«Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы»
Грамотность, то есть чтение и письмо, по мнению Всемирной организации здравоохранения, входит в 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни человека, является показателем перспектив развития экономики страны.
И когда мы говорим о чтении, мы имеем в виду не просто технику чтения. Ян Амос Коменский говорил: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». Речь идёт о читательской компетентности.
Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.
Читательская компетентность является базовой основой всех ключевых компетенций, основой успешного обучения всем школьным предметам, основой дальнейшего образования и самообразования человека.
Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе. Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах как начального, так и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как средство воспитания и развития учащегося, и как общеучебное умение.
В современной российской педагогике можно выделить несколько технологий, методик, направленных на формирование читательской компетентности.
Эти технологии возникли, опираясь на исследования одних и тех же учёных-психологов, и имеют много общего. Перекликаются и приёмы, методы, стратегии работы с книгой. Их объединяет и подход к ученику как к субъекту, а не объекту образовательного процесса.
Мы видим это при сравнении технологии продуктивного чтения с традиционным уроком:
Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Все современные технологии формирования читательской компетентности выделяют 3 этапа работы с текстом:
Работа с текстом до чтения. (РКМЧП – стадия ВЫЗОВа)
Работа с текстом во время чтения. РКМЧП - ОСМЫСЛЕНИЕ)
Работа с текстом после чтения. (РКМЧП - РЕФЛЕКСИЯ. Причём хорошая рефлексия становится вызовом для дальнейшей работы)).
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).
Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
Приёмы: прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, глоссарий, батарея вопросов…
II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Перечитывание текста.
Анализ текста
Беседа по содержанию текста.
Выразительное чтение.
Приёмы: чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом, ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами. Комментированное чтение, диалог с автором, выделение ключевых слов, ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…
III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Знакомство с писателем.
Соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями).
Творческие задания.
Приёмы: СИНКВЕЙН, ФИШБОН, проверочный лист, КЛАСТЕР, различные виды таблиц и графических организаторов…
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Технология располагает в своём арсенале большим многообразием приёмов, которые можно варьировать, по-разному сочетать. И является открытой системой, т. е. допускает использование приёмов, стратегий, методов из других технологий.
Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность»
И цель: вооружить ученика набором стратегий, чтобы впоследствии он мог самостоятельно продуктивно работать с текстом.