СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме формирования читательской компетентности, снижению интереса к чтению книг в современном обществе. Тема развития грамотного читателя рассматривается многими авторами, но от этого не становится менее актуальной. В статье раскрыты некоторые причины снижения читательского интереса и представлены приемы организации уроков литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
««Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения»»

«Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.»

«Чтение – это один из способов мышления и умственного развития». В.А. Сухомлинский

Нельзя не согласиться с великим педагогом , так как чтение учит размышлять, думать, говорить.

Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование  приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так, в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом, с помощью которых, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают образовательные технологии:

-личностно ориентированные

-развивающие

-деятельностно- ориентированные

-развивающие технологии критического мышления

-игровые технологии

-проблемного обучения

-дифференцированного обучения

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Первый этап: Работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Второй этап: работа во время чтения текста:

После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.

При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.

Третий этап: работа с текстом после чтения:

коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.

Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

Технология групповой работы.

Применение групповой работы на уроках чтения можно использовать в инсценировании произведений.

Формы и виды работы с литературным произведением.

На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.


Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками.


Формы и виды работы

-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;

-ведение и изучение читательских дневников;

-создание классной библиотеки;

-уроки читательского мастерства;

-презентации по творчеству писателей;

-для подготовки к урокам дополнительная литература;

-тесное сотрудничество со школьной библиотекой;

-проблемно- поисковые ситуации;

- семейное чтение.

Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:

-упражнения в орфоэпическом произношении;

-упражнения, вырабатывающие внимание к слову( методика по системе Эдигей);

-упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);

-упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя;

-упражнения для развития осознанного чтения;

-упражнения для формирования правильности чтения;

-упражнения для развития беглого чтения;

упражнения для развития выразительного чтения.

Используемые приёмы:

ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок.

Основные виды уроков литературного чтения

Уроки изучающего чтения

  • урок – поиск

  • урок- наблюдение

  • урок-тренинг

урок- исследование

  • Уроки литературного слушания

  • Библиотечные уроки

  • Творческие уроки

  • урок - сказка

  • урок- конкурс

  • Уроки проверки и контроля

Учимся фиксировать информацию, полученную в ходе чтения с помощью картинок, условных знаков или отдельных слов

Таким образом, вопросы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, составляющих основу умения учиться, являются актуальными в современной школе и являются приоритетными при обучении литературному чтению младших школьников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!