СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетенции в курсе "Окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержи материал к урокам окружающего мира по формированию читательской компетенции обучающихся в 1- 4 классах.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции в курсе "Окружающий мир"»

«Прежде, чем ты захочешь  призвать ребёнка к какой-либо  деятельности, заинтересуй его »  Л.С.Выготский   Формирование читательской компетенции обучающихся в курсе «Окружающий мир»

«Прежде, чем ты захочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его » Л.С.Выготский

Формирование читательской компетенции обучающихся

в курсе «Окружающий мир»

Ключевые компетенции  по А.В.Хуторскому ценностно-смысловые учебно-познавательные информационные коммуникативные социально-трудовые общекультурные компетенции личностного самосовершенствования

Ключевые компетенции по А.В.Хуторскому

  • ценностно-смысловые
  • учебно-познавательные
  • информационные
  • коммуникативные
  • социально-трудовые
  • общекультурные
  • компетенции личностного самосовершенствования
Формирование читательских умений   Умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:  найти в тексте информацию, представленную в явном виде; основываясь на тексте, сделать простые выводы;

Формирование читательских умений

Умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

  • найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • основываясь на тексте, сделать простые выводы;
Умения интерпретировать , обобщать и оценивать содержание текста:  устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста ( жанр, структуру, язык);

Умения интерпретировать , обобщать и оценивать содержание текста:

  • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
  • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
  • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста ( жанр, структуру, язык);
Цели курса «Окружающий мир»   помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры; воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планета Земля.

Цели курса «Окружающий мир»

  • помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры;
  • воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планета Земля.
Работа с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира Проведём опыт. Тема. Вращение Луны вокруг Земли. Цель. Представить, как меняются фазы Луны.  Нам понадобится. Теллурий — модель, с помощью которой можно увидеть, как Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, а Луна — вокруг Земли.

Работа с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира

Проведём опыт.

Тема. Вращение Луны вокруг Земли. Цель. Представить, как меняются фазы Луны.

Нам понадобится. Теллурий — модель, с помощью которой можно увидеть, как Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, а Луна — вокруг Земли.

Глобус — модель Земли Сегодня мы будем работать с глобу­сом — моделью Земли.  Рассмотрим  глобус . Сравним  глобус  с рисунком  в  учебнике . Определим , какого цвета  на  рисунке  больше  —  голубого  ( сине­го ) или  коричневого .

Глобус — модель Земли

Сегодня мы будем работать с глобу­сом — моделью Земли.

Рассмотрим глобус . Сравним глобус с рисунком в учебнике . Определим , какого цвета на рисунке больше — голубого ( сине­го ) или коричневого .

Задания, включающие составление схем, таблиц Рассмотри рисунок-схему. Подготовь рас­сказ «Что необходимо растению для жизни?».

Задания, включающие составление схем, таблиц

Рассмотри рисунок-схему. Подготовь рас­сказ «Что необходимо растению для жизни?».

Наблюдение, исследование явления окружающего мира, выделение характерных особенности природных объектов.  Луг и его обитатели Экскурсия на луг Какие травянистые растения можно встре­тить на лугу в это время года? Какие части (органы) есть у растений в это время года? Какие части (органы) появятся позже, в сле­дующем сезоне?  Вспомни, что мы видели в лесу (парке). Сколько «этажей» (ярусов) в лесу? Сколько ярусов на лугу? Отличается ли луг от леса? Чем травянистое растение отличает­ся от кустарника и дерева?

Наблюдение, исследование явления окружающего мира, выделение характерных особенности природных объектов.

Луг и его обитатели

Экскурсия на луг

  • Какие травянистые растения можно встре­тить на лугу в это время года? Какие части (органы) есть у растений в это время года? Какие части (органы) появятся позже, в сле­дующем сезоне?
  • Вспомни, что мы видели в лесу (парке). Сколько «этажей» (ярусов) в лесу? Сколько ярусов на лугу? Отличается ли луг от леса? Чем травянистое растение отличает­ся от кустарника и дерева?
Работа с текстом, описания к иллюстрациям Определи, о каких животных говорится в текстах. Найди каждого из них на рисунке (с, 135). Назови животных, которых можно встретить в поле. Чем они питаются? Зависит ли их питание от места обитания?  Этот маленький зверёк с длинным тонким хвостом кормится на поле всё ле­то и всю осень. На зиму прячет зерно в подземные норы.

Работа с текстом, описания к иллюстрациям

  • Определи, о каких животных говорится в текстах. Найди каждого из них на рисунке (с, 135).
  • Назови животных, которых можно встретить в поле. Чем они питаются? Зависит ли их питание от места обитания?

