СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование диалогических навыков с помощью ролевых игр на уроках английского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование диалогических навыков с помощью ролевых игр на уроках английского языка в начальной школе»

«Формирование диалогических навыков с помощью ролевых игр на уроках английского языка в начальной школе»

Введение

В современном мире одним из важных умений человека является, на наш взгляд, умение общаться на иностранном языке, как в устной, так и в письменной формах. Изучение иностранного языка в школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Значит, на уроках изучения иностранного языка необходимо особенно акцентировать внимание на обучении непосредственно говорению, диалогическому общению. В процессе диалогического общения принимают участие более двух учеников, между которыми происходит многократный обмен мнениями, что предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция это способность организовывать свою речевую деятельность языковыми средствами, способами, адекватными ситуации общения.

Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции требуется не менее двух лет. И с первых шагов знакомства с иностранным языком, дети учатся пользоваться им как средством общения. От того, как будет организовано обучение на начальном этапе, во многом зависит и дальнейшее овладение предметом.

Но, чем старше становится человек, тем сложнее ему преодолевать определенные психологические барьеры, препятствующие общению. Следовательно, работу по их преодолению необходимо начинать еще в младшем школьном возрасте. В процессе овладения диалогической речью у учащихся возникают определенные трудности:

  • боязнь ошибки. Ученик не проявляет активности на уроке из-за того, что он не совсем уверен в правильности своего ответа, боится критики учителя и\или насмешки со стороны одноклассников.

  • неуверенность. Или так называемая «боязнь сцены». Сцены, в сущности никакой нет, но ученик может испытывать страх, выступая перед аудиторией.

  • отсутствие знаний. Вряд ли стоит ожидать активности от ученика, который не то чтобы боится или не уверен в себе, а просто ничего не знает по этой теме. Как правило, такие ученики не теряются, если учитель спрашивает их, но сами не торопятся проявлять инициативу.

Актуальность данной работы в том, что мы рассматриваем один из наиболее эффективных способов обучения диалогической речи - ролевую игру, направленную на преодоление указанных выше трудностей. В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроках иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения.

По словам Е.И. Пассова, в ролевой игре происходит существенная перестройка поведения ученика - оно становится произвольным. Под произвольным поведением в данном случае мы будем понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном. Это значит, что в ролевой игре ученик не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен.

Этим и объясняется секрет популярности ролевых игр среди учителей и учащихся. Кроме того, игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся неподдельное удовольствие.

Цель данной работы: изучить влияние ролевой игры на формирование умений диалогической речи младших школьников на уроках английского языка.

Объект данной работы: процесс формирования умений диалогической речи младших школьников

Предмет данной работы: ролевая игра на уроках английского языка

Задачи:

  • всесторонне изучить ролевую игру;

  • рассмотреть все обучающие аспекты данной инновационной технологии;

  • обосновать социально-психологическую значимость ролевой игры;

  • показать, что овладение ролевыми играми на уроке ИЯ имеет непосредственный «выход» на реалии современной жизни, то есть готовит учеников к ситуации повседневного общения в иноязычной среде.





1.Теоретическая часть

1.1.Определение цели обучения диалогической речи

Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах.

Речь - единый комплекс, предполагающий умение выражать свои мысли. Речь подразделяется на устную, письменную и внутреннюю. В свою очередь устная состоит из монологической и диалогической, письменная включает в себя чтение и письмо.

Предметом нашего исследования является диалогическая речь, которая является одной из форм устной речи.

Диалогическая речь - одна из форм речи, при которой каждое высказывание адресуется прямо собеседнику, происходит речевое взаимодействие двух или более собеседников в условиях их непосредственного общения.

Умение участвовать в диалоге предполагает владение умением реплицирования в рамках. Под умением реплицирования подразумевается способность отреагировать инициативной репликой на предложенную ситуацию общения и ответной репликой на инициальную с учетом общей для коммуникантов ситуации.

Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.

Для реализации цели необходимо развивать у учащихся навыки диалогической речи, так как в программных требованиях записано, что учащиеся должны без предварительной подготовки задавать вопросы разных типов и отвечать на вопросы в соответствии с ситуацией в пределах программного языкового материала.

