формирование читательской грамотности учащихся начальной школы
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
В соответствии с требованиями к планируемым результатам особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
На сегодняшний день наше общество находится в кризисе читательской грамотности и культуры. Как это не парадоксально - но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Кризис читательской грамотности возник не мгновенно. Он развивался постепенно, и первая его ступень - это кризис детского чтения. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения? На мой взгляд, их много, но наиболее главными причинами я бы хотела отметить:
-Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере)
-Не читающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).
Изучив модель выпускника начальной школы можно сделать вывод, что сегодня потребность общества в «человеке читающем» - homolegens. Поэтому чтение – это фундамент в воспитании, образовании и культурном развитии личности.
В своей работе с детьми формирование читательской грамотности начинаю в период обучения грамоте. Работаю над формированием навыка чтения, т.к. у детей, испытывающих трудности в чтении возникают проблемы с пониманием прочитанного.
При формирование навыка чтения использую следующие приемы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д. Так осваиваются учащимися умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое).
Начинаю обучение с простых текстов. Для того, чтобы научить ребенка пониманию информации в тексте, есть множество приемов. Но для начала важно развить механическое чтение, постепенно автоматизировать этот навык. И это совсем не простая задача, учитывая, что ребенку нужно быть достаточно сосредоточенным: следить глазами по строке и не забывать начало предложения, подойдя к его концу.
Поэтому самые первые тексты — это закономерно тексты самые простые, посильные для ребенка. Ведь если ребенку сложно просто прочитать текст, на его обдумывание у него не хватит сил.
Первоклашкам для начала можно предлагать даже не тексты, а, допустим, комиксы или диафильмы. Они короткие, их легко читать и, кроме того, каждый отрывок дополнен яркой иллюстрацией. Это помогает ребенку не сбиться с мысли, подкрепляет интерес к читаемому и развивает воображение.
В последующем обучении, знакомя с произведением, часто использую прием комментированного чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Для этого прерываю чтение ученика и спрашиваю о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, мысль героя. Обсуждаем прочитанное вместе с классом. Важно, чтобы ученик делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, учитель всегда наведет его на правильную мысль. На мой взгляд, так развивается фактическое понимание информации в тексте.
Кроме того, по ходу чтения часто спрашиваю учеников о смысле того, что происходит с героями. Например, что испытывает герой, попадая в ту или иную ситуацию и почему? Так дети учатся понимать чувства, мысли героев, мотивы их поступков.
Одним из важных принципов работы по формированию читательской компетенции считаю - научить ребенка самостоятельно обдумывать прочитанное и высказывать свое мнение.
Думаю, что слова доктора педагогических наук Эльвиры Ивановны Александровой подтверждают выше сказанное:
« Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»
Э. И. Александрова
Следующим этапом в работе с текстом, на мой взгляд, актуальным является прогнозирование. Считаю это одним из способов применения учащимися новых знаний. На уроке этим методом пользуюсь следующим образом. Сделав паузу в чтении или закончив его, спрашиваю у детей: «Как вы думаете, что теперь будет делать герой?». Таким образом, легко перевести нетерпение, которое испытывает ребенок, желающий читать дальше и дальше, в обсуждение прочитанного. А при следующем прочтении «проверить» все предложенные версии. Такой подход позволяет проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций.
Также важна работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
Важным элементом является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. На своих уроках часто обращаюсь к использованию возможностей мультимедийной презентации. Но здесь важно не увлекаться.
Думаю, что включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:
«Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
«Древо мудрости»: дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. И т.д.
Считаю, что нельзя переоценить в формировании читательской грамотности выработки у ребят выразительного чтения. Большим подспорьем в данной работе являются аудиозаписи с чтением произведений мастерами слова. Мы с детьми после прослушивания ведем обсуждение интонаций, пауз, темпа чтения и т.д.
На этапе рефлексии, для того, чтобы проверить, насколько вдумчиво дети слушали и читали литературное произведение, предлагаю им текст по теме уроке с пропущенными ключевыми словами — не только существительными, но и глаголами, союзами. Думаю, что такие задания «работают» на формирование читательской грамотности ребенка и одновременно проверяют текущее положение дел. Они научат детей концентрировать внимание на важных моментах.
Следующее направление по формированию читательской грамотности - это внеурочная деятельность. Формы организации её в нашем классе разнообразны: поэтические конкурсы, читательские конференции, реклама книги, литературные игры, инсценировки литературных произведений, библиотечные часы.
В классной комнате организована «Наша классная библиотека», где дети по очереди становятся библиотекарями и читателями.
Также повышению читательского интереса способствуют посещения сельской и школьной библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным участником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» И.Г. Песталоцци.
2