СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетенции обучающихся в курсе "Окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет в формировании читательской компетенции обучающихся на уроках 

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции обучающихся в курсе "Окружающий мир"»

Формирование читательской компетенции учащихся в курсе «Окружающий мир»

Тенденция снижения интереса младших школьников к чтению связана с отсутствием у них внутренней мотивации и личной потребности в чтении. Традиционные тексты для чтения вытесняются текстами медийными, книга печатная уступает место гаджету. Вместе с тем планка требований к читательской компетенции как средству и цели получения начального общего образования только растет. Составляющие читательской компетенции сопряжены с содержанием универсальных учебных действий , необходимых для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

О понятии «читательская компетенция»

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования перечень УУД, составляющих читательскую компетенцию, очерчивается понятием смыслового чтения, овладение навыками которого включено в требования к метапредметным образовательным результатам выпускников начальной школы.

Это полезно знать
Эксперты PISA в понятие «грамотность чтения» вкладывают умение при чтении текстов получать и развивать знания и потенциал для жизни в обществе. Грамотность чтения признается более важным показателем, чем естественно-научная грамотность, поскольку она определяет способность индивида к получению и обработке информации.

Говоря о роли читательской компетенции в освоении курса «Окружающий мир», необходимо понимать, что она уже не рассматривается как навык, приобретенный в детстве в ранние годы обучения. В ней необходимо видеть постоянную способность к приобретению и расширению набора знаний, навыков и стратегий, которыми растущий человек пользуется в различных жизненных ситуациях.

Структура читательской компетенции

Компетенция (с латинского - добиваюсь, соответствую, подхожу)-

Компетенция — возможность, способность, основанная на определенном круге знаний.

Компетентность — уже сформированная способность применять свои знания, воплощение, реализация компетенции.

Слайд 2

Говоря о компетенциях, обычно выделяют ключевые компетенции:

  1. ценностно-смысловые –связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём.

  2. учебно-познавательные – это совокупность знаний ученика в сфере самостоятельной познавательной активности, включающие элементы логической, методологической общеучебной деятельности.

  3. информационные –отражают навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

  4. коммуникативные компетенции - это знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми.

  5. социально-трудовые – выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, члена семьи.

  6. общекультурные –отражают познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.

  7. компетенции личностного самосовершенствования –направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.

Читательская компетенция вбирает в себя большинство из названного.

Для того чтобы использовать чтение как основной вид учебной деятельности в школе, у обучающихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Данные умения можно объединить в две группы.

Игра (А сейчас, опираясь на ваш опыт работы, попробуем распределить читательские умения на две группы)

1. Умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

  • найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

  • основываясь на тексте, сделать простые выводы.

2. Умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста:

  • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

  • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

  • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структура, язык).



Проверим. Слайды 3 и 4

В условиях растущей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на уроках литературного чтения, где методический аппарат учебников способствует формированию и развитию полноценного навыка чтения художественных текстов. С научно-популярными текстами дело обстоит иначе. В результате у учащихся не формируются в достаточной степени возможности обработки больших объемов специализированной информации.

Слайд 5 Цели курса «Окружающий мир»

В примерной основной образовательной программе начального общего образования в части образовательных результатов курса «Окружающий мир» сказано, что он призван помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

Курс «Окружающий мир» будет способствовать общему познавательному и речевому развитию обучающихся, если задачи формирования читательской компетенции неформальны. Для этого важно продумать содержание работы по обогащению культуры общения младших школьников, расширению пространства их коммуникации в процессе знакомства с предметами и явлениями окружающего мира; развитие аналитико-синтетической деятельности обучающихся. Не менее важным является воспитание у обучающихся мотивации к учению; эмоциональной адекватности поведения и базовых эмоций.

При работе с учебником «Окружающий мир» , дополнительной литературой и информацией опосредуются практически все составляющие читательской компетенции, в частности:

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • умение целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

  • составлять план к прочитанному тексту;

  • логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

  • отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

  • обмениваться сведениями о стране, полученными из источников информации;

  • соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

  • готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг).



