СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности обучающихся как базовой основы учебных предметов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской грамотности обучающихся как базовой основы учебных предметов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности обучающихся как базовой основы учебных предметов»

Формирование читательской грамотности  обучающихся как базовой основы учебных предметов

Формирование читательской грамотности

обучающихся как базовой основы

учебных предметов

Читательская грамотность! Как часто сейчас мы слышим этот термин. Кто-то выделяет в нем только слово «грамотность» и успокаивается на том, что научился (или научил) читать и писать. Но в наше время важно именно первое слово! И в этом случае термин должен приобретать принципиально другое значение – «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». Лицей № 86 давно заинтересовался этой проблемой и озадачился разработкой путей её решения.

Читательская грамотность! Как часто сейчас мы слышим этот термин. Кто-то выделяет в нем только слово «грамотность» и успокаивается на том, что научился (или научил) читать и писать. Но в наше время важно именно первое слово! И в этом случае термин должен приобретать принципиально другое значение – «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». Лицей № 86 давно заинтересовался этой проблемой и озадачился разработкой путей её решения.

Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять.   Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается, как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять.

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается, как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельное познание мира. Обучается ему человек уже в дошкольном периоде. Поэтому у людей создается иллюзия, что чтение – один из самых легких познавательных умений. Однако именно чтение является основной причиной неуспешности в обучении . Гете говорил: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели». Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.

Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельное познание мира. Обучается ему человек уже в дошкольном периоде. Поэтому у людей создается иллюзия, что чтение – один из самых легких познавательных умений. Однако именно чтение является основной причиной неуспешности в обучении . Гете говорил: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».

Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.

Цель смыслового чтения Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Цель смыслового чтения

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Виды читательских умений  Выявление и анализ противоречий  Обобщение и формулирование выводов  Размышление над содержанием и формой текста  Выявление буквального смысла  Просмотр и поиск  Поиск и выбор соответствующего текста  Оценка качества и надежности

Виды читательских умений

Выявление и анализ противоречий

Обобщение и формулирование выводов

Размышление над содержанием и формой текста

Выявление буквального смысла

Просмотр и поиск

Поиск и выбор соответствующего текста

Оценка качества и надежности

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.

По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения:   Просмотровое смысловое  (критическое, изучающее)  чтение  ознакомительное  подвидами которого являются  поисковое (выборочное) и  реферативное чтение  (со сжатием информации);

По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения: 

Просмотровое смысловое

(критическое, изучающее)

чтение

ознакомительное

подвидами которого являются

поисковое (выборочное) и

реферативное чтение

(со сжатием информации);

На каких уроках учить осознанному чтению?   Смысловое чтение, или читательская грамотность, — это метапредметная компетенция, которая формируется на каждом уроке каждой школьной дисциплины.

На каких уроках учить осознанному чтению?

Смысловое чтение, или читательская грамотность, — это метапредметная компетенция, которая формируется на каждом уроке каждой школьной дисциплины.

Смысловому чтению школьников учат на каждом уроке

Смысловому чтению школьников учат на каждом уроке

Извлекать информацию из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание) Перерабатывать информацию для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и другие) и выбирать наиболее удобную для себя форму
  • Извлекать информацию из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание)
  • Перерабатывать информацию для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и другие) и выбирать наиболее удобную для себя форму
Приемы работы с текстовой информацией 1. Вопросы на понимание 2. Работа с заголовком 3. Глоссарий 4. Чтение с пометками 5. Лови ошибку

Приемы работы с текстовой

информацией

1. Вопросы на понимание

2. Работа с заголовком

3. Глоссарий

4. Чтение с пометками

5. Лови ошибку

Для упражнений 1. Подбирается текст с фактическими и/или логическими ошибками;  2. Сочетаются разные виды текстовой информации (блоки, фрагменты…) по теме;  3. Сочетаются тексты со схемами, иллюстрациями; 4. Объединяются тексты разных жанров, типов, стилей речи; 5. Восстанавливаются тексты по заданным схемам

