Мастер – класс
«Формирование экологической грамотности
обучающихся через творческую деятельность»
Цель мастер-класса: Знакомство с формами и приёмами работы, способствующими формированию экологической культуры и грамотности обучающихся на занятиях детских объединений.
Задачи:
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по экологическому воспитанию через выполнение творческих заданий и использование разнообразных форм работы;
показать практическую значимость использования данных приёмов работы в деятельности педагога дополнительного образования;
вовлечь участников класса мастер-класса в активную творческую деятельность.
Принципы организации и проведения мастер — класса:
Обоснованность идеи используемых приемов и форм работы по теме мастер-класса, демонстрация авторских методов, приёмов, технологий.
Организация обратной связи с участниками мастер-класса в режиме самостоятельной деятельности.
Творчество — как условие деятельности мастера и обучаемых.
Рефлективность всех участников мастер-класса.
Основные этапы:
Вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
Основная демонстрационная практическая часть;
Комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;
Обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
Подведение итогов руководителем мастер-класса.
Ход мастер- класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Формирование экологической грамотности обучающихся через творческую деятельность».
Я предлагаю начать нашу встречу с разминки:
Поднимите правую руку, кто себя считает культурным человеком.
Поднимите левую руку, кто уже посадил хотя бы одно дерево.
Поднимите правую руку, кто из вас зимой помогает птицам. Что вы для этого делаете? Молодцы!
Кто из вас всегда убирает за собой в природе после пикника? Давайте поаплодируем себе.
Кто из вас никогда не бросил фантик на землю? (Давайте погладим себя по голове) Молодцы!
Кто хотя бы один раз поднял такой брошенный фантик? (Аплодисменты)
Коллеги, о какой культуре мы сейчас говорили? Конечно, об экологической культуре.
Что такое экология? Почему учёные не любят фразу «плохая экология»?
А сейчас давайте разделимся на команды для выполнения следующих заданий. Предлагаю дать своим командам названия.
Задание «ПОРЕШАЕМ - ПОДУМАЕМ» (карточки).
Тополь называют рекордсменом по росту среди деревьев. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то к осени вырастает метровое деревце. На сколько см вырастает саженец тополя за лето?
100 – 30 = 70 см
Известно, что только в 8 случаях из 100 лесные пожары возникают без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В скольких случаях причиной пожара является человек?
100 – 8 = 92 случая
Один автомобиль ежедневно выбрасывает 3 кг выхлопных газов. Сколько кг вредных веществ этот автомобиль выбрасывает в атмосферу в месяц (за 30 дней)?
30 * 3 = 90кг
Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает дерево. Ученики школы собрали 300 кг макулатуры. Сколько деревьев они спасли?
300 / 60 = 5 деревьев
За лето одна мышь уничтожает 1 кг зерна, а одна сова за этот период уничтожает 1000 мышей. Сколько тонн зерна спасает одна сова?
1000 * 1 = 1000кг = 1 т зерна
Задание «НАРИСУЙ ПОСЛОВИЦУ».
Делимся на 2 команды и получаем задание – нарисовать пословицу. После чего командам надо по рисунку отгадать пословицу и объяснить ее смысл.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Срубить дерево пять минут, вырастить сто лет.
Задание «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»
У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола, у ботинка, у пламени.)
У кого есть зубы, но нет языка, рта? (У пилы, у расчески, у шестеренки.)
У кого есть кисти, но нет рук? (У винограда, у рябины.)
У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, у дивана, у кресла.)
У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (У стола, у табуреток, у дивана.)
У кого есть ручки, но нет ножек? (У дверей, у окон, у чашек и кружек.)
У кого есть нос (носик), но нет лица? (У корабля, у чайника.)
У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У дерева, у кустарника.)
Задание «Узнай по объявлениям».
В «Лесной газете» опубликованы объявления без подписи. Давайте определим, кому они принадлежат.
Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, елка.)
Помогите разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь.)
Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Ищу тех, кто составит мне компанию? (Волк.)
Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)
Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова.)
Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка.)
Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. (Ящерица.)
Уже 150 лет ищу друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. (Черепаха.)
Задание «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ».
Как называются цветы, которые появляются ранней весной. (Первоцветы)
Как называют лес, где растут только дубы. (Дубрава)
Задание «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КРИЧАЛКА».
Придумать экологическую кричалку.
Творческие задания закончились, все участники мастер-класса получают поощрительные призы.
И сейчас я хочу вас познакомить с формами работы, которые используются мною на занятиях для воспитания у обучающихся экологической культуры и грамотности. (Презентация).
Мастер-класс окончен, все большое спасибо!
Список литературы
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания школьников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СП-б.: Детство-пресс.- 2003. - 319 с.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия".- 2002. - 336 с.