Слайд 6 -7

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Модель - это упрощенное подобие объекта, которое воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта-оригинала или объекта проектирования.

Модель выступает как своеобразный инструмент познания, с помощью которого ребёнок на уроке изучает объект. 

ТЕЛЛУРИЙ

Слайд 8

  • умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;



Одним из наиболее часто используемых типов информационных моделей является рисунок-схема. В ней отображен ряд объектов, обладающих наборами свойств. Во время работы с рисунком-схемой дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. 

Подобная работа способствует обобщению и систематизации знаний школьников, учит их кратко, обобщенно излагать мысли, проводить отбор нужных сведений.

Слайд 9

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные

особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.



Наблюдения в разделе «Экскурсии» способствует развитию умственной и речевой активности детей. К.Д. Ушинский обращался к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли. И эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми, пытливыми, любознательными людьми”

Слайд 10

  • находить в тексте описание к иллюстрациям;



Работа с иллюстрациями поможет создать правильное представление об изучаемых объектах учебника как источ­ник информации.

Сравнение иллюстраций и содержания статьи позволяет конкре­тизировать текст, сформировать полные и четкие представления о тех объектах, о которых идет речь в учебнике.

Слайд 11

  • самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

В комплекте учебник-тетрадь веду­щую роль играет учебник, а тетрадь способствует конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике; форми­рованию практических умений и навыков, приемов самостоятельной работы.



Слайд 12(Рубрика «Обсудим вместе»)



Изучение курса «Окружающий мир» направлено на развитие таких УУД, как:

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, в том числе посредством рубрики « Обсудим вместе».

Слайд 13 Рубрика «Картинная галерея»



В учебниках « Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой большое внимание уделяется об­щекультурным сведениям (в частности о научных открытиях, произведениях искусства и их авторах). Эти знания сосредото­чены в рубриках «Этот удивительный мир...», «Жил на свете человек...», а также в рубрике «Картинная галерея»

Есть взгляд ученого, для которого особенно важны про­веренные факты. Есть взгляд поэта, писателя, художника, который фиксирует другие сто­роны окружающего мира, в результате чего рождаются эмоциональные впечатления, раскрываются эстетические и художествен­ные достоинства объекта. «Картинная гале­рея» формирует у школьников умение эмоци­онально воспринимать окружающую действи­тельность, оценивать свои впечатления, давать им характеристику.

Слайд 14 Рубрика «Пофантазируй, придумай свою историю»

Рубрика «Пофантазируй, придумай свою историю» подводит к выполнению творческих заданий, подготовке сообщений на основе используемой литературы.

Вот одно из заданий: Рассмотри фотографии. Представь, что ты - артист и должен сыграть роль какого – нибудь животного, которое рассказывает о себе, своих повадках.

Разнообразие учебных текстов в рамках курса

Слайд 15 научно-познавательные тексты

Значительная роль в формировании УУД по предмету «Окружающий мир» отводится научно-познавательным текстам, содержащимся в учебнике.

Одной из особенностей, отличающих представленные в учебниках «Окружающего мира» научно-познавательные тексты от художественных текстов, является то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. При этом научно-познавательные тексты опираются на воображение читателя, поэтому содержат отдельные художественные приемы и элементы. Научно-познавательные тексты расширяют кругозор учащихся, увлекают их в определенную область знания. Они решают прежде всего образовательные задачи.

Слайд 16. научно-познавательные тексты.

Научно-познавательные тексты представлены также в рубрике «Знакомься: наша Родина.

Организация деятельности учащихся

Успешному усвоению знаний о природе, обществе, человеке, а также исключению механического заучивания учебного материала способствуют различные методы активизации познавательного интереса обучающихся.

Весьма эффективным может стать применение элементов технологии критического мышления, технологии проектов, технологии творческой мастерской, которая в большей степени апеллирует к аффективной сфере восприятия окружающего мира.

