СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование элементарных математических представлений «Части суток»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных математических представлений «Части суток»»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Парамоновой Виктории Игоревны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)

Дата: 15.02.2022

ДОО:

Группа: средняя группа (4 - 5 года)

Воспитатель:

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна

Методист: Коковина Оксана Васильевна Оценка за конструкт – «5»

Тема: «Части суток»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная

Формы организации: коллективная, индивидуальная

Планируемый результат:

  • Дети демонстрируют понимание последовательности, сменяемости и цикличности частей суток в процессе экспериментирования с суточными часами.

  • Дети знают, что сутки могут начаться с любой части.

  • Дети знают свойство «цикличности времени»

  • Дети знают части суток и их характерные особенности

  • Дети знают о последовательности и сменяемости частей суток

  • Дети оперируют символикой- цветом, отрываясь от сюжетной иллюстрации

  • Дети проявляют интерес к частям суток

  • Дети проявляют интерес к отгадыванию загадок.

  • Дети знают, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.

  • Дети проявляют интерес к совместным играм со сверстниками.

  • Дети узнают части суток по символике и ассоциировать их с деятельностью людей.

  • Дети знают понятия «сегодня», «вчера», «завтра»

Цель: формирование у детей представлений о времени (частях суток) с использованием моделирования в процессе совместной образовательной деятельности.

Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Формировать интерес к отгадыванию загадок;

  • Формировать интерес к частям суток.

  • Формировать интерес к совместным играм со сверстниками;

Развивающие:

  • Актуализировать знания детей о частях суток, их характерных особенностях.

  • Закреплять знания детей о последовательности и сменяемости частей суток.

Обучающие:

  • Учить детей оперировать символикой-цветом, отрываясь от сюжетной иллюстрации.

  • Познакомить с понятиями “сегодня”, “вчера”, “завтра”

  • Формировать у детей понимание последовательности, сменяемости и цикличности частей суток в процессе экспериментирования с суточными часами;

  • Дать детям представление о том, что сутки могут начинаться с любой части.

  • Познакомить со свойством “цикличности времени”

  • Учить узнавать части суток по символике и ассоциировать их с деятельностью людей.

  • Формировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;

Развивать у Вани умение отвечать на вопросы полным предложением.

Список использованных источников

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности.

Методы воспитания: создание ситуации успеха, игровая ситуация.

Методы обучения: наглядный (демонстрация, показ) словесные (беседа) практический (упражнение)

Оборудование: сюжетные картинки с изображением частей суток; цветные квадратные карточки (белого, желтого, фиолетового, чёрного); макет суточных часов; карточки с заданиями для детей.


Предварительная работа

Название: «Загадки»

Цель: уточнение представлений о частях суток

Ход:

Ребята вам нравится разгадывать загадки? Ответы детей. У меня есть несколько загадок вы бы хотели попробовать их разгадать? Ответы детей. Тогда я буду читать загадку, а вам нужно будет поднимать картинку с изображенным ответам и сказать отгадку. Вы согласны? Ответы детей. Тогда я предлагаю сыграть в игру.

Утро

День

Вечер

Ночь

Оно приходит к нам с рассветом

Весной, и осенью, и летом,

И даже вьюжною зимой,

Когда звенит будильник мой!

Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идём,

Песни весело поём!

За окошком потемнело,

Свет включили — и за дело,

Очень хочется играть,

Рисовать, лепить, читать…

Но, родители пришли,

И домой всех увели.

Все детишки знают,

Когда это бывает!

Волчица чёрная, лохматая.

Все дома во тьму запрятала

Лишь горят глаза- огни

Ляг в кроватку и засни.

Ночь растворилась,

В дымке рассвета,

Крик петуха,

Разноситься эхом,

Когда исполняет он песенку эту?

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток?

День завершился,

А ночь не пришла,

А, что между ними,

Кто скажет друзья?

День закончен и опять

Нужно глазки закрывать.

Дети спят — и сын, и дочь.

К нам с небес спустилась…

Воспитатель организует игру.


