Учитель физики
МОУ «Гимназия №1»
Фокина Елена Анатольевна
- В процессе изучения физики
(в 7-9 кл) учащиеся должны овладеть следующими умениями:
- Знать и применять теоретический материал к решению экспериментальных задач по данной теме
- Собирать и настраивать установки для выполнения наблюдения, измерения или опыта
- Проводить наблюдение, измерение или опыт, соблюдая правила безопасности труда
- В процессе изучения физики
(в 7-9 кл) учащиеся должны овладеть следующими умениями:
- Обрабатывать и анализировать полученные результаты, делать выводы.
- Оформлять результаты работы в виде таблиц, графиков
- Оценивать погрешности результата эксперимента
- Составлять краткий отчет о проделанной работе
Учащиеся
испытывают
трудности
в построении
и чтении графиков, оценивании результата эксперимента
- Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость пружины.
- Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов , масса каждого по 0,1 кг, линейка.
Лабораторная работа №3 (8 класс). Второй этап
4.Сравнить найденный результат с табличным значением удельной теплоемкости вещества и определить относительную погрешность измерения по формуле:
где C – измеренное значение;
С t - табличное значение удельной теплоемкости вещества.
Контрольные вопросы:
1. Чему равна удельная теплоемкость воды? Каков физический смысл удельной теплоемкости воды?
2. Вычислить удельную теплоемкость меди, если известно, что она составляет 0,09 от удельной теплоемкости воды.
3. При определении удельной теплоемкости вещества не приняли во внимание массу и удельную теплоемкость калориметра. Как скажется это на величине результата? Ответ обоснуйте.
Цель работы: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы .
Приборы и материалы: источник питания, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, часы с секундной стрелкой.
Рабочие формулы: P=U х I A= P х t.
I. Повторение, подготовка к выполнению лабораторной работы.
- Что такое работа электрического тока?
- Как ее можно рассчитать?
- В каких единицах она измеряется?
- Что такое электрическая мощность?
- Как ее можно рассчитать?
- В каких единицах она измеряется?
- Какие вам известны способы измерения физических величин?
- Как бы вы предложили измерить силу тока и напряжение?
- Как включают в цепь амперметр и вольтметр?
II. Выработка плана выполнения работы
(Предполагаемые ответы учеников)
– Начертить схему электрической цепи.
– Собрать электрическую цепь по схеме.
– Измерить силу тока и напряжение.
– Вычислить по формулам работу и мощность тока.
– Вычислить мощность по показаниям на цоколе электрической лампочки.
– Сравнить вычисления в двух случаях.
III. Повторение правила поведения, инструктаж по ТБ.
IV. Выполнение работы
1 .Собираю цепь по схеме:
2. Измеряю вольтметром напряжение на лампе : U= B
3. Измеряю амперметром силу тока: I = A
4. Вычисляю мощность тока в лампе: Р = Вт.
5. Засекаю время включения и выключения лампы: t = 60 c . По времени ее горения и мощности определяю работу тока в лампе : А= Дж.
6. Проверяю, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе.
На лампе мощность: P=U * I = Вт
В эксперименте : P = Вт
Вывод: мощность лампы равна Вт, работа, совершенная током за минуту равна Дж. Мощность, указанная на лампе и мощность, полученная в эксперименте не совпадают так как…
Этап
Деятельность учителя
Подготовка
Деятельность учащихся
- Определение дидактической цели выполнения лабораторной работы и ее места в структуре урока
- Разработка плана (конспекта) урока
- Подбор приборов. Проверка их исправности, осуществление эксперимента
- Вычисление результатов эксперимента , выбор оптимального метода выполнения эксперимента
Выполнение
- Проведение вводной беседы
- Организация деятельности учащихся
- Наблюдение за работой учащихся, оказание им необходимой помощи
- Фиксация результатов работы учащихся
Подведение итогов
- Повторение теоретического материала
- Повторение правил действия с приборами, используемыми в лабораторной работе
- Составление плана выполнения работы
- Выполнение работы
- Оформление отчета о работе
- Фиксация результатов и их анализ
Оценивание работы учащихся
Организация анализа и обсуждения результатов работы Рефлексия (оценка собственной деятельности)
Участие в обсуждении результатов работы
Рефлексия (анализ собственной деятельности)
Цель: Получить и исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза.
Оборудование: штатив, муфта, лапка, динамометр, пружина, набор грузов.
Теория: Период колебаний: T = t / N .
Ход работы:
1. Собрать и установить штатив.
2. Закрепить пружину в лапке штатива.
3. Измерить массу груза динамометром.
4. Подвесить груз к пружине. Пружина должна деформироваться. Если пружина не деформировалась – добавьте ещё один груз.
5. Приподнимите груз на 1-2см от положения равновесия и аккуратно отпустите.
6. Запустите секундомер и зафиксируйте время 30 полных колебаний.
7. Запишите результат в таблицу.
8. Добавьте ещё один груз и выполняйте пункты 5-7.
9.Постройте график зависимости периода колебаний от массы груза. 10.Проанализируйте полученную зависимость: Линейная, нелинейная.
11.На какую функцию похож график?
Запишите вывод.