СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы обучения. в частности читетельской грамотности в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности в начальной школе»

Выступление на педсовете

Учителя начальных классов

Емельяновой Т.А.



Формирование читательской грамотности в начальной школе

Главное изменение в современном обществе, влияющее на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития, следовательно, сегодня школа должна не столько дать ученику как можно больший багаж знаний, сколько вооружить его умением учиться, так как его отсутствие обнаруживает неготовность жить в стремительно меняющемся мире. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Словосочетание « Читательская грамотность появилось в контексте международного тестирования в 1991году.

«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.»


Включенность младшего школьника в учебную деятельность характеризуется как реально произведенные учебные действия с выходом за значимый результат.

О включенности учащегося в учебную деятельность свидетельствуют задействованные мышление, речь и учебные действия на уровне реальных и потенциальных возможностей младшего школьника.


Проблемы обучения чтению в начальной школе

  • дети имеют низкую скорость чтения;

  • не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

  • не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

  • затрудняются кратко пересказать содержание;



Какие же технологии мы используем:

1)Информационно-коммуникативная технология

2) Проектная технология

  • учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

  • увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;

  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

  • обостряется любознательность, наблюдательность;

  • развивает активное слушание;

  • повышается самооценка.

3) технология продуктивного чтения или смыслового чтения

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].



Читая текст в рамках любого предмета, мы строим работу с текстом в три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения. У каждого этапа работы с текстом своя задача, соответственно разные действия читателя и использование разных видов чтения.

во время всех этапов мы задействуем различные универсальные учебные действия

До чтения

Во время чтения

После чтения

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • Слушать и понимать речь других.

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

  • Ориентироваться в учебнике;

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • Выразительно читать и пересказывать текст;

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Достоинства технологии

  • применима самостоятельно вне урока;

  • возрастносообразна и доступна;

  • ориентирована на развитие личности читателя;

  • развивает умение прогнозировать результаты чтения;

  • способствует достижению понимания на уровне смысла.





различные задания по классам для достижения понятия текста и слова