СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВООЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

(МБОУ «НСШ»)

ОГРН 1149102178972 ИНН 9110087346ОКПО 00807808КПП 911001001

улица Героев -Десантников, д. 14 ,пгт. Новоозерное, г. Евпатория, РК, 297491

тел. (06569)46115

E-mail: school_novoozernovskay@ crimeaedu.ru






«Формирование

читательской компетенции

младшего школьника

на уроках литературного чтения»





Учитель

МБОУ «НСШ»

Орда Елена Ивановна



















2022 – 2023 уч.год



В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное чтение обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования младшего школьника.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.

Особая роль отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Цель : Формирование основ читательской компетенции учащихся в условиях ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности

Задачи :

  • Выявить и проектировать оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетенции младших школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения:

  • Выделить технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений.

  • Развить увлечённость чтением, потребность в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности.

  • Создать единое читательское пространство на основе взаимодействия: ученик-учитель - родитель- библиотекарь.

  • Определить пути использования данного проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Принципы реализации темы

  • Природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10 лет;

  • преемственности и перспективности, подчеркивающий пропедевтическое значение чтения и интереса к нему для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующий межпредметные и внутрипредметные связи;

  • интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность проекта, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;

  • коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о возможностях литературы как науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, норм общения, осознанное оперирование ими;

  • интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств литературного чтения для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков;

  • вариативности, предполагающий развитие у младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения среди нескольких предложенных.

От достижения цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности.

Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к решению различных задач.

Возникает проблема:

  • Как поддержать интерес учащихся к чтению?

  • Какие приёмы и средства помогут в формировании читательской компетентности младших школьников?

  • Как создать ситуацию успеха?

В настоящее время необходимы новые образовательные программы и педагогические технологии, новые методы и формы обучения, которые бы отвечали современным запросам общества в решении проблем развития интереса к чтению у младших школьников.

Наиболее ярко существующие противоречия видны в начальной школе. В современных школьных программах по литературному чтению уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет "Внеклассное чтение" исчез из базового учебного плана, что обязывает учителей начальных классов выводить занятия по внеклассному чтению в сферу дополнительного образования с учетом рекомендаций ФГОС НОО второго поколения. К тому же, сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения. Поэтому, как никогда, сегодня особенно актуальны слова К.Д. Ушинского: "Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса"

Возникла необходимость формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного чтения книг;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является, на мой взгляд, одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Выделены три основные компетенции, составляющие основу читательской компетентности, - это: познавательная, ценностно-смысловая и коммуникативная.

Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль самостоятельно, своими словами, умение апеллировать к источнику знаний.

Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и, сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.

Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

Формирование данных компетенций происходит в процессе анализа художественных произведений.

В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают образовательные технологии:

-личностно – ориентированные;

-развивающие;

-деятельностно- ориентированные;

-развивающие технологии критического мышления;

-игровые технологии;

-проблемного обучения;

-дифференцированного обучения;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности.

На уроках литературного чтения я использую технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Первый этап: работа с текстом до чтения - антиципация (предугадывание предстоящего чтения), определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Второй этап: работа во время чтения текста.

После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.

При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.

Третий этап: работа с текстом после чтения.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.

Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

Технология групповой работы.

Применение групповой работы на уроках чтения, по - моему мнению, удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят выступление.

Формы и виды работы с литературным произведением.

На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использовать элементы драматизации. Предпринимать попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.

Использовать создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

Формы и виды работы

-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;

-ведение и изучение читательских дневников;

-создание классной библиотеки;

-уроки читательского мастерства;

-презентации по творчеству писателей;

-для подготовки к урокам дополнительная литература;

-тесное сотрудничество со школьной библиотекой;

-проблемно- поисковые ситуации;

- семейное чтение.

Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:

-упражнения в орфоэпическом произношении;

-упражнения, вырабатывающие внимание к слову( методика по системе Эдигей);

-упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);

-упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя;

-упражнения для развития осознанного чтения;

-упражнения для формирования правильности чтения;

-упражнения для развития беглого чтения;

упражнения для развития выразительного чтения.

Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом, на уроках литературного чтения предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ). (Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит.)

В своей работе часто использавать следующие приемы ТРКМ

Приемы активного чтения:

  • Прием «Чтение с пометами»

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»

  • Прием «Чтение с остановками»

Приемы активизации ранее полученных знаний:

  • Прием «Ассоциация»

  • Прием «Ключевые слова»

  • Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.

Приемы графической организации учебного материала:

  • Прием «Составление кластера»

  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

Приемы, требующие творчества учащихся:

  • Прием «Синквэйн» и «Диаманта»

  •  

    Прием «Цветопись»

  • Прием « Пятиминутное эссе»

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

  • Метод «Шесть шляп критического мышления

  • Прием «Учебный мозговой штурм»

  • Прием «Письмо по кругу»

Маркировочные таблицы:

  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT». (2)

Используемые приёмы:

ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок.

Основные виды уроков литературного чтения

Уроки изучающего чтения

  • урок – поиск

  • урок- наблюдение

  • урок-тренинг

урок- исследование

  • Уроки литературного слушания

  • Библиотечные уроки

  • Творческие уроки

  • урок - сказка

  • урок- конкурс

  • Уроки проверки и контроля

Учимся фиксировать информацию, полученную в ходе чтения с помощью картинок, условных знаков или отдельных слов

Уметь читать – это

видеть,

слышать,

то, что читаешь.

Предполагаемые результаты

1) Формирование первоначальных основ читательской компетенции второклассников, которая определяется умениями:

- осмысленного чтения (понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание литературного образа по совокупности его признаков, определение темы текста, нахождение его главной мысли, сравнение произведений на основе содержательно-тематических особенностей);

- правильного чтения (Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно. );

- беглого чтения (с техническим показателем на конец учебного года –не менее 65 слов в минуту);

- выразительного чтения (интонационное оформление предложений разных типов, передача основного эмоционального тона произведения, освоение приёмов чтения по ролям).

2) Развитие читательской активности обучающихся и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю.

3) Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.

Критерии и показатели оценивания.

  • Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции первоклассников: наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения.

  • Изменение отношения родителей к организации семейного чтения в положительную сторону по результатам входящего и итогового анкетирования.

  • Повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность.

  • Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования читательской компетенции: участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности.

  • Развитие литературно- творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям.

  • Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися книг в соответствии с возрастом.

Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!