Этот маленький зверёк с длинным тонким хвостом кормится на поле всё ле­то и всю осень. На зиму прячет зерно в подземные норы.

Самостоятельное выполнение заданий в рабочих тетрадях на основе текста учебника 1. Соедини линией рисунок и подпись к нему . 22. Дорисуй и раскрась листья. Липа Клён Сосна

Самостоятельное выполнение заданий в рабочих тетрадях на основе текста учебника

1. Соедини линией рисунок и подпись к нему .

22. Дорисуй и раскрась листья.

Липа Клён Сосна

Информационный поиск для выполнения учебных задач .Рубрика «Обсудим вместе» Рассмотрим рисунок и обсудим, какое условие жизни объединяет всех этих животных. Правильно ли высказывание: «Каждое живое существо на Земле привыкает к определённому месту обитания (к природной среде)»? Сверим свои ответы с текстом.

Информационный поиск для выполнения учебных задач .Рубрика «Обсудим вместе»

  • Рассмотрим рисунок и обсудим, какое условие жизни объединяет всех этих животных. Правильно ли высказывание: «Каждое живое существо на Земле привыкает к определённому месту обитания (к природной среде)»? Сверим свои ответы с текстом.
Работа с рубрикой «Картинная галерея» Рассмотри картину художника И.Т. Хруцкого. Как ты думаешь, что важнее в «грибной охоте» — удача или хорошее знание мест обитания грибов? Если бы тебе так повезло, что бы ты сделал с грибами? Опиши, какие грибы есть в корзинке.

Работа с рубрикой «Картинная галерея»

  • Рассмотри картину художника И.Т. Хруцкого. Как ты думаешь, что важнее в «грибной охоте» — удача или хорошее знание мест обитания грибов? Если бы тебе так повезло, что бы ты сделал с грибами? Опиши, какие грибы есть в корзинке.
Выполнение творческих заданий, подготовка сообщений на основе используемой литературы  Рубрика «Пофантазируй, придумай свою историю» Рассмотри фотографии. Представь, что ты - артист и должен сыграть роль какого – нибудь животного, которое рассказывает о себе, своих повадках.

Выполнение творческих заданий, подготовка сообщений на основе используемой литературы Рубрика «Пофантазируй, придумай свою историю»

Рассмотри фотографии. Представь, что ты - артист и должен сыграть роль какого – нибудь животного, которое рассказывает о себе, своих повадках.

Научно –познавательные тексты Что означают слова «прясть», «прядиль­ный»? Почему лён и хлопчатник часто называют прядильными культурами? Проанализируй текст и ответь на вопрос: «Зачем люди выращивают лён?»

Научно –познавательные тексты

Что означают слова «прясть», «прядиль­ный»? Почему лён и хлопчатник часто называют прядильными культурами?

Проанализируй текст и ответь на вопрос: «Зачем люди выращивают лён?»

Научно-познавательные тексты Знакомься: наша Родина С давних времён выходцы из Великого Новгорода, люди смелые и настойчивые заселяли побережье Белого моря. Жителей этих мест стали называть поморами. Без пилы и гвоздей, только с помощью топора ставили поморы избы. Снаружи их обшивали берёзовой корой, стены утепляли мхом. Летом в таком доме было прохладно, а зимой — тепло. Поморы отлично владели художественными ремёслами: занимались резьбой по кости, писали иконы, шили красивую одежду из меха

Научно-познавательные тексты

  • Знакомься: наша Родина
  • С давних времён выходцы из Великого Новгорода, люди смелые и настойчивые заселяли побережье Белого моря. Жителей этих мест стали называть поморами.
  • Без пилы и гвоздей, только с помощью топора ставили поморы избы. Снаружи их обшивали берёзовой корой, стены утепляли мхом. Летом в таком доме было прохладно, а зимой — тепло. Поморы отлично владели художественными ремёслами: занимались резьбой по кости, писали иконы, шили красивую одежду из меха
Технология формирования типа правильной читательской деятельности по Н.Н.Светловской Этап 1.Работа с текстом до чтения чтение фамилии автора; чтение заглавия произведения; чтение ключевых слов; рассматривание иллюстраций; высказывание предположений о содержании текста.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности по Н.Н.Светловской

Этап 1.Работа с текстом до чтения

  • чтение фамилии автора;
  • чтение заглавия произведения;
  • чтение ключевых слов;
  • рассматривание иллюстраций;
  • высказывание предположений о содержании текста.
Этап 2. Работа с текстом во время чтения   чтение текста с комментариями; диалог с автором; словарная работа; оглавление частей текста; выборочное чтение; беседа по содержанию; сравнение содержания со своими предположениями.

