Формирование эффективного образовательного пространства начальной школы в свете реализации ФГОС
Сиделева Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов БМАОУ «Лицей №7»
Аннотация: данная работа посвящена модернизации образования, о преобразованиях в системе обучения подрастающего поколения, о новых идеях, которые необходимо внедрять в образовательный процесс. В работе описан опыт работы по внедрению ФГОС на уроках в начальной школе. Предложены различные проблемные ситуации и приёмы работы по некоторым темам. В качестве дополнения к работе представлены слова А. Кондакова о стандартах второго поколения.
Ключевые слова: модернизация образования, «перестройка» себя, модель образования, урочная деятельность, реализация ФГОС, самостоятельное открытие знаний, проблемные ситуации, «научить учиться», слова
А. Кондакова.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи»
И. Г. Песталоцци
На протяжении последних лет мы много слышим о модернизации образования, о преобразованиях в системе обучения и воспитания подрастающего поколения, о новых идеях, реформах, которые необходимо внедрять в образовательный процесс. Появляются новые нормативные документы, регламентирующие наши действия, предъявляющие к нам, как педагогам, новые требования. Один из таких документов, который вносит существенные изменения как в понимание результатов образования, так и в целевые ориентиры деятельности образовательного учреждения – это федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. Легче всего, я думаю, пришлось тем, кто работал по развивающим системам. Ну а мне, как и любому другому учителю традиционной программы, пришлось многое пересматривать, как в своей деятельности, так и в себе самой.
Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: Для чего я учу детей? Раньше, я бы ответила: для того, чтобы они умели читать, писать, считать, вычислять и пр. Но с позиции ФГОС я поняла и приняла это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать можно только то, что имеешь сам. Надо самим научиться учиться, быть успешными и тогда мы научим этому детей. Поэтому все началось с постепенной «перестройки» себя, а после этого стало понятнее, что нужно менять в моей педагогической деятельности.
Для этого прошла курсы по внедрению ФГОС и затем уже появилась необходимость изучить системно-деятельностный подход - методологическую основу ФГОС.
Сегодня, модель образовательного пространства начальной школы в нашем лицее разработана в соответствии с целью современного начального образования – формирование универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Образовательное пространство начальной школы лицея представлено урочной и внеурочной деятельностью учащихся.
В лицее реализуются следующие программы обучения, способствующие достижению планируемых результатов ФГОС-2: программа «Перспектива» и программа развивающего обучения «Школа 2100».
В условиях урочного пространства через урок, учебное занятие и модуль реализуются три направления деятельности:
-учебная деятельность;
-исследовательская деятельность;
-учебно-проектная деятельность.
Основная идея реализации ФГОС состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача как учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать исследовательскую работу детей, так чтобы они сами додумались до решения проблемы, и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Основная особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Моя задача как учителя построить процесс обучения, так чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Этому способствуют активные формы и методы обучения, используемые мной на уроках.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения.
Особенно хочется остановиться на постановке проблемных ситуаций. В тот момент, когда дети от столкновения с противоречием испытывают удивление или затруднение, у них и рождается интерес к новой теме – та самая внутренняя познавательная мотивация, которая так нужна каждому педагогу для нормальной работы.
К примеру: Тема «Наречие»- русский язык 3 класс.
На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий; 2-й столбик: редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать? (Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия). Разберите по составу слова каждого столбика.
(Обучающийся у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.) Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие? (Неизменяемая часть речи.)
Но тогда у наречий чего не может быть? (Окончания.) Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое "о" в наречиях? (Проблема как вопрос.)
«Мозговой штурм», когда ученики могут высказать любое мнение, которое поможет, найти выход из затруднительной ситуации.
Например, на уроке окружающий мир 1 класс на этапе актуализация знаний, я озвучила тему урока «Органы чувств» и попросила их сказать, что такое «Органы чувств». Это хороший способ формирования регулятивных УУД.
На уроке обучения грамоте по теме «Заглавная буква Е» (1 класс) учащиеся затрудняются написать слово «Елена».
- Почему вы не можете написать это слово?
- Чем мы сегодня будем заниматься? (Учиться писать заглавную букву Е)
Приём «Яркое пятно»
Например, тема урока математики в 1 классе «Число и цифра 8»
Записаны числа на доске одним цветом, а новое число 8 другим цветом. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.
На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание.
Отгадайте рост синицы:
1 см, 9 см, 12 см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см
Для этого определите лишнюю запись среди этих величин и узнаете рост синицы.
Какая величина нам известна?
Что можно измерять в сантиметрах?
Какая из величин нам не известна?
Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли вы, что такое «дм»?
Урок математики по теме «Числа от 1 до 20» (1 класс)
- Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать. Взгляните на циферблат часов. Все ли числа, написанные на нём, вам знакомы? Хватает ли нам изученных чисел, чтобы найти время по часам?
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Знакомиться с новыми числами).
Урок литературы.
Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» - 2 класс.
Я предлагаю использовать приём «Шесть шляп».
Это адаптированная методика развития параллельного мышления британского психолога Эдварда Де Боно.
(групповая работа)
Красная шляпа – Какие у вас возникали чувства во время чтения сказки?
Жёлтая шляпа - Отметить всё хорошее о зайце
Чёрная шляпа - Какие недостатки были у зайца?
Зелёная шляпа – Что бы вы сделали, если бы очутились на месте зайца?
Белая шляпа – Какую информацию узнали о жизни волка и зайцев в лесу?
Синяя шляпа - Что произойдёт дальше?
Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное, - организовать деятельность детей.
Хотелось бы сказать несколько слов о том, каким образом осуществляется оценка результатов образования обучающихся. Во-первых, в сентябре мной был проведён мониторинг метапредметных универсальных учебных действий, результаты которого помогли мне выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше промежуточная диагностика в конце 1 полугодия и итоговое – комплексное тестирование по предметам. И в конце учебного года снова будет проходить мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Так же совместно с родителями и детьми ведётся работа с портфолио не только детей, но и класса.
Невозможно добиться подобного результата ничего не меняя в сложившейся системе. Сегодня важно сформировать у каждого обучающегося одну из ключевых компетенций - «научить учиться», в этом и будет состоять эффективность образовательного процесса и тогда можно будет говорить о его качестве.
И в заключении хотелось бы вспомнить слова руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения А. Кондакова: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения». Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Литература
Асмолова А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы. Управление начальной школой. - М. : Просвещение 2009. - № 12. - С. 9-11.
Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников. Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23.
Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности. Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий. Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.
Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе: как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения? Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1. - С. 25-31.