Выделяют несколько типов диалога: диалог-расспрос, диалог-волеизъявление, диалог-обмен мнениями, дискуссионный диалог, этикетный/ритуальный диалог

Основной, исходной структурной единицей обучения принято считать диалогическое единство (ДЕ), образуемое парой реплик, одна из которых - реплика-стимул, другая -реплика-реакция.

Методисты выделяют следующие основные структурные типы диалогических единств:

  • Вопрос – утверждение:

What’s your name? – Peter.

  • Вопрос – вопрос:

Will you do it? – Today?

  • Утверждение - утверждение:

Nick is working hard. – I shoud say he is.

  • Утверждение - вопрос:

That’s a surprise to me. – Why?


1.2.Особенности диалогической речи

Диалогическое общение представляет собой не один какой-то вид речевой деятельности его участников, а речевой акт (обмен информацией), в котором говорение и слушание - неразрывно связанные виды речевой деятельности.

Наиболее типичным видом диалога в условиях естественного общения и, в особенности, в условиях учебного процесса является диалог, реализующий информативную функцию общения.

Диалогическая речь имеет ряд особенностей:

  • речемыслительная активность партнеров. В основе диалога лежит реплицирование, т. е. обмен репликами. В ходе его происходит постоянное переключение со слушания на говорение, т.е. с восприятия, прогнозирования, понимания на планирование и порождение собственной речи;

  • невозможность спланировать и «запрограммировать» заранее, потому что речевое поведение одного партнера в диалоге зависит от речевого поведения другого;

  • эллиптичность реплик, недогово­ренность, восполняемая жестами, мимикой, намеками, словами-заменителями;

  • ситуативность, которая определяет характер речевого поведения партнеров, языковое оформление речи;

  • спонтанность речевых действий в силу того факта, что обмен репликами протекает достаточно быстро;

  • эмоциональная окрашенность. В живом общении людей проявляются их переживания, чувства. Выражением этих чувств являются реплики удивления, восхищения, одобрения, разочарования, неудовольствия и т. д.

  • диалогическая речь всегда мотивирована. Это означает, что мы всегда говорим по какой-то причине, с какой-то целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами.


1.3.Успешность обучения ДР

Как отмечает О. В. Агаева, несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки зрения напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов (и по ряду других причин), тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение отдается диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи.

Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, что, чем раньше начинает ребенок обучаться иностранному языку, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение.

От начального этапа зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Г. Пальмер, английский методист, придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Он писал: «Take care of the first two stages and the rest call take care of itself».

К начальному этапу мы относим IV – V классы средней общеобразовательной школы, а также II – III классы школы с углубленным изучением иностранного языка. Чтобы заложить основы коммуникабельной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, не менее двух лет, потому что учащимся с первых шагов нужно ознакомиться с изучаемым языком как средством общения.

Обучения общению зависит во многом от того, в какой мере содержание и методы обучения будут соответствовать особенностям иноязычного общения. Учебное общение должно быть максимально приближено к естественному общению. Одним из методов, который способствует этому, является ролевая игра.


1.4.Ролевая игра на начальном этапе

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекало к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В своей «Поэтике» Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

Психологи отмечают, что игра - оптимальная форма обучения при изучении иностранного языка.

Игра формирует у детей адекватное отношение к явлениям окружающей жизни, является средством активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти.

В рамках школьных занятий по английскому языку наиболее часто используются ролевые игры.

Большое значение ролевой игры в воспитании учащихся неоднократно подчеркивали Н. К. Крупская и А. С. Макаренко. Н. К. Крупская называла творческие игры «вольными играми», она считала их «самыми любимыми и нужными» играми для детей.

По определению Е. И. Пассова, «ролевая игра - упражнение, в котором учащиеся, исполняя попеременно различные социальные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта и в условиях, максимально близких к условиям реального общения. Основная цель любой ролевой игры- тренировка неподготовленной речи. Обучение наиболее эффективно в атмосфере, свободной от напряжения.

В младшем школьном возрасте игра интересна учащимся. Ролевая игра является, как показывает опыт педагогов и теоретиков, одним из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом школьников.

Опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психологическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, пропитывает собой всю деятельность ученика. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.


1.5.Функции ролевых игр на уроках английского языка.

Ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций:

  • мотивационно-побудительную (вызывает потребность в общении на иностранном языке);

  • обучающую (определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения);

  • воспитательную (воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях);

  • ориентирующую (ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других);

  • компенсаторную (противоречие, несоответствие между потребностью действия у подростка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в игровой деятельности).

Ролевая игра имеет ряд преимуществ перед другими видами деятельности на уроке:

  • 100%занятость учащихся , а также концентрация внимания участников в течении всей игры

  • Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся «маской» за которую они могут спрятаться

  • она создает модель общения,

  • в ней переплетаются речевое и неречевое поведение,

  • создаются комфортные условия для обучающихся,

  • возникает мотивация для общения,

  • игра учит партнерству и сотрудничеству,

  • принимая роль, ученик становится более раскованным, свободнее себя чувствует и лучше говорит,

  • игра даёт возможность использовать неподготовленную речь.

Дж. Стайнберг в своей книге «110 игр на уроках английского языка» описывает педагогическую ценность игр. Во-первых, ролевые игры (как и другие виды игр) приносят детям удовольствие. Но помимо этого, игры можно использовать для закрепления материала, тренировки или повторения. Ролевая игра – дает возможность расслабиться (само слово «игра» в понимании детей понимается как развлечение), снять скованность. Игра повышает внимание (ученику нужно внимательно слушать своего собеседника, чтобы найти что ответить), позволяет запомнить материал, усиливает мотивацию к учению.

Д.Б. Эльконин наделяет ролевую игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

Е.И. Пассов определяет основные цели использования игры на уроках иностранного языка: формирование определенных навыков; развитие определенных речевых умений; обучение умению общаться; развитие необходимых способностей и психических функций; познание (в сфере становления собственно языка); запоминание речевого материала.


1.6. Классификация ролевых игр.

В настоящее время в методической литературе существует многообразная классификация ролевых игр.

Принято выделять социально-бытовые и профессионально-педагогические ролевые игры, последние, в сущности, являются разновидностью деловых игр. Деловая игра – это средство моделирования проблемных ситуаций в различных областях деятельности человека, позволяющее найти оптимальные пути решения этих проблем.

Интересна типология, разработанная Р.П. Мильруд и И.Р. Максимовой, которая включает в себя пять типов ролевых игр.

Контролируемая ролевая игра (controlled role-play) – это наиболее простая игра. Для участия в ней учащиеся получают необходимые реплики, их задача заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения.

Умеренно контролируемая ролевая игра (semi-controlled role-play) – более сложная игра: участники получают общее описание своих ролей, и проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю, а остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Свободная ролевая игра (free role-play) – учащимся сообщается только об обстоятельствах общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету. Учащиеся должны не только самостоятельно определить тему и разработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий материал, произвести поиск информации, используя рекомендуемую литературу.

Длительная ролевая игра (large-scale role-play) – в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов из деятельности предприятия.

Эпизодическая ролевая игра (small-scale role-play) – в которой разыгрывается отдельный эпизод.

Чаще всего в учебном процессе используются умеренно-контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые игры.

Для младшего школьного возраста наиболее справедливо использование ролевой игры сказочного содержания. Младший школьный возраст принимает воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.


1.7.Структурные компоненты ролевой игры.

Д. Б. Эльконин в ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.

Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны. Игровые действия носят обобщенный и сокращенный характер, их посредством дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними. В игре могут употребляться предметы, при этом реальные предметы замещены игровыми предметами.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина и др.) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т. д.

Роль является основным стержнем ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими.


1.8.Требованияк ролевым играм.

Основные требования к ролевым играм были сформулированы Р.П. Мильрудом. В своей работе автор утверждает:

1) Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

2) Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

3) Ролевая игра должна быть принята всей группой.

4) Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.

5) Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.

6) Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе


1.9.Основные этапы проведения ролевых игр:

В ролевой игре выделяют 3 основных этапа:

1)Подготовительный этап:

  • подбор обучающего материала, сообщение темы предстоящей игры, ее сюжета. Учитель заранее должен отобрать материал, который будет использован для этого вида деятельности, при этом обучающий материал может быть взят как из учебника, так и из дополнительных источников, такие как книги, сценарии, комиксы, кинофильмы, мультфильмы и картины. Учитель может также использовать собственные обучающие материалы для игры. Обучающие материалы должны соответствовать уровню обученности учеников и их интересам.

  • выбор ситуации и создание диалога, постановку коммуникативной задачи, описание и распределение ролевого состава. Необходимо продумать ситуацию или ситуации для ролевой игры. Для каждой ситуации необходимо составить диалог. В зависимости от уровня учеников учитель дает готовый диалог, либо дети составляют его сами.

  • работу над языковым материалом, необходимым для проведения игры, введение и разучивание лексических единиц. Необходимо разучить с детьми слова и выражения, которые они будут использовать в своих диалогах. Учитель должен убедиться, что детям понятны все лексические единицы, и они могут грамотно использовать их в своей речи.

2) II. Проведение игры

  • практика. Учащиеся отрабатывают в парах или группах свои диалоги. После того как они разучили свои слова, нужно предложить им поменяться ролями. Тем самым они лучше отработают свой диалог. Когда ученики готовы, учитель просит выступить перед классом.

  • изменение ситуации. После того как учитель убедился, что ученики хорошо запомнили диалог, он предлагает изменить ситуацию. Ученики создают свои диалоги по образцу.

3) Подведение итогов игры.

  • проверка знаний и оценивание. По окончании ролевой игры учитель должен оценить эффективность проведения ее и проверить насколько хорошо учащиеся усвоили новые слова и выражения.


Заключение

Ролевые игры являются продуктивным методом обучения диалогической речи на уроках английского языка. Основными функциями ролевой игры являются мотивационно-побудительная, обучающая, воспитательная, развивающая, ориентирующая, компенсаторная. Существует несколько классификаций ролевых игр. Классической является классификация Р.П. Мильруд и И.Р. Максимовойкоторая включает в себя пять типов ролевых игр: контролируемая, умеренно-контролируемая, свободная, длительная и эпизодическая. Определены стуктурные компоненты ролевых игр, требования к их проведению и основные этапы проведения и подготовки ролевых игр.

Ролевая игра:

  • позволяет учитывать возрастные особенности учащихся , их интересы;

  • расширяет контекст деятельности;

  • выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению;

  • способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

Основными показателями умений диалогической речи являются достижение участников диалога реальной коммуникативной задачи, эффективность использования ими речевых средств, правильность речевого оформления.

Сказанное выше поможет молодому учителю осознать поставленную задачу во всей ее сложности и выработать на этой основе твердую методическую позицию: последовательно работать над формированием у учащихся умения строить связанное высказывание на иностранном языке, используя ролевые игры на своих уроках.


Список использованной литературы

  1. Амонашвили, Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка у младших школьников [Текст] / Ш.А. Амонашвили // Иностранные языки в школе. - 1986. - № 2. - С. 6-8

  2. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988. - 376с.

  3. Бим И.Л., Корнаева. З.В. проблема минимизации и оптимизации школьного курса и обучение диалогической речи. \\ Иностранные языки в школе. 1981.

  4. Бухбиндер, В.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам [Текст] / В.А. Бухбиндер - Киев.: Заря, 1988. - 304с.

  5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, - 2003.

  6. Камемулина О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи.// Иностранные языки в школе.-2003.-№3

  7. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе №6.- 1988 г.

  8. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 2007

  9. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. Издательство: Дрофа, 1991.

  10. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке.// Иностранные языки в школе №3, - 1987г.

  11. Рабинович, Ф.М. Ролевая игра - эффективный прием обучения говорению [Текст] / Ф.М. Рабинович // Рогова Г.В., Верищагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 228с.Иностранные языки в школе. - 1983. - № 6. - С. 17-19

  12. Пассов, Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Воронеж, 1992. - 414с.

  13. Рычагова О.В. Использование ролевых игр на уроках английского языка. Методические рекомендации в помощь преподавателям.– Добрянка: КГАОУ СПО ДГТТ им. П.И. Сюзева, 2011.

  14. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке Пособие для учителей,- М., - Просвещение. 1983.

  15. Скляренко, Н.К., Олейник, Т.И. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры [Текст] / Н.К. Скляренко, Т.И. Олейник // Иностранные языки в школе. - 1985. - № 1. - С.28-29.

  16. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., “Просвещение”, 1984 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!