Этап 2. Работа с текстом во время чтения

  • чтение текста с комментариями;
  • диалог с автором;
  • словарная работа;
  • оглавление частей текста;
  • выборочное чтение;
  • беседа по содержанию;
  • сравнение содержания со своими предположениями.
Этап 3. Работа с текстом после чтения.   постановка проблемного вопроса к тексту; беседа о науке, о личности ученого, имя которого упоминается в научной статье; повторное обращение к теме урока и иллюстрации; высказывание и аргументация отношения к прочитанному.

Этап 3. Работа с текстом после чтения.

  • постановка проблемного вопроса к тексту;
  • беседа о науке, о личности ученого, имя которого упоминается в научной статье;
  • повторное обращение к теме урока и иллюстрации;
  • высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
Приёмы работы с текстом   выделение известной и новой информации; постановка познавательных вопросов к тексту; определение темы и основной мысли текста; составление плана текста; ситуационные задачи .

Приёмы работы с текстом

  • выделение известной и новой информации;
  • постановка познавательных вопросов к тексту;
  • определение темы и основной мысли текста;
  • составление плана текста;
  • ситуационные задачи .
Использование знаково - символических средств предоставления информации при изучении окружающего мира

Использование знаково - символических средств предоставления информации при изучении окружающего мира

Условные заместители условно-образные (геометрические фигуры), символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы),   силуэтные и предметные картинки;  буквенно-цифровая символика, графики, диаграммы, чертежи и др.

Условные заместители

  • условно-образные (геометрические фигуры),
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы),  
  • силуэтные и предметные картинки;
  • буквенно-цифровая символика,
  • графики, диаграммы, чертежи и др.
Моделирование – метод построения моделей природных систем или их элементов

Моделирование – метод построения моделей природных систем или их элементов

Этапы моделирования 1.Вычленение существенных признаков объекта 2.Построение модели. 3.Исследование модели. 4.Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.

Этапы моделирования

1.Вычленение существенных признаков объекта

2.Построение модели.

3.Исследование модели.

4.Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.

□ Состояние неба Недели 1 Температура (градусы С) 15 2 10 3 8 4 6 □ ясно пасмурно переменно Влажность воздуха Температура

Состояние неба

Недели

1

Температура (градусы С)

15

2

10

3

8

4

6

□ ясно

  • пасмурно
  • переменно

Влажность воздуха

Температура

Столбчатая диаграмма « Количество дней с осадками и без осадков »

Столбчатая диаграмма « Количество дней с осадками

и без осадков »

Карточка Опишите внешние признаки ствола кустарника: цвет, рисунок коры (трещины, шероховатости). Опишите особенности веток: цвет; рисунок коры, длина (короткие, длинные, средние), колючки (есть или нет); измерьте их длину; почки (их аромат, длина, форма). Установите наличие или отсутствие плодов и семян. Опишите их форму, цвет, размер. Оформите ваши результаты в тетради по окружающему миру.

Карточка

  • Опишите внешние признаки ствола кустарника: цвет, рисунок коры (трещины, шероховатости).
  • Опишите особенности веток: цвет; рисунок коры, длина (короткие, длинные, средние), колючки (есть или нет); измерьте их длину; почки (их аромат, длина, форма).
  • Установите наличие или отсутствие плодов и семян. Опишите их форму, цвет, размер.
  • Оформите ваши результаты в тетради по окружающему миру.
   Части    Листья  Растения   Цвет   Плоды и семена    Колючки    Аромат     Размер   Почки Другие  Форма признаки

Части

Листья

Растения

Цвет

Плоды и семена

Колючки

Аромат

Размер

Почки

Другие

Форма

признаки

Творческая работа  «Форма листьев»

Творческая работа «Форма листьев»

Животный мир Земли гриф суслик скворец бабочка орел тигр белка лось колибри шмель гепард муравей Насекомые Звери Птицы

Животный мир Земли

гриф

суслик

скворец

бабочка

орел

тигр

белка

лось

колибри

шмель

гепард

муравей

  • Насекомые
  • Звери
  • Птицы
Составь схему Учебник ВПР Позвоночные животные Беспозвоночные животные

Составь схему

Учебник

ВПР

Позвоночные животные

Беспозвоночные животные

 Нарисуй и сравни состав воздуха над заводом, лесом в комнате Азот - Кислород - Углекислый газ - Водяной пар - Пыль, сажа - Ядовитые газы - Пыльца растений - Бактерии -  яд