Для упражнений

1. Подбирается текст с фактическими и/или логическими ошибками; 2. Сочетаются разные виды текстовой информации (блоки, фрагменты…) по теме; 3. Сочетаются тексты со схемами, иллюстрациями;

4. Объединяются тексты разных жанров, типов, стилей речи;

5. Восстанавливаются тексты по заданным схемам

Задание на предупреждение логических ошибок ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА Воробей захотел быть таким, как павлин, — с гордой поступью, высоко поднятой головой и огромным хвостом. Он изо всех сил вытянул голову, раздул узкую грудку, растопырил перья хвоста. Он был уверен, что все станут им восхищаться. Самое же плохое было то, что все птицы стали смеяться над воробьём-павлином. И ему захотелось снова стать обыкновенным воробьём. Но когда он захотел пробежаться по-воробьиному, ему это не удалось. Он мог только прыгать. С тех пор воробьи стали прыгать.

Задание на предупреждение

логических ошибок

ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА

Воробей захотел быть таким, как павлин, — с гордой поступью, высоко поднятой головой и огромным хвостом. Он изо всех сил вытянул голову, раздул узкую грудку, растопырил перья хвоста. Он был уверен, что все станут им восхищаться. Самое же плохое было то, что все птицы стали смеяться над воробьём-павлином. И ему захотелось снова стать обыкновенным воробьём. Но когда он захотел пробежаться по-воробьиному, ему это не удалось. Он мог только прыгать. С тех пор воробьи стали прыгать.

Задание на предупреждение логических ошибок Задание.   Прочитайте внимательно приведённые ниже фрагменты и подумайте, какие из них и куда необходимо вставить в основной текст, чтобы его можно было завершить словами древнегреческого баснописца Эзопа: “Так справедливо попадает в беду тот, кто бросает свои занятия и берётся за совсем ему несвойственные”.

Задание на предупреждение

логических ошибок

Задание.  

Прочитайте внимательно приведённые ниже фрагменты и подумайте, какие из них и куда необходимо вставить в основной текст, чтобы его можно было завершить словами древнегреческого баснописца Эзопа: “Так справедливо попадает в беду тот, кто бросает свои занятия и берётся за совсем ему несвойственные”.

Задание на предупреждение логических ошибок 1) …и упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки;  2) …и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два;  3) ...и пытался выступать так же элегантно, как это делает павлин;  4) ...рассердился, распушился и кинулся с разинутым клювом;  5) Через неделю он превратился в маленького уличного буяна, подобно другим воробьям, вечно дерущимся между собой на улице. Он раздавал им удар за ударом;  6) Но скоро устал от непривычной манеры держаться. Шея и ноги стали болеть.

Задание на предупреждение

логических ошибок

1) …и упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки; 2) …и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два; 3) ...и пытался выступать так же элегантно, как это делает павлин; 4) ...рассердился, распушился и кинулся с разинутым клювом; 5) Через неделю он превратился в маленького уличного буяна, подобно другим воробьям, вечно дерущимся между собой на улице. Он раздавал им удар за ударом; 6) Но скоро устал от непривычной манеры держаться. Шея и ноги стали болеть.

Умеющие мыслить  умеют задавать вопросы

Умеющие мыслить

умеют задавать вопросы

Умеющие мыслить  умеют задавать вопросы Варианты упражнений: ДАНЕТКА Вопросы в шкатулку Составь вопросы к готовому кроссворду Составьте таблицу по тексту

Умеющие мыслить

умеют задавать вопросы

Варианты упражнений:

  • ДАНЕТКА
  • Вопросы в шкатулку
  • Составь вопросы к готовому кроссворду
  • Составьте таблицу по тексту
Составьте таблицу по тексту ЧТО? СКОЛЬКО? КОГДА? ГДЕ? КЕМ? ПОЧЕМУ? КАКИМ ОБРАЗОМ? ЗАЧЕМ? ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ?

