СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье указаны некоторые виды заданий, применяемые на уроках литературного чтения и направленные на формирование читательской грамотности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2 классе»

Урванцева И.П., учитель начальных классов

«Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2 классе»

«Читательская грамотность — это умение ученика понять тексты, обдумывать их, формировать логические цепочки и делать выводы, углублять свои знания и умения.

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения приведет к хорошему результату только тогда, когда на уроке используются разнообразные методы, помогающие извлекать из текста нужную информацию и обрабатывать её.

Я считаю, что обязательным условием пробуждения интереса к чтению является выразительное чтение произведения учителем.

Какие же приемы, используемые на уроках, помогают сформировывать читательскую грамотность? Наиболее часто использую следующие приемы:


1 метод «Чтение с остановками» Сначала по названию рассказа, затем по отдельным фрагментам по порядку учащиеся предполагают, о чем пойдет речь, что будет дальше.

2 метод «Работа с вопросником» Учащимся предлагаются вопросы по содержанию произведения, особенно такие которые требуют обдумывания, рассуждения, построение логических цепочек.

3 метод «Мозговой штурм» Используется для материала, требующего нестандартного решения. Совместное обсуждение прочитанной ситуации поможет найти пути решения.

4 метод «Логическая цепочка» Опираясь на серию иллюстраций (предложенных в учебнике), нужно построить последовательность событий и затем пересказать текст.


На уроках литературного чтения я использовала следующие задания.

Рассмотрим на примере произведения Н. Носова «Живая шляпа»

  1. -Чтение название рассказа и предположение, о чем или о ком этот рассказ.

  2. Чтение рассказа с остановками.

Вопросы:

-Как вы думаете, что произойдет дальше?

-Что так испугало мальчиков?

-Почему шляпа оказалась живой?

-Что дальше будет делать шляпа?

-Предположите, победят ли мальчики свой страх?

-Как вы думаете, чем закончится этот рассказ?


3.Опираясь на содержание текста, ответьте на вопросы. Свои ответы запиши в клеточки.

А) Инструмент из железа для перемещения горящих дров и углей в печи.



о


е






Б) Мебель с выдвижными ящиками для хранения белья и других домашних вещей


о



д




  1. Подберите синонимы к глаголам:

Треснул - …

Плюхнулся - …


  1. Определи последовательность событий, описанных в тексте. Напиши цифры в клеточки.




  1. Отметь пословицы, которые соответствуют теме текста.

□ Семь раз отмерь, один раз отрежь.

□ Яблоко от яблони недалеко падает

□ Волков бояться – в лес не ходить.

□ У страха глаза велики.

6. Прочитай слова автора и запиши в таблицу, какие чувства испытывали мальчики в этих ситуациях. Используй слова: страх, радость, увлечение, испуг.



Слова автора

Чувства мальчиков

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.


Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

- Ай! - и прыг на диван.


-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

-Куда?

-Пойду к себе домой.

-Почему?

-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.


Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?




7. Запиши главную мысль рассказа.

________________________________________________________




Используя эти формы можно добиться хороших результатов в формировании читательской грамотности. Одним из лучших учебных материалов, позволяющих формировать читательскую грамотность, является, на мой взгляд, учебно-методический комплект О.Н. Крыловой «Чтение. Работа над текстом». Я использую это пособие в своей работе и составляю к урокам литературного чтения подобные задания.


Список литературы:

  1. Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие.-Красноярск.-2012.