СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологических знаний у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается актуальность формирования экологических знаний у детей младшего школьного возраста посредством организации внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологических знаний у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»

Мишагина К. Д., учитель начальных классов.

МОБУ "СОШ "ЦО "Кудрово"

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе эволюции человечество развиваясь в природной среде, сформировало особую среду - социосферу. Социальная и природная среда для человека - два равнозначных понятия, так как они взаимосвязаны. Поэтому, человек должен жить едино с окружающей средой, заботиться и сохранять ее. Для сохранения этой среды нужно формировать экологические знания, которые являются результатом экологического воспитания и образования.

Формирование системы экологического образования в России началось с Международной конференции Юнеско и ЮНЕП в Тбилиси в 1977 г., благодаря которой были согласованы и приняты рекомендации по развитию экологического образования. Роль образования в осознании проблем окружающей среды была признана ведущей, а экологическое образование было призвано охватывать людей всех возрастов, на всех ступенях обучения, а также вовлекать человека в активный процесс решения экологических и социальных проблем, поощрять инициативу, чувство ответственности и стремление к построению лучшего будущего [7, с.14]. На сегодняшний день в России экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений духовно-нравственного развития и воспитания - в вариативном и инвариативном компонентах учебного плана. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана как часть содержательного раздела Основной образовательной программы начальной школы в рамках ФГОС [15]. В связи с этим экологическое образование и воспитание приобретает приоритетное значение. Чтоб осуществлять экологическое образование, для начала, нужно понимать, что подразумевает под собой понятие «экологическое образование».

Впервые термин «экологическое образование» был рассмотрен на конференции, организованной Международным союзом охраны природы в 1970 г. Экологическое образование - процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды [10]. Г.Н. Каропа трактует понятие «экологическое образование» как постоянный процесс обучения и воспитания ребенка, направленный на формирование научных и практических знаний, ценностных ориентиров, которые обеспечивают ответственное отношение человека к природе [4, с.12]. С.Н. Деребко определяет экологическое образование как формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе, умения рационально использовать природные ресурсы, и сохранять природные богатства [1].

На ступени начального общего образования закладывается начало развития экологических знаний. Проблемой развития у младших школьников экологических знаний занимались такие ученые, как И.Д. Зверев, И. Т. Сурвегина, А. Н. Захлебный, они являются авторами Концепции общего среднего экологического образования. Проблемой экологического образования в начальной школе также занималась Л. П. Симонова.

И.А. Каиров говорит, что экологические знания это результат педагогической деятельности, которая направлена на усвоение законов, знаний и принципов природоохранной деятельности [6, с. 83]. Значение понятия «экологическое знание» также раскрыто в трудах С. Д. Дерябо, О. В. Яковенко, Э. В. Гирусова, и др. По мнению Медведковой Е.В. Экологические знания включают в себя знания о предметах и явлениях природы, а также их свойства и многообразие, иными словами- весь комплекс знаний об окружающем мире [8]. И.Д. Зверев говорит, что экологические знания, это, прежде всего знание взаимосвязей между человеком и природы, между животными их средой обитания. [3, с.49]. Т.И. Тарасова выделяется два блока, которые входят в систему экологических знаний[11, с.17]. Рассмотрим их характеристику подробнее [Таблица 1].

Таблица 1

Характеристика блоков системы экологических знаний

Название блока

Составляющие

Опорных экологических знаний

Знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии.

Экологические знания о биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком

Знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека

Знания о труде людей по использованию природных богатств.

Природоохранных знаний

Знания об объектах охраны: знания о широко распространённых растениях и животных родного края, виды растений и животных родного края, которые становятся редкими; исчезающие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных


Знания о мотивах охраны растений и животных.

Знания о мерах охраны природы.


Таким образом, можно сделать вывод, что экологические знания включают в себя знания об объектах природы, а также связь между ними и окружающим миром. Экологические знания основываются не на одном компоненте, а включают в себя спектр знаний, которые раскрывают природу как систему.

К.Д. Ушинский говорил: "Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения" [14]. Возникает вопрос: «Как же поддержать интерес детей, сделать занятие занимательным?». Временные рамки урока, насыщенность школьной программы не всегда позволяют ответить на вопросы, интересующие детей, в связи с чем, основой формирования экологических знаний может выступить внеурочная деятельность школьников. При правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью, которые могут быть связаны между собой, дети смогут дополнять знания, полученные на уроке, а так же совершенствовать друг друга.