Составьте таблицу по тексту

ЧТО?

СКОЛЬКО?

КОГДА?

ГДЕ?

КЕМ?

ПОЧЕМУ?

КАКИМ ОБРАЗОМ?

ЗАЧЕМ?

ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ?

Работа с текстом на уроках математики

Работа с текстом на уроках математики

Работа с текстом учебника Проблема: Мало адаптированных текстов для отработки приемов смыслового чтения

Работа с текстом учебника

Проблема:

Мало адаптированных текстов для отработки приемов смыслового чтения

Этапы работы с текстом Вызов Осмысление Рефлексия

Этапы работы с текстом

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Текст для чтения Расстояние до точки от начала отсчета О равно 6 единичным отрезкам (см. рисунок). Число 6 называют модулем числа . Пишут:   Модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки .   Модуль числа 5 равен 5, так как точка удалена от начала отсчета на 5 единичных отрезков. Пишут: Модуль числа 0 равен 0, так как точка с координатой 0 совпадает с началом отсчета 0, т.е. удалена от нее на 0 единичных отрезков (см. рисунок). Пишут: ………………

Текст для чтения

Расстояние до точки от начала отсчета О равно 6 единичным отрезкам (см. рисунок). Число 6 называют модулем числа . Пишут:

 

Модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки .

 

Модуль числа 5 равен 5, так как точка удалена от начала отсчета на 5 единичных отрезков.

Пишут: Модуль числа 0 равен 0, так как точка с координатой 0 совпадает с началом отсчета 0, т.е. удалена от нее на 0 единичных отрезков (см. рисунок). Пишут: ………………

Текст по теме: «Противоположные числа. Модуль числа» Этап осмысления: Работа с текстом Отрабатываемые приемы: «Чтение с цветным карандашом» «Ключевые слова» Деление текста на микротемы Двойной дневник

Текст по теме:

«Противоположные числа. Модуль числа»

Этап осмысления:

Работа с текстом

Отрабатываемые приемы:

  • «Чтение с цветным карандашом»
  • «Ключевые слова»
  • Деление текста на микротемы
  • Двойной дневник
Задания к тексту Выпишите ключевые слова в таблицу: Отметьте знаком  « + »  – ключевое слово знакомо  « – » – ключевое слово не знакомо Ключевое слово

Задания к тексту

  • Выпишите ключевые слова в таблицу:
  • Отметьте знаком

« + » – ключевое слово знакомо

« – » – ключевое слово не знакомо

Ключевое слово

Задания к тексту Ключевое слово Расстояние до точки «+» Единичный отрезок «+» Модуль числа « – » Расстояние от начала координат «+» Модуль неотрицательное число « – »

Задания к тексту

Ключевое слово

Расстояние до точки

«+»

Единичный отрезок

«+»

Модуль числа

« – »

Расстояние от начала координат

«+»

Модуль неотрицательное число

« – »

Задания к тексту Дайте определение незнакомому слову Обсудите определение в группе

Задания к тексту

  • Дайте определение незнакомому слову
  • Обсудите определение в группе

Чтение с цветным карандашом Задание: Подчеркните  красным цветом  характеристику, которую необходимо  найти Подчеркните синим цветом  характеристику,  известную для каждого  участника задачи Подчеркните  зеленым цветом оставшуюся  характеристику

Чтение с цветным карандашом

Задание:

  • Подчеркните красным цветом характеристику, которую необходимо найти
  • Подчеркните синим цветом характеристику, известную для каждого участника задачи
  • Подчеркните зеленым цветом оставшуюся характеристику
Чтение с цветным карандашом Два поезда, скорость одного из которых на 15 км/ч больше скорости другого выехали одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 452 км . Найдите скорость каждого поезда , если известно, что они встретились через 4 часа после выезда.

