О.В. Матвеева,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Бутиковская СОШ» Заокского района Тульской области
Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы
В статье рассматривается понятие «читательская компетенция», пути её формирования. Показаны результаты исследования учебника по русскому языку в аспекте обучения чтению. Представлена автором система работы учащихся с читательскими дневниками на уроках литературы.
Ключевые слова: читательская компетенция, вид речевой деятельности, интерпретация, оценка информации, анализ художественного произведения, метапредметные умения.
Читательская компетенция – одна из основных составляющих воспитания и развития общей культуры личности, потому что чтение обеспечивает систему знаний, умений и навыков, которые позволяют ориентироваться в социокультурном пространстве.
Учёные-лингвисты дают различные определения этому понятию, чёткого определения термина в научно-педагогической литературе нет. Нам наиболее близко определение Э.А. Орловой: «Читательская компетенция предполагает совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих индивидуальную возможность без затруднений пользоваться преимуществами письменной культуры, то есть эффективным образом выбирать, организовывать, анализировать, использовать имеющиеся в её рамках источники, относящиеся к сложившимся стилям, жанрам, формам (Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М: МЦБС, 2008).
В последнее время наблюдается падение интереса учащихся к чтению, к книге. Это происходит потому, что в век цифровых технологий книга утрачивает статус основного носителя информации, духовных традиций, воспитателя культурного человека. В результате этого мы видим падение общей культуры общества, его ориентиров, духовно-нравственных основ, снижение норм употребления родного языка, культуры речи, грамотности, неумение выразить мысли в устной и письменной форме (Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетентности (диагностика метапредметных умений). Наука и школа, 2015).
Снижение интереса к чтению – общемировая тенденция. Но современный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) нацеливает учителей русского языка и литературы на формирование у учащихся читательской компетенции, привитию интереса к чтению. Важна степень сформированности у учащихся таких метапредметных умений как понимание текста, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.
Проблема обучения чтению как виду речевой деятельности стала очень важной для учителей русского языка и литературы. Это подтверждается высказыванием С.И. Львовой: «Современный учитель нередко находится во власти одной иллюзии: считается, что ученик, пришедший в 5 класс, владеет навыками чтения, и поэтому на уроках русского языка не следует уделять специального времени на совершенствование этих навыков, так как это происходит как бы само собой с текстами учебника и других пособий. Однако приходится учитывать, что навыки зрелого чтения формируются у учащихся не менее шести лет, и следовательно эта работа продолжает оставаться одной из важных в 5-7 классах» (Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. Русская словесность. 2002. - №7).
Есть ли в к учебниках русского языка темы, направленные на развитие читательской компетенции учащихся? Например, в учебнике Е.И. Никитиной «Русская речь» для 5 класса (учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой) найдём такую тему: «Всегда ли мы читаем одинаково?». А также «Учитесь выразительно читать».
В теме «Всегда ли мы читаем одинаково?» даются понятия ознакомительного и изучающего чтения, их отличие друг от друга. Автор учебника поясняет значение термина «ключевые слова», предлагает найти их в тексте. В учебном материале параграфа подобраны различные тексты, на примере которых можно подробно рассмотреть отличие ознакомительного чтения от изучающего. Большое внимание уделяется именно изучающему чтению, потому что большинство параграфов учебника по любому предмету должно быть изучающим. Акцент делается на то, что при изучающем чтении необходимо:
проверять себя, все ли слова понятны;
выделять скрытые в тексте вопросы и отвечать на них;
устанавливать связи между явлениями, событиями, фактами (задавать себе вопрос: Почему?);
выявлять в тексте главное (записывать или подчёркивать карандашом, делать пометки на полях);
составлять план прочитанного;
формулировать основную мысль.
Следующая тема: «Учитесь читать выразительно» уделяет внимание таким понятиям, как тон высказывания (или интонация), логическое ударение и пауза, которые необходимо знать и использовать в процессе чтения (Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2017, с. 51- 67).
Если задать вопрос учащимся на уроке, какой может быть интонация, особенно в восклицательном предложении по эмоциональной окраске, то они чаще всего отвечают, что интонация радостная. Но она ещё бывает торжественной, печальной, насмешливой, уверенной, призывной, просящей, презрительной, негодующей. Учителю необходимо обращать на это внимание в процессе обучения выразительному чтению. Таким образом, изучение подобных тем в курсе русского языка в 5 классе напрямую направлено на формирование читательской компетенции учащихся.
