УДК 303
Формирование духовности и нравственности учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности посредством музейной педагогики
Акатьева Валентина Ивановна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №6
ст. Ленинградская
Аннотация: В статье раскрывается педагогическое кредо учителя, сущность которого заключается в единстве решения образовательных и воспитательных задач. Формирование у учащихся предметных и метапредметных компетенций не является самоцелью учебного процесса, а рассматривается как этап на пути осуществления духовно - нравственного развития личности.
Ключевые слова: урок, воспитание, нравственность, духовность, музей.
Об уроке написано множество книг, статей, защищено диссертаций. И какие бы изменения не происходили в обществе, урочная форма работы не изжила себя и по - прежнему играет ведущую роль в учебном процессе. На ней держалась традиционная и стоит современная школа. Однако российское общество все более осознает, что знания и умения учащихся это не самоцель.
Необходимо, чтобы выпускник в конкретной жизненной ситуации смог применить свой образовательный потенциал на благо Отечества и собственное благополучие, а для этого следует из урока в урок учить ребят самостоятельно творчески мыслить, работать с первоисточниками, ставить задачу и находить пути ее решения. Поэтому я встраиваю в учебную и внеурочную виды деятельности элементы исследования, в целях развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Это позволяет сформировать у старшеклассников более глубокие теоретические и прикладные знания. Такой подход позволяет формировать предметные компетенции: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную и личностного самосовершенствования. Все это, однако, всего лишь некоторые из средств достижения главной цели – формирования духовности и нравственности учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.
В этом я глубоко убеждена и стремлюсь к тому, чтобы каждый урок нес в себе значительный воспитательный потенциал. И, на мой взгляд, очень уместна интеграция с литературой, музыкой, живописью, так как позволяет расширить эстетический кругозор ребят, привить им интерес к образцам элитарной культуры посредством воздействия на эмоциональный мир детей, чтобы они лучше «вошли» в тему, проанализировали предложенную ситуацию, подвели итог урока. Например, на уроке истории в 11 классе по теме «Укрепление тоталитарного режима в СССР в 40-50-е гг XX в.», мы анализируем строки из «Реквиема» Анны Ахматовой:
Звезды смерти стояли над нами,
И безмолвная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных «Марусь».
А затем звучит романс из рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось».
С целью определения темы урока. Например, репродукция картины В.Кандинского «Смута. 1917» и фрагмент сочинения Ф. Листа для фортепиано с симфоническим оркестром «Пляска смерти». (Революция. Гражданская война).
Использование музыкального фрагмента и отрывка литературного произведения в качестве эпиграфа к уроку (колокольный звон к теме урока истории «Христианская культура и языческие традиции Руси»).
По строкам литературного произведения можно определить автора, историческую эпоху, правителя России:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Ребятам будет значительно интереснее дать характеристику исторического деятеля, прослушав отрывок музыкального произведения (опера «Князь Игорь», А. Бородина).
А вот в 11 классе, показывая жестокость, абсурдность и недопустимость гражданского противостояния в обществе, зачитываю под трагические и возвышенные звуки Аранхуэсского концерта Хоакина Родриго в исполнении гитариста Джона Вильямса и оркестра последние строки «Тихого Дона» М.А. Шолохова, помогая ребятам понять, в чем же истинный смысл простого человеческого счастья, понять на эмоциональном подсознательном уровне.
Или, например, при работе над темой «Великая Отечественная война» я стала предлагать учащимся два сюжета: первый – документальные кадры немецкой хроники о сдаче в плен советских военнослужащих в 1942 году, второй – о контрнаступлении красноармейцев. При этом в ходе урока мы обращаемся к очерку Б. Горбатова «Солдатский труд».
На мой взгляд, данные методические приемы позволяют не только расширить познавательные возможности учащихся, но и усилить воспитательный потенциал урока, способствуя превращению учителя-предметника в учителя-воспитателя.
Огромную помощь в учебно-воспитательном процессе нашему школьному коллективу оказывает музей 302-й Тернопольской Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии, которая формировалась в июле - августе 1941 года в станице Ленинградской.
Профиль нашего музея - изначально военно-патриотический. Его девизом стали слова К. Рокоссовского: «Очень трудно научиться любить живых, если не умеешь хранить память павших».
Вся деятельность музея направлена на то, чтобы приблизить героическое прошлое нашего народа к современному поколению россиян, на его документальном материале, экспонатах сделать историю родной и понятной. Музей стал центром патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения не только в микрорайоне, но и во всем Ленинградском районе. Здесь проходят встречи с ветеранами войны и труда, интересными людьми, защита ученических проектов, конкурсы чтецов, ежегодные дни «открытых дверей»… Все это способствует формированию мировоззрения и системы ценностей, социализации и развитию творческой активности личности.
Чтобы обеспечить максимальное выполнение всех его функций, был образован Совет музея, созданы 3 лекторские группы, объединение «Память».
Совет - это генератор всех интересных и значимых дел. В его составе действует фондовая, социологическая, аналитическая, юридическая группы и пресс-служба. Фонды - сердце, от функционирования которого зависит вся работа. При организации их мы учитываем, что они должны содержать профильные музею предметы, постоянно и целенаправленно пополняться, быть научно организованы.
Ребята, которые входят в фондовую группу обеспечивают своевременную регистрацию музейных предметов, сохранность экспонатов, их учет.
Социологическая группа под руководством психолога школы изучает музейную аудиторию, ценностные ориентации различных возрастных групп учащихся, особенности восприятия ими экспозиции, мотивы посещения музея, дает рекомендации по расширению форм работы музея.
Юридическая группа изучает постановления правительства, указы президента о ветеранах, проводит опрос ветеранов, проживающих в микрорайоне, и представляет анализ полученных данных на Совете музея.
Пресс-служба ежегодно разрабатывает цикл радиопередач «Мы славим мужество и подвиг ваш, герои...», решает вопросы связи с общественностью, размещений публикаций в местных печатных органах.
Особое место в деятельности школьного музея занимают экскурсии:
- «Об истории создания музея 302-й Тернопольской Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии и ее боевом пути»;
- «Войны священные страницы навеки в памяти людской»;
- «Подвиги отцов - в наследство сыновьям» из цикла «История моей семьи»;
- «Человек на войне».
Изучая возможности расширения своей деятельности, музей все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают праздники: военно-исторические, литературные, фольклорные, календарные
Визитной карточкой музея, видимой для посетителей, является наша экспозиционно-выстовочная работа. Если экспозиция практически не изменяется, раскрывая особую, свойственную именно нашему музею, его тематике среду, то выставку рассматриваем как временную, связанную либо с представлением новых поступлений в музейные фонды, либо с отчетом о деятельности музея за определенный срок или с откликом на знаменательные события. Поэтому выставки проводим самые разнообразные: тематические, фондовые, отчетные.
В последние годы больше внимания стали уделять истории школы: учителям и выпускникам, истории родной станицы, т.е. придали музейной работе многоплановость. Вся работа строится таким образом, чтобы ученические коллективы через своих ребят в совете музея, в группе «Память» знали как можно больше о его деятельности, вовлекались в орбиту интересных и нужных школьных дел: работали в микрорайоне, готовили классные часы, подбирали материалы для уроков.
С января 2019 по январь 2022 года Совет музея и все его образования и группы были вовлечены в работу по реализации инновационного проекта «Археологическая лаборатория как средство самосознания обучающихся, требующих особого педагогического внимания». В частности мной была разработана и успешно реализована программа внеурочной деятельности «Основы музейного дела», которая направлена не только на первое знакомство с музеем, но и овладение определёнными умениями научно организованной музейной работы. Задачи программы:
-сформировать у учащихся представление об истории музейного дела, разновидностях современных музеев, взаимосвязи теоретической и практической частей музееведения в России;
-познакомить учащихся с современными музейными технологиями;
-развить у ребят стремление к поисково-исследовательской работе;
-расширить кругозор школьников в плане теоретической и практической деятельности.
В рабочей тетради «Основы музейного дела» задания подобраны к каждой теме занятия. Все вопросы направлены на получение знаний по музейной деятельности. Данная рабочая тетрадь рекомендуется к применению, прежде всего учителям, реализующим курс внеурочной деятельности по музейной педагогике.
Список источников
Воронцов А.Б., Е.В. Чудинова «Учебная деятельность. Введение в систему Д.Б Эльконина - В.В. Давыдова». Просвещение. 2004. - 304с.
Дивногорцева С.Ю. «Духовно-нравственное воспитание личности в условиях образовательного учреждения». Изд. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2019. – 52 с.
Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова . Окружающий мир и музей. Изд. Московский институт развития образовательных систем. 2001. - 80 с.
Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Изд. Сфера. 2006. – 416с.