СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы»

«Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы»

Грамотность, то есть чтение и письмо, по мнению Всемирной организации здравоохранения, входит в 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни человека, является показателем перспектив развития экономики страны.

И когда мы говорим о чтении, мы имеем в виду не просто технику чтения. Ян Амос Коменский говорил: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». Речь идёт о читательской компетентности.
Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.

Читательская компетентность является базовой основой всех ключевых компетенций, основой успешного обучения всем школьным предметам, основой дальнейшего образования и самообразования человека.

Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе. Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах как начального, так и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как средство воспитания и развития учащегося, и как общеучебное умение.

В современной российской педагогике можно выделить несколько технологий, методик, направленных на формирование читательской компетентности.

Эти технологии возникли, опираясь на исследования одних и тех же учёных-психологов, и имеют много общего. Перекликаются и приёмы, методы, стратегии работы с книгой. Их объединяет и подход к ученику как к субъекту, а не объекту образовательного процесса.

Мы видим это при сравнении технологии продуктивного чтения с традиционным уроком:


Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

    Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Все современные технологии формирования читательской компетентности выделяют 3 этапа работы с текстом:

  1. Работа с текстом до чтения. (РКМЧП – стадия ВЫЗОВа)

  2. Работа с текстом во время чтения. РКМЧП - ОСМЫСЛЕНИЕ)

  3. Работа с текстом после чтения. (РКМЧП - РЕФЛЕКСИЯ. Причём хорошая рефлексия становится вызовом для дальнейшей работы)).


I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).

  2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

Приёмы: прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, глоссарий, батарея вопросов…


II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.

  2. Перечитывание текста.

  3. Анализ текста

  4. Беседа по содержанию текста.

  5. Выразительное чтение.

Приёмы: чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом, ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами. Комментированное чтение, диалог с автором, выделение ключевых слов, ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

  2. Знакомство с писателем.

  3. Соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями).

  4. Творческие задания.

Приёмы: СИНКВЕЙН, ФИШБОН, проверочный лист, КЛАСТЕР, различные виды таблиц и графических организаторов…

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Технология располагает в своём арсенале большим многообразием приёмов, которые можно варьировать, по-разному сочетать. И является открытой системой, т. е. допускает использование приёмов, стратегий, методов из других технологий.

Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность»

И цель: вооружить ученика набором стратегий, чтобы впоследствии он мог самостоятельно продуктивно работать с текстом.