это пособие в своей работе и составляю к урокам литературного чтения подобные задания.
Список литературы:
Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие.-Красноярск.-2012.