Нарисуй и сравни состав воздуха над заводом, лесом в комнате

Азот -

Кислород -

Углекислый газ -

Водяной пар -

Пыль, сажа -

Ядовитые газы -

Пыльца растений -

Бактерии -

яд

Таблицы, диаграммы -  преобразование информации из одной формы в другую.  Виды работ с таблицами: чтение готовых таблиц, заполнение таблиц на основе текста учебника, сравнение и обобщение информации  Ответь на вопросы, пользуясь таблицей. № 1 Название планеты  Диаметр 2 Меркурий  Расстояние от  4 880  планеты в км 3 Венера  58  Солнца в млн. км 4 Земля  12 100 5 Марс  12 742  108  6 800 6 Юпитер  150 7  227  140 000 Сатурн  420 8  116 000 Уран 9  50 800 Нептун  777  48 600 Плутоне 1 426  2 280 2 869 4 496

Таблицы, диаграммы -

преобразование информации из одной формы в другую.

Виды работ с таблицами:

  • чтение готовых таблиц, заполнение таблиц на основе текста учебника, сравнение и обобщение информации

Ответь на вопросы, пользуясь таблицей.

1

Название планеты

Диаметр

2

Меркурий

Расстояние от

4 880

планеты в км

3

Венера

58

Солнца в млн. км

4

Земля

12 100

5

Марс

12 742

108

6 800

6

Юпитер

150

7

227

140 000

Сатурн

420

8

116 000

Уран

9

50 800

Нептун

777

48 600

Плутоне

1 426

2 280

2 869

4 496

Разнообразие растений Группы растений Водоросли Корень Мхи Стебель Листья Папоротники Цветы Хвойные Цветковые Особенности жизнедеятельности

Разнообразие растений

Группы растений

Водоросли

Корень

Мхи

Стебель

Листья

Папоротники

Цветы

Хвойные

Цветковые

Особенности

жизнедеятельности

Разнообразие растений Группы растений Водоросли Корень – Мхи Стебель Листья – – Папоротники – + Цветы Хвойные + Особенности + + + Цветковые – жизнедеятельности + + В воде – + + В сырых местах + – (иголки) Размножаются спорами + + Вечнозелёные, семена образуются в шишках + Многообразны и многочисенны

Разнообразие растений

Группы растений

Водоросли

Корень

Мхи

Стебель

Листья

Папоротники

+

Цветы

Хвойные

+

Особенности

+

+

+

Цветковые

жизнедеятельности

+

+

В воде

+

+

В сырых местах

+

(иголки)

Размножаются спорами

+

+

Вечнозелёные, семена образуются в шишках

+

Многообразны и многочисенны

 Самостоятельное заполнение готовых таблиц  Заполни таблицу с помощью отрывного календаря          Д  Дата Восход  23  22 сентября Закат  21  декабря   22  марта  июня  Заполни таблицу и составь рассказ о занятиях людей в лесной зоне.         Чем еще важен лес для человека? Что всего страшнее лесу? Какие советы ты бы дал людям, чтобы сохранить леса?   Богатства лесной зоны Большие запасы древесины  Занятия людей Достаточно плодородные почвы Луга богаты сочными травами Есть полезные ископаемые Красивая природа Раскрыты не все тайны
  • Самостоятельное заполнение готовых таблиц Заполни таблицу с помощью отрывного календаря

Д

Дата

Восход

23

22

сентября

Закат

21

декабря

22

марта

июня

Заполни таблицу и составь рассказ о занятиях людей в лесной зоне.

  • Чем еще важен лес для человека?
  • Что всего страшнее лесу? Какие советы ты бы дал людям, чтобы сохранить леса?

Богатства лесной зоны

Большие запасы древесины

Занятия людей

Достаточно плодородные почвы

Луга богаты сочными травами

Есть полезные ископаемые

Красивая природа

Раскрыты не все тайны

Практикум по выполнению типовых заданий(ВПР)

Практикум по выполнению типовых заданий(ВПР)

Работа с диаграммами

Работа с диаграммами

На диаграмме представлена дневная температура в городе за пять месяцев.   а) Какая наименьшая дневная температура (в °С) была в июне? Ответ: б) В каком месяце была самая большая разница между наибольшей и наименьшей дневной температурой? Ответ:

На диаграмме представлена дневная температура в городе за пять месяцев.

а) Какая наименьшая дневная температура (в °С) была в июне?

Ответ:

б) В каком месяце была самая большая разница между наибольшей и

наименьшей дневной температурой?

Ответ:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!