Чтение с цветным карандашом

Два поезда, скорость одного из которых на 15 км/ч больше скорости другого выехали одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 452 км . Найдите скорость каждого поезда , если известно, что они встретились через 4 часа после выезда.

Составление таблицы к задаче Характеристика, которую нужно найти Объект 1 Характеристика, известная для каждого объекта Объект 2 Выражение для оставшейся характеристики

Составление таблицы к задаче

Характеристика, которую нужно найти

Объект 1

Характеристика, известная для каждого объекта

Объект 2

Выражение для оставшейся характеристики

Составление таблицы к задаче Задача 1. Скорость Поезд 1 Поезд 1 Скорость Поезд 2 Время Поезд 2 Время Путь 4 ч 4 ч Путь 4 ч 4 ч 2 1

Составление таблицы к задаче

Задача 1.

Скорость

Поезд 1

Поезд 1

Скорость

Поезд 2

Время

Поезд 2

Время

Путь

4 ч

4 ч

Путь

4 ч

4 ч

2

1

Составление уравнения к задаче Задача 1. Скорость Скорость Поезд 1 Поезд 1 Поезд 2 Время Время Поезд 2 4 ч Путь 4 ч Путь 4 ч 4 ч   452 км

Составление уравнения к задаче

Задача 1.

Скорость

Скорость

Поезд 1

Поезд 1

Поезд 2

Время

Время

Поезд 2

4 ч

Путь

4 ч

Путь

4 ч

4 ч

 

452 км

Вывод Большое количество задач можно объединить в одну: «задача на процесс» Решаем сложные задачи как совокупность базовых задач Решаем без отрицательных эмоций!!!

Вывод

  • Большое количество задач можно объединить в одну: «задача на процесс»
  • Решаем сложные задачи как совокупность базовых задач
  • Решаем без отрицательных эмоций!!!
абстракция, теория Математика моделирование жизнь, практика физика информатика

абстракция,

теория

Математика

моделирование

жизнь,

практика

физика

информатика

Работа с текстом на уроках истории

Работа с текстом на уроках истории

Варианты работы с образцом без образца, но с учебником без образца правильного ответа

Варианты работы

  • с образцом
  • без образца, но с учебником
  • без образца правильного ответа
Пример текста по учебнику А.А. Данилова «История России: с древнейших времён до конца XVI в.», по параграфам 1-6.  Откуда есть пошла Русская земля? Этот вопрос впервые в начале ХI века задал Ярослав Мудрый, один из самых просвещенных правителей Киевской Руси. Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 982 году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга. Древляне не потерпели на престоле князя Олега, отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 965 году. А через много лет Ярослав Мудрый окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 980 году.

Пример текста по учебнику А.А. Данилова «История России: с древнейших времён до конца XVI в.», по параграфам 1-6.

Откуда есть пошла Русская земля? Этот вопрос впервые в начале ХI века задал Ярослав Мудрый, один из самых просвещенных правителей Киевской Руси. Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 982 году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга. Древляне не потерпели на престоле князя Олега, отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 965 году. А через много лет Ярослав Мудрый окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 980 году.

Ключевые фактологические ошибки  Откуда есть пошла Русская земля? Этот вопрос впервые в начале ХI века задал Ярослав Мудрый , один из самых просвещенных правителей Киевской Руси. Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 982 году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга . Древляне не потерпели на престоле князя Олега , отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 965 году. А через много лет Ярослав Мудрый окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 980 году.

Ключевые фактологические ошибки

Откуда есть пошла Русская земля? Этот вопрос впервые в начале ХI века задал Ярослав Мудрый , один из самых просвещенных правителей Киевской Руси. Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 982 году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга . Древляне не потерпели на престоле князя Олега , отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 965 году. А через много лет Ярослав Мудрый окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 980 году.

