Выступление на педсовете
Учителя начальных классов
Емельяновой Т.А.
Формирование читательской грамотности в начальной школе
Главное изменение в современном обществе, влияющее на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития, следовательно, сегодня школа должна не столько дать ученику как можно больший багаж знаний, сколько вооружить его умением учиться, так как его отсутствие обнаруживает неготовность жить в стремительно меняющемся мире. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Словосочетание « Читательская грамотность появилось в контексте международного тестирования в 1991году.
«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.»
Включенность младшего школьника в учебную деятельность характеризуется как реально произведенные учебные действия с выходом за значимый результат.
О включенности учащегося в учебную деятельность свидетельствуют задействованные мышление, речь и учебные действия на уровне реальных и потенциальных возможностей младшего школьника.
Проблемы обучения чтению в начальной школе
дети имеют низкую скорость чтения;
не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
затрудняются кратко пересказать содержание;
Какие же технологии мы используем:
1)Информационно-коммуникативная технология
2) Проектная технология
учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
обостряется любознательность, наблюдательность;
развивает активное слушание;
повышается самооценка.
3) технология продуктивного чтения или смыслового чтения
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].
Читая текст в рамках любого предмета, мы строим работу с текстом в три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения. У каждого этапа работы с текстом своя задача, соответственно разные действия читателя и использование разных видов чтения.
во время всех этапов мы задействуем различные универсальные учебные действия
До чтения | Во время чтения | После чтения |
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других. | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | |
Достоинства технологии
применима самостоятельно вне урока;
возрастносообразна и доступна;
ориентирована на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла.
различные задания по классам для достижения понятия текста и слова