Также на реализацию читательской компетенции как активного действия направлена технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная Н. Н. Светловской.

Специальные технологии

Технология формирования типа правильной читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг.

Данную технологию также можно успешно применять на уроках окружающего мира. Ее применение предполагает три этапа.

Слайд 17 Технология формирования типа правильной читательской деятельности по Н.Н.Светловской

Этап 1. Работа с текстом до чтения:

  • чтение фамилии автора;

  • чтение заглавия произведения;

  • чтение ключевых слов;

  • рассматривание иллюстраций;

  • высказывание предположений о героях, теме, содержании текста.

Слайд 18

Этап 2. Работа с текстом во время чтения:

  • чтение текста по частям с комментариями;

  • диалог с автором (находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение);

  • словарная работа (работа с различными источниками информации — со словарями, справочниками, интернет-ресурсами);

  • оглавление частей текста;

  • выборочное чтение;

  • беседа по содержанию текста;

  • сравнение содержания текста со своими предположениями.

Слайд 19



Этап 3. Работа с текстом после чтения:

  • где уместна постановка проблемного вопроса к тексту;

  • беседа о науке, о личности ученого, имя которого упоминается в научной статье, о его исследовательских качествах;

  • повторное обращение к теме урока и иллюстрации;

  • высказывание и аргументация отношения к прочитанному.



Применение данной технологии способствует более эффективному освоению предметного содержания курса. В ходе такой работы формируются определенные личностные качества обучающихся, развивается их рефлексивный опыт.

Приемы работы с текстом

Обучающимся можно предложить выделить основную мысль в тексте, сравнить ее с формулировкой названия, сделать вывод об их соответствии или несоответствии. Такая работа полезна на перспективу, поскольку младшие школьники получают первый опыт «оценки» названия текста. Специфика курса «Окружающий мир» стимулирует внимание к тому, какое название текста отражает главную мысль, а какое отражает только тему текста. Так обучающиеся начинают постигать законы «правильного» названия.

В процессе работы с учебными текстами можно использовать и такие приемы, как

Слайд 20

Выделение известной и новой информации 

Работа проходит более эффективно, если сопровождается различными пометками в тексте. Важно донести до учеников, что пометка — это знак понимания прочитанного. Делая пометку, ребёнок выражает готовность работать с текстом дальше.

Постановка познавательных вопросов к тексту — весьма распространенный прием, но он не всегда используется уместно. Задать вопрос часто бывает сложнее, чем ответить на него, чтобы сформулировать вопрос, нужно выделить познавательный материал в тексте, понять смысл этой информации и найти точную формулировку вопроса.


Определение темы и основной мысли текста способствует формированию у младших школьников умения выделять главное (устанавливать ключевую информацию текста).


Составление плана текста должно быть направлено на структурирование информации.

Желательно, чтобы с первых уроков по обучению составлению плана текста ученики уяснили его роль в формировании читательской компетенции.

Ситуационные задачи  Это особый тип учебных заданий, которые даются на базе научно-популярного текста (или нескольких текстов), связанных единой темой, актуальной для психовозрастного развития обучащихся. К примеру, основой ситуационной задачи могут стать тексты о состоянии озера Байкал, проблемах его экологической безопасности.


Эффективным средством представления информации при изучении курса «Окружающий мир» является использование знаковой символики. Подобные задания встречаются в текстах ВПР, и дети испытывают определённые затруднения.

+





В заключение хочется подчеркнуть, что любое обучение эффективно тогда, когда оно приносит радость. Чем лучше ребенок учится, тем интереснее ему учиться. Возможность взаимодействовать с миром через текст, видеть за ним окружающую нас природу, людей, открытия и свершения — все это дарит ученикам уверенность в том, что именно знания, книга, учеба могут помочь ему реализовать себя, стать полноценной частью этого бесконечно интересного, постоянно развивающегося, ждущего своего исследователя окружающего мира.