На уроках русского языка необходимо использовать в качестве дидактического материала карты, графики, рисунки, схемы (несплошные тексты). Как показывает опыт, читать и понимать их правильно учащимся не всегда удаётся.
Одним из путей формирования навыков читательской компетенции на уроках литературы является ведение читательского дневника. В обычной тетради учащиеся записываю отзыв о прочитанном произведении. Существуют разные варианты планов отзыва в читательском дневнике. Они предлагаются в различных методических пособиях, учебниках.
Мы работаем в таком порядке. Ребята пишут дату, когда они делают запись в читательском дневнике. Далее указывают автора, название произведения. Затем записывают имена, фамилии главных героев. После этого учащиеся кратко пересказывают прочитанное произведение.
На данном этапе отрабатываются навыки сжатия текста, что является подготовкой к написанию сжатого изложения, которое обязательно для сдачи ГИА по русскому языку в 9 классе. Не всегда учащимся удаётся кратко изложить пересказ произведения, бывает, что текст получается слишком сжатым, и содержание остаётся непонятным. Или они увлекаются очень подробным, затянутым пересказом.
«Французский философ, писатель и ученый Б. Паскаль заметил: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». В этом парадоксальном заявлении глубокий смысл, потому что небрежность и беспомощность автора обычно приводят к многословию, а краткость и ясность формулировок достигаются в результате напряженной работы со словом. Лаконизм, как и точность словоупотребления, даётся нелегко: трудно найти самые точные слова и расставить их так, чтобы «словам было тесно, а мыслям – просторно» (Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Книга о хорошей речи. – М. Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997, с. 2). А Антон Павлович Чехов говорил: «Краткость - сестра таланта». Действительно, умение писать кратко, сжимать текст требует знаний, времени, системного подхода, кропотливой работы.
На наш взгляд, ребят необходимо уже в 5 классе познакомить с основными приемами сжатия текста: исключением, обобщением, заменой (упрощением). Знание этих приёмов помогут им при работе над сжатым изложением, при сжатом пересказе прочитанного.
Следующий этап написания отзыва в читательском дневнике – определение идеи, основной мысли произведения. Как я понял смысл произведения? На такой вопрос предстоит ответить учащимся. На данном этапе работы у многих возникают определённые трудности. Дети могут написать в читательском дневнике: «Главную мысль произведения я не понял». Работа над анализом произведения на уроке литературы, умение думать, находить главное, вчитываться помогут видеть между строк. Многим учащимся помогает определить основную мысль произведения такой вопрос: «Что самое главное хотел сказать нам автор?». Они могут ответить на вопрос своими словами, сформулировать идею произведения. И если она будет определена не совсем правильно и точно, не велика беда. Самое главное, что в процессе чтения и оценки произведения читатель учится думать, анализировать, высказывать своё мнение.
На последнем этапе написания отзыва предлагается поделиться своими впечатлениями. Сначала, конечно, нужно объяснить детям, что мы вкладываем в это понятие. Впечатление – это ощущаемый след от прочитанного, оставленный в сознании человека после прочтения художественного произведения. Это мнение, оценка, сложившаяся после знакомства, соприкосновением с кем-нибудь или чем-нибудь (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986, с. 87). Значит читатель должен написать, что осталось в его душе, какие чувства, мысли, переживания, какое мнение у него сложилось о произведении после того, как оно было прочитано. Что понравилось, что вызвало какие-то трудности во время чтения – об этом также пишут ребята в своих читательских дневниках. Если произведение понравилось, они советуют прочитать его своим сверстникам.
Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе чтения и работы над читательским дневником: многие слова были непонятны, особенно устаревшие, диалектные, если они встречаются в тексте. Иногда тяжело воспринимается стиль писателя.
Хочется сказать несколько слов об оформлении дневника. Многие дети сопровождают отзыв рисунками, пытаются показать, как они представляют себе героев прочитанных произведений. Это делается по желанию учащихся.
Их вышесказанного следует, что необходимо повышать эффективность работы по формированию читательской компетенции, вырабатывать у школьников интерес к словарям, привлекать несплошные тексты, обучать чтению текстов, различных по структуре, связывать информацию текста со знаниями других источников.
Список литературы:
Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Книга о хорошей речи. – М. Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. – 268 с.
Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. Русская словесность. 2002. - №7.
Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2017. – 190 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык ,1986. – 796 с.
Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М: МЦБС, 2008. – 72 с.
Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетентности (диагностика метапредметных умений). Наука и школа, 2015.