Индивидуальная работа

Название: Дидактическая игра «Поможем Винни Пуху разложить картинки».

Задача: Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

Маша смотри кто к нам сегодня пришел. Ответ (Винни Пух). Да это Вини Пух, но у него случилась проблема он запутался в частях суток ты поможешь ему разобраться? Ответ. Вини Пух принес собой картинки давай их рассмотрим. Воспитатель по очереди показывает сюжетные картинки с изображением разных частей суток. Кто изображен на картинке? Ответ. Что делают дети, на картинке? Ответ. Когда это бывает? Ответ Правильно Воспитатель проводит такую работу с картинками: утро, день, вечер, ночь. Маша смотри эти картинки расположены не по порядку ты бы хотела восстановить последовательность? Ответ Воспитатель организует деятельность Маша вот мы и помогли Вини Пуху он благодарит нас. Маша, а тебе понравилась игра? Ответ. Тогда я предлагаю тебе поиграть в эту игру вместе с детьми в нашей группе.


Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

смотивировать детей на совместную образовательную деятельность

Беседа

Эмоциональное стимулирование

Демонстрация


Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель демонстрирует игрушку медведя.

Ребята к нам сегодня пришел Мишутка.

«Ребята, у меня беда. Я запутался в частях суток. Я не знаю, когда утро, когда день, вечер или ночь. Вот я и пришёл к вам в группу. Я думаю, вы сможете мне помочь.»

Ребята, как вы думаете, мы сможем ему помочь?

Ответы детей

Замечательно!

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Дети смотивированы на совместную образовательную деятельность

2.Основная часть.

2.1. Работа с сюжетными картинками

Задачи:

Актуализировать знания детей о частях суток, их характерных особенностях.

Закреплять знания детей о последовательности и сменяемости частей суток.

Формировать интерес к отгадыванию загадок;

Беседа Объяснение Чтение художественного слова

Демонстрация


Ребята, у меня есть загадки о частях суток вы бы хотели разгадать их?

Ответы детей

А как мы должны себя вести?

Ответы детей

Правильно нам нужно не выкрикивать, не перебивать, помогать друг другу.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики напротив мольберта. На демонстрационном столике разложены сюжетные картинки с изображением частей суток.

Мамы деток разбудили.

Дети личики умыли.

Застелив свою кровать,

Будут в детский сад шагать.

Все ответят дружно,

Наступило?

Ответы детей(утро)

Правильно это утро. Маша подойди найди картинку, на которой нарисовано утро. И размести его на мольберт

Маша размещает картинку с изображением утра

Почему ты решила, что на картинке нарисовано время суток утро?

Ответ ребенка

Кто изображен?

Ответ ребенка

Что делает?

Ответ ребенка

Молодец. Давайте отгадаем следующую загадку

Наигралась детвора.

Расставаться нам пора.

Вот уже и мы с тобой

возвращаемся домой.

Огни мелькают словно свечи,

Все ответят это?

Ответы детей(вечер)

Правильно это вечер. Паша подойди найди картинку, на которой нарисовано время суток вечер. И размести его на мольберт

Паша размещает картинку вечер

Почему ты решил, что на картинке нарисовано время суток вечер?

Ответ ребенка

Кто изображен?

Ответ ребенка

Что делает?

Ответ ребенка

Молодец. Давайте отгадаем следующую загадку

Солнышко уже давно,

Смотрит ласково в окно.

Поиграли, почитали

и немножечко устали.

На прогулку мы идем.

Происходит это? ….

Ответы детей(днем)

Правильно это день. Никита подойди найди картинку, на которой нарисовано время суток день. И размести его на мольберт

Никита размещает картинку день

Почему ты решил, что на картинке нарисовано время суток день?

Ответ ребенка

Кто изображен?

Ответ ребенка

Что делает?

Ответ ребенка

Молодец. Давайте отгадаем следующую загадку

На дворе уже темно,

Спать легли уж все давно.

Мама, папа, сын и дочь,

Наступила, значит? ….

Ответы детей(ночь)

Правильно это ночь. Никита