СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической культуры как фактор социализации личности обучающихся

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры как фактор социализации личности обучающихся»

Формирование экологической культуры

как фактор социализации личности обучающихся

Актуальность

Задачей современной школы является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта).

Любовь к природе, заботливое отношение к окружающему миру было характерно для марийцев издревле. Считалось, что человек – часть природы. Так как он наделен разумом, то именно человек должен заботиться о целостности и чистоте окружающей среды. Травы и деревья, птицы и животные, земля и вода – все живое! Ведь именно они дают силу человеку! Поэтому их необходимо оберегать.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Цель этноэкологического воспитания детей: создание оптимальных условий для сохранения и распространения ценностей традиционной культуры марийского народа, через формирования экологической культуры школьников.

Задачи:

- создать благоприятную среду для становления и проявления национального самосознания учащихся;

- воспитывать понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека; 

- апробировать систему проектов и исследовательских работ, как один из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры школьников;

- прививать любовь к своей малой родине.

С целью реализации данных задач используется

  • исследовательский подход,

  • защита творческих проектов,

  • экологические театрализованные представления,

  • экологические праздники,

  • экскурсии,

  • народные игры и др.

Главное в этноэкологическом воспитании - заложить фундамент знаний о связях в природе и изучение самобытности народов начиная с младшего школьного возраста. Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе.

В древние времена марийцы поклонялись силам природы, ощущали себя частицей природы. Само слово природа – пуртус – на марийском языке означает лик судьбы – пурышын тусшо. Природа для предков марий представлялась единым живым организмом, нельзя было вмешиваться в дела природы, нарушать существующие связи.

Общение с вершителем судьбы – Богом - осуществляли на природе, в лесу. Это были избранные места для жертвоприношений и молитв – Кусото. Священное место, выбранное для моления, предварительно очищалось от всякого сора. Около него не допускалась никакая непристойность. В священных рощах нельзя рубить деревья, пасти скот, курить, шуметь, иначе рискует быть наказанным высшим божеством.

В сказках рубка некоторых видов деревьев, убийство священных птиц и зверей считались большим грехом.

Современные биоэнергетические исследования доказывают, что дерево обладает энергией, способное отражаться, влиять на жизнь окружающего мира. Рябиновыми, можжевеловыми ветками до сих пор изгоняют злых духов, березовыми вениками очищают тело и дух. Рябиновые ветки могут спасти от неминуемой встречи с лесным духом – Таргылтыш. Если случалось оставаться в лесу на ночь, клали под голову рябиновый прут.

После христианизации края магическую силу приобрели ветки вербы и пихты. Другое отношение было к осине, она считается носителем отрицательной энергии, способное высасывать негативную энергию. На том месте, где кто-либо закончил жизнь самоубийством, забивали осиновый кол верхушкой вниз. Но осина использовалась для своеобразного лечения. Если в человеке есть плохое и постоянно болеет, то он должен сначала посидеть под осиной, чтобы она вытянула из него плохую энергию. А затем нужно сразу пересесть под липу, которая дает доброту и спокойствие. Такой курс лечения должен был продолжаться 10 дней. И это не единичный случай рационального использования сил деревьев, растений.

Марийцы также издревле почтительно относились и к воде, водным источникам. В народе землю называли матушкой, а воду величали батюшкой.

Люди старшего поколения, подходя к водному источнику, чтобы напиться, поклоняются и молятся богу воды - Вуд водыж. Напившись чистой, холодной воды, срывают травинку или листочек с дерева, бросают в воду – так расплачиваются за воду.

Издревле марийцы бережно относились к родникам, верили в их чудодейственную силу: родниковая вода может вылечить, смыть порчу. В каждую весну деревенской общиной выходили чистить и облагораживать родники, убирали мусор. Существовали строгие запреты для взрослых и детей: около водных источников нельзя громко говорить, тем более ругаться. Мать воды может обидеться и навсегда уйти из родных мест.

Очень почитались марийцами и лесные обитатели: животные и птицы. Утка почиталась нашими предками как божественная птица и мать мира. Птица – символ свободы, добра, красоты и счастья. По поверьям, души добрых людей могли переселиться в лебедей, уток, а плохих – в черную кошку. В народной традиции остались следы почитания медведя как хозяина лесов. В старину марийцы водили по деревням прирученного медведя, считая, что он принесет удачу и благополучие.

Уважаемыми животными являются лось, конь. Конь всегда ассоциируется с небесным конем, и в жертву, как основное подношение богам, приносили именно коня. В прошлые века люди считали, что лошади могут отпугивать злых духов, и даже их черепа укрепляли над входной дверью. Затем эта традиция перешла к тому, что стали прибивать подкову к порогу.

Народная мудрость сохранила следы бережного обращения к муравейникам. Осквернять муравейники нельзя, это понимали еще в глубокой древности. Сохранилось поверье, что разрушать муравейники нельзя молодым, только строящим или построившим семью – семья распадется так же, как и муравейник.

Занимаясь бортничеством и питаясь медом, марийцы воспитывали бережное отношение к пчелам. Убивать жаб, ящериц считалось грехом, т. к. всякое живое существо имеет право на существование, не человек его породил и не человеку его убивать. Как известно, природе нужна и важна каждая тварь, нельзя нарушать гармонии между природой и человеком, иначе природа накажет.

В молитвах-заклинаниях марийцы никогда не забывали упомянуть природные элементы: они просили себе светлости солнца, полноту от луны, богатство от земли, сытость от тепла, свежесть от цветов и т. д.

Свою одежду марийки украшали вышивкой, в узоре отчетливо видны очертания листьев, веток, лесных зверей. В поэтическом творчестве молодая девушка сравнивается с деревом – березой: такая же стройная, зеленый платок – ее листва, белый кафтан – ее ствол, черные онучи – ее комель.

Обучающиеся средних классов разработали проекты по следующим темам:

- «Орнамент марийской вышивки»

- «Символы моего края»

- «Йошкар Сер»

- «Колодец – источник пресной воды»

Идея этноэкологического воспитания подрастающего поколения очень актуальна сейчас и будет еще таковой многие годы. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии этнических образований. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!