работы с текстом  на уроках физики

работы с текстом на уроках физики

Кластер

Кластер

Работа с текстом на уроках биологии

Работа с текстом на уроках биологии

Нахождение несоответствий в учебно-познавательном тексте Реализуемая задача: найти несоответствия в тексте.  Значение водорослей в жизни человека.  Ещё в древности было известно о целебных свойствах водорослей. В современной медицине водоросли не используются для лечения больных. Например, в состав водорослей входит кобальт . Который применяется для лечения раковых опухолей. Водоросли содержат ценные органические вещества. Из которых изготавливают клей для бумажной промышленности и пластмассу для текстильной. Глубинные водоросли Тихого океана используют для тушения лесных пожаров. Экстракт этих бактерий добавляют в воду, что препятствует испарению воды.

Нахождение несоответствий в учебно-познавательном тексте

Реализуемая задача: найти несоответствия в тексте.

Значение водорослей в жизни человека.

Ещё в древности было известно о целебных свойствах водорослей. В современной медицине водоросли не используются для лечения больных. Например, в состав водорослей входит кобальт . Который применяется для лечения раковых опухолей. Водоросли содержат ценные органические вещества. Из которых изготавливают клей для бумажной промышленности и пластмассу для текстильной. Глубинные водоросли Тихого океана используют для тушения лесных пожаров. Экстракт этих бактерий добавляют в воду, что препятствует испарению воды.

Прочитайте текст. ОЗАГЛАВЬТЕ ЕГО. ВЫДЕЛИТЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ .  Дышат все живые организмы, так как для поддержания жизни необходимо постоянное поступление кислорода, а запасов его в организме нет. Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия.

Прочитайте текст. ОЗАГЛАВЬТЕ ЕГО. ВЫДЕЛИТЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ .

Дышат все живые организмы, так как для поддержания жизни необходимо постоянное поступление кислорода, а запасов его в организме нет. Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия.

Деформированные тексты Задание: составьте текст из данных предложений.  Жизнь в пустыне Они встречаются на всех материках , кроме Антарктиды. В пустынях наиболее засушливый климат. И всё же в пустыне обитают змеи, ящерицы, грызуны. Наиболее распространёнными растениями пустынь являются саксаул. Песчаная осока, верблюжья колючка. К жизни в пустыне приспособились немногие организмы.

Деформированные тексты

Задание: составьте текст из данных предложений.

Жизнь в пустыне

  • Они встречаются на всех материках , кроме Антарктиды.
  • В пустынях наиболее засушливый климат.
  • И всё же в пустыне обитают змеи, ящерицы, грызуны.
  • Наиболее распространёнными растениями пустынь являются саксаул. Песчаная осока, верблюжья колючка.
  • К жизни в пустыне приспособились немногие организмы.

Алгоритмы, памятки. Инструкции по выполнению практических работ.  Памятка для описания биологического объекта или явления. Рассмотрите объект или явление. Разделите объект или явление на части. Перечислите основные признаки выделенных частей. Составьте письменное или устное описание объекта: Название объекта; характерные особенности; место объекта в органическом мире; перечислите структурные компоненты(части)объекта, укажите их взаимосвязь взаимосвязь объекта или явления с другими объектами  или явлениями природы.

Алгоритмы, памятки. Инструкции по выполнению практических работ.

Памятка для описания биологического объекта или явления.

  • Рассмотрите объект или явление.
  • Разделите объект или явление на части.
  • Перечислите основные признаки выделенных частей.
  • Составьте письменное или устное описание объекта:
  • Название объекта;
  • характерные особенности;
  • место объекта в органическом мире;
  • перечислите структурные компоненты(части)объекта, укажите их взаимосвязь
  • взаимосвязь объекта или явления с другими объектами или явлениями природы.
  Тема «Внешнее строение рыбы»

Тема «Внешнее строение рыбы»

Удачи в работе с текстом

Удачи в работе с текстом


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!