СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения (из опыта работы)»

Данилова Т. А.

МБОУ «СШ им. М. Горького»

Формирование читательской компетенции на уроках обучения чтению

(из опыта работы)

В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет чтение и книга. Ясно, что успешно обучать школьников, не вооружив их рациональными способами работы с книгой, нельзя. Дети относительно мало читают. Телевидение, видео и Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность.  Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.

Книга, учебник учит только тогда, когда ученик умеет работать с ними, умеет читать и понимать прочитанное. От этого зависит умственное развитие ребенка. Нелегко обучить школьника технике чтения, но еще труднее воспитать компетентного читателя, а не гоголевского Петрушку.      К сожалению, не все умеют читать осмысленно. Непонимание прочитанного, неумение общаться с учебником, нелюбовь к серьезному чтению порождают бездуховность, которая, как трясина, поглощает любые замыслы писателей, авторов учебников и учителей, делает все их усилия бесплодными. Поэтому формирование читательской компетенции школьников становится одной из основных обязанностей учителя.

Сметанникова Н. Н. определяет читательскую компетентность как качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-познавательных, социальных, а впоследствии и профессиональных задач.

Согласно определению Светловской Н. Н., читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Работу по формированию компетентного читателя я начинаю уже в период обучения грамоте. Первоначально тексты для самостоятельного чтения короткие, всего 2-3 предложения, но важно выстроить работу так, чтобы всем обучающимся было понятно каждое слово. Если встречается непонятное, новое слово, я привлекаю иллюстрации, загадки, стихи, чтобы смысл данного слова не только стал понятен, но и стараюсь дать детям какие-то интересные сведения о неизвестном предмете.

К примеру, на уроке, посвящённом закреплению буквы Б, б, дети читают рассказ «В библиотеке». Целесообразно спросить у ребят, знают ли они, что такое библиотека, кто из них уже посещал её, можно напомнить о правилах посещения библиотеки и обращения с книгами. Далее отрабатывается чтение по слогам отдельных многосложных слов ( би-бли-о-те-ка, рас-ска-за-ла и т. п.) В тексте упоминается имя баснописца И. А. Крылова, используется термин «басня», говорится о басне «Ворона и лисица». Все эти слова обычно многим детям не известны, поэтому традиционно на урок я беру в библиотеке книгу басен И. А. Крылова с яркими иллюстрациями. Рассказываю ребятам на доступном уровне, что такое басня, показываю портрет писателя, далее мы рассматриваем книгу по методике Н. Н. Светловской. Книга учащихся заинтересовывает, есть иллюстрации, которые они находят забавными, сказочными. Я даю детям установку, что когда они научатся хорошо читать, мы обязательно прочитаем все истории дедушки Крылова, а на этом уроке я им читаю выразительно упомянутую басню «Ворона и лисица». После прослушивания обязательно интересуюсь, понравилось ли им произведение, что было непонятно. Мы беседуем о характерах главных героев, разбираем смысл морали исключительно на уровне понимания первоклассников: лисица – хитрая, ворона – глуповатая; лисица обманом завладела куском сыра.

Говоря о читательской компетентности, следует помнить, что Н. Н. Светловской разработана технология формирования типа правильной читательской деятельности:

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя)

2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста и пр.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

III этап после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.


Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе по рассказу

М. М. Пришвина «Глоток молока»

(«Азбука», часть 2, стр. 103)

I этап. Прогнозирование содержания по названию.

- Сегодня мы будем знакомиться с  произведением «Глоток молока».

- Давайте немного пофантазируем. Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

- Наверное, этот глоточек молока для кого-то здесь очень важен, если писатель решил назвать так весь рассказ.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное восприятие текста.

- Давайте послушаем рассказ ( читает учитель ).

- Понравился вам рассказ?

- Оправдались ли наши предположения?

- Так почему же так назван рассказ?

- Прочитайте слова известного французского писателя на доске: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Так говорят о животных, которые живут у нас дома. Я бы хотела, чтобы к концу урока вы ответили на мой вопрос, что это значит и согласны ли вы с этим высказыванием?

- Сейчас вы будете читать рассказ самостоятельно, и мы попробуем глубже проникнуть в его содержание. Но я хочу помочь  вам, прочитаем слова с пометами (на доску выписаны сложные слова).

2. Жужжащее чтение по абзацам.

1 абзац

– Кто такая Лада? (Лада – собака)

- Что с ней случилось? (Она заболела)

- Что сделал автор, когда увидел Ладу? (Сказал, что надо поесть)

- Как понимаете слово «отвертывалась?»

- Почему же она так делала? (Потому что болела и не хотела кушать)

2 абзац

– Кого позвали к Ладе? ( меня, хозяина, автора)

- Рада ли была собака увидеть своего хозяина? ( Она подняла голову, обрадовалась)

-Как Лада отреагировала на слова автора? (Хозяин сказал ей это строгим голосом, приказ собака должна выполнять) 

3 абзац

- Важными были для Лады эти несколько глотков молока?

3. Повторное чтение текста по предложениям.

- Все следим глазками и пальчиками.

4. Анализ прочитанного произведения. Работа с текстом.

- Какие слова сказал автор своей собаке? (Лада, надо поесть; кушай, Лада)

- Давайте прочитаем их просто без выражения.

- Можно ли сказать, что слова какие-то особенные, если говорить их обычно?

- А почему они подействовали? (наводящий вопрос: Как слова были сказаны?) (Спокойным, тихим голосом, как бы уговаривая.)

- Попробуйте прочитать с выражением, как будто это вы уговариваете свою собаку поесть.

- Что еще при этом делал автор, когда уговаривал собаку поесть?

- Что после этого сделала собака? (Начала лакать)

- Можно ли сказать, что вовремя сказанное ласковое слово и забота могут помочь даже выздороветь?

III этап. Работа с текстом после чтения.

- Ребята, давайте прочитаем, что говорят о ласке в народе?

Ласковое слово что весенний день.

Ласковое слово и кошке приятно.

И собака ласку понимает.

- Подходят ли эти пословицы по смыслу нашему рассказу?

- Ребята, согласны ли вы с фразой «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

- Что это значит? (Чтобы не было бездомных животных. Мы приручили, значит, мы должны и заботиться: кормить, лечить, играть)

- Прочитайте слова с доски и подумайте, какие слова подходят к Ладе, а какие к автору.

Беззащитная, ответственный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая.

- Какие слова ни к кому не подходят? Почему?

- Как вы думаете каким человеком был автор этого рассказа?

- Михаил Михайлович Пришвин рассказал нам историю о собаке Ладе. Он очень хорошо знал и любил родную природу. В своих книгах он рассказал о жизни животных и растений, об отношении человека к родной природе.

- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни?

- Я надеюсь, что после нашего урока вы станете более чуткими, добрыми, милосердными.