ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-А КЛАССА
на тему «Формирование дружной команды»
ВСТУПЛЕНИЕ
Упражнение «Активный Александр, Бодрый Борис, Веселая Вероника»
Цель: знакомство, приветствие.
Продолжительность: 2 минуты
Ход упражнения
Участникам необходимо придумать прилагательное, которое начиналось бы на первую букву их имени, и которое характеризовала бы их как личность.
Первый участник (например, ведущий) говорит следующую фразу: «Привет, я — коммуникабельная Катерина», потом обращается к другому участнику: «А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, коммуникабельная Катерина, я — доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не представится
Приведем примерный краткий перечень характеристик для каждой буквы алфавита.
А — активный, азартный, амбициозный, авантюрист, альтруист.
Б — бодрый, быстрый, боевой, башковитый, благонадежный.
В — возвышенный, великолепный, веселый, величественный, всезнающий.
Г — громкий, грозный, грациозный, говорливый, гордый.
Д — деловой, добрый, дружелюбный, динамичный, доминирующий.
Е — едкий, егоза, ершистый, естественный, ехидный.
Ж — живой, жизнерадостный, жадный, жгучий, жесткий.
3 — заводной, задорный, задумчивый, здраво-мыслящий, знающий.
И — ироничный, инициативный, интеллектуальный, интуитивный, импровизатор.
К — красивый, коммуникабельный, красноречивый, колоритный, коллективист.
Л — любвеобильный, ласковый, лидирующий, легкомысленный, лиричный.
М — мужественный, молчаливый, мудрый, максималист, минималист.
Н — надежный, настойчивый, нежный, необъяснимый, насмешливый.
О — общительный, ответственный, обаятельный, отзывчивый, осторожный.
П — прямой, прямодушный, плавный, позитивный, покладистый.
Р — рассудительный, расточительный, рачительный, рисковый, разговорчивый.
С — сознательный, сосредоточенный, сангвиник, свободолюбивый, сострадательный.
Т — трудолюбивый, тактичный, творческий, требовательный, терпеливый.
У — упрямый, упорный, умный, усердный, уязвимый.
Ф — философский, флегматичный, феноменальный, фантазер, филантроп.
X — холерик, харизматичный, хладнокровный, хлебосольный, хозяйственный.
Ц — целеустремленный, цепкий, цельный, це-ремонный, цивилизованный.
Ч — честный, честолюбивый, чемпион, чин-ный, чувствительный.
Ш— широкий, шумный, шустрый, шаловливый, шутник.
Щ — щедрый, щепетильный, щеголь.
Э — экстравагантный, эксклюзивный, экспрессивный, экономный, эрудированный.
Ю — юморист, юный, юркий, юла.
Я — язвительный, яркий, яростный.
Подводящий диалог
Цель: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе занятия.
Продолжительность: 5-7 минут
- Ребята, скажите, а какое самое главное сходство объединяет всех вас?
- Да, самое главное ваше сходство в том, что все вы являетесь учениками одного класса. Несмотря на то, что все вы разные, вас в школе воспринимают не как Луку, Таню, Владу, Дашу и т.д., а как единое целое – «класс».
- Ребята, вы знаете, что такое команда?
- Скажите, а ваш класс можно назвать командой? Почему?
- Можно смело сказать, что вы команда пятиклассников нашего лицея. А где еще можно встретить команды? (Подвести детей к тому, что есть команды на корабле).
- Какие цели преследует команда на корабле?
- Как должны работать участники команды для того, чтоб достичь общей цели?
- Может ли команда достичь своих целей, если члены её не могут договориться?
- Давайте теперь подведем итог, какие правила необходимо соблюдать членам команды, чтобы работа была сплоченной и команда достигла намеченной цели:
следовать намеченной командной цели
оказывать поддержку друг другу
поддерживать доброжелательные и доверительные отношения
уважать мнение другого человека
работать увлеченно, творчески, с удовольствием
рационально распределять между собой обязанности и ответственно их выполнять.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Путешественники».
Цель: формирование навыков умения работать в команде, развитие навыков планирования деятельности.
Продолжительность: 10 минут
Оборудование: кусочки карты, карандаши, фломастеры.
Инструкция: «Сейчас я предлагаю вам побывать в качестве команды корабля, которая собирается в морское путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь, необходимо подготовить корабль и составить карту пути, по которой команда будет путешествовать.
Каждый из вас получил по одному фрагменту карты. Ваша задача прежде всего «оживить» свой фрагмент карты, а именно дорисовать на нем придуманные острова и океаны моря, горы, названия которые будут связаны с понятием «Дружная команда». Если вас все устраивает в вашем фрагменте карты и вы не хотите ничего дорисовывать или разукрашивать, тогда придумайте названия для имеющихся на карте объектов, которые также будут связаны с понятиями «Дружба», «Дружная команда».
А затем постарайтесь все вместе создать свою карту путешествия, пользуясь подсказками, размешенными на обратной стороне ваших фрагментом и изображением на экране.
Желаю вам удачи путешественники.
На протяжении выполнения задания демонстрируется слайд с картой, включается музыкальное сопровождение.
Обсуждение.
Как группа организовала свою работу?
Какой была атмосфера во время работы?
Удалось ли вам придерживаться правил, о которых мы с вами говорили?
-Ребята, вы молодцы. Ваша команда замечательно подготовилась к путешествию и пора нам отправляться в путь.
Упражнение «Меняются местами те, кто...»
Цель: снятие скованности и усталости, и подчеркивание общих черт участников группы.
Продолжительность: 2-3 минуты
Все участники становятся по кругу. Ведущий говорит, что он сейчас назовет одно качество или предмет и те, у кого это качество (предмет) есть, должны будут поменяться местами. Участники должны стараться как можно быстрее помяняться, не забывая о технике безопасности.
Каждый новый кон игры начинается словами «Меняются местами те, кто...».
Сначала имеет смысл вводить в игру простые признаки.
Например, ведущий может предложить поменяться тем:
у кого светлые волосы,
у кого в одежде присутствует красный цвет,
те у кого есть телефон,
кто любит проводить свободное время с друзьями,
у кого день рождения зимой,
те кто ходит в шахматный кружок,
те у кого есть страничка в ВК,
те кто занимается спортом,
те у кого есть домашнее животное,
те кому нравится учится в лицее,
те у кого есть тройка в дневнике.
Упражнение «Портрет нашего класса».
Цель: сплочение класса, вовлечение в общую деятельность.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман.
Продолжительность: 10 минут.
Ход упражнения
Ребята, перед тем как отправится в путешествие, необходимо сделать загранпаспорт. Он у нас будет коллективный. Объединитесь в 2 группы и используя ватманы, клей, карандаши, фломастеры и имеющиеся шаблоны, создайте коллективное фото вашего класса. Затем разместите его в классный уголок.
В завершении ребята делятся впечатлениями.
Упражнение «Вавилонская башня»
Цель: используется в тренингах командообразования.
Оборудование: цветные маркеры, карандаши, фломастеры ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Продолжительность: 10 минут
Ход упражнения.
Участники объединяются в две группы
Каждый получает индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника.
Если работает 1 команда
Башня должна иметь 10 этажей
На первом этаже розовая дверь
Вся башня имеет коричневый контур
В башне всего 6 окон
В одном из окон видна кошка
Десятый этаж желтого цвета
Девятый этаж синего цвета
Восьмой этаж наполовину желтый наполовину красный
Наверху башни развивается флаг
Два окна занавешены шторами
Второй этаж зеленого цвета
Четвертый этаж голубого цвета
На улице солнечная погода (рисуешь солнце).
Рядом с домом растут деревья (рисуешь только деревья)
Третий этаж в цветочек
Пятый этаж коричневого цвета
Шестой этаж оранжевого цвета
Флаг развивающийся наверху башни в полоску (рисуешь только полоски и сам выбираешь цвет, флаг рисует другой игрок)
Седьмой этаж украшают графити
На деревьях растут яблоки (рисуешь только яблоки, дерево рисует другой учащийся)
Над башней видна радуга
Рядом с дверью дома стоит человек (рисуешь только человека).
На небе видны светло голубые облака.
В небе летят птицы
Если работают 2 команды
1. Башня должна иметь 10 этажей
2. На первом этаже розовая дверь
3. Вся башня имеет коричневый контур
4. В башне всего 6 окон
5. В одном из окон видна кошка
6. Десятый этаж желтого цвета
7. Восьмой этаж наполовину желтый наполовину красный
8. Наверху башни развивается флаг
9. Два окна занавешены шторами
10. Второй этаж зеленого цвета
11. Флаг, развивающийся наверху башни, в полоску (рисуешь только полоски и сам выбираешь цвет, флаг рисует другой игрок)
12. Четвертый этаж украшают граффити
Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта подключается секундомер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упражнение “Что возьму с собой в дорогу”
Цель: рефлексия, получение обратной связи.
Оборудование: наглядность в виде чемодана, стикеры, ручки.
Продолжительность: 15 минут.
Ход упражнения
Каждый участник тренинга пишет на стикерах, то что ему понравилось на тренинге, чему он научился, что нового узнал. Затем участники по очереди выходят к доске, озвучивают свои впечатления и пожелания.
В конце все поздравляют друг друга с хорошо выполненной работой аплодисментами.