М. Г. Коджаспирова определяет внеклассную работу как – организацию педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [5]. По мнению А.Н. Захлебного и И.Т. Суравегиной существуют три линии взаимодействия урочных и внеклассных занятий: познавательная, ценностная и деятельностная. Познавательная взаимосвязь означает единство содержания экологического образования. Знания, которые были получены на уроке, лишь углубляются путем различных форм работ и взаимодействий [2]. Е.П. Торохова считает, что большое значение имеет пример учителя, который активно влияет на сознание и поведение учеников, на их отношение к природе. Педагогу важно строить внеклассную работу на краеведческой основе, которая помогает детям постичь тайны природы, узнать свой край, его богатства. На внеклассных занятиях школьники получают знания об экологическом состоянии своего региона, его экосистем, сообществ территорий нашей страны, что позволяет сформировать экологические знания о различных объектах природы [13].

По мнению А.А. Сергеевой, внеурочная деятельность по экологическому образованию формирует у детей:

  • мотивацию, готовность и потребность к повышению экологической грамотности;

  • коллективный и индивидуальный опыт решения экологических задач и проблем;

  • опыт взаимодействия с находящейся вокруг средой и применения накопленного багажа знаний;

  • потребность самовыражения в творческой и исследовательской деятельности [9].

В исследованиях Т. И. Тарасовой и П. Т. Калашниковой отмечается, что внеурочная деятельность должна осуществляться непосредственно на дидактических принципах: научность, ассоциация с жизнью, трудом, практикой и т. д. По мнению Н.С. Дежниковой, в процессе экологического образования наряду с традиционными, необходимо использовать интерактивные методы и формы организации обучения. К числу интерактивных методов обучения можно отнести: игры, конкурсы, турниры, экологические проекты, беседы, экологические праздники, экскурсии и другие [11]. Данные технологии отвечают возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, их потребностям, а также позволяют сформировать бережное отношение к природе.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что проблема экологического образования является актуальной. Непрерывный процесс обучения и воспитания в комплексе внеурочных занятий с урочными обеспечит наибольший результат в формировании экологических знаний. Также внеурочная деятельность, при ее правильной организации, будет являться хорошим дополнением к основным урокам и позволит ускорить процесс обучения. Для формирования экологических знаний могут быть использованы различные формы организации внеурочной деятельности, а также могут применяться различные средства и формы работы. При правильной методической работе внеурочная деятельность поможет сделать процесс формирования экологических знаний более интересным и эффективным.

Список литературы:

  1. Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология [Текст]: - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 123 с.

  2. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе [Текст]: – М.: «Просвещение», 1984. – 97 с.

  3. Зверев, И.Д. Экология в начальном образовании [Текст] /И.Д. Зверев. — Москва: Просвещение, 1999. – 120 с.

  4. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников [Текст]:. - Мн.: НМО, 2005. – 125 с.

  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] : Для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.

  6. Минаева, В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: курс лекций [Текст] / В.М. Минаев. – Минск: Народна Асвета, 1998. – 236 с.

  7. Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях [Электронный ресурс] - Москва: “ЭКО–Согласие” - 2005. – Режим доступа: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf

  8. Салаева, Л.М. О содержании экологического воспитания в начальной школе: учебное пособие [Текст] / Л.М. Салаева. - М.: Правда, 1983. – 365 с.

  9. Сергеева А. А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации

  10. Снакин, В.В. Экология и охрана природы [Текст]: Словарь-справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. - М.: Academia, 2000. С. 281.

  11. Тарасова Т. И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе [Текст]: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Борисоглебск: БГПИ, 2002. – 146 с.

  12. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе [Текст] /Т.И Тарасова // Начальная школа. - 2000. - №10 – 34 с.

  13. Торохова Е.П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся. // Начальная школа. – 2004. — №12.

  14. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. [Текст]/ К.Д.Ушинский. - М.-Л.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1948 - 1952. - Т. 5: Методические статьи и материалы к «Детскому миру». - 592 с.

  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 [Текст]. - М.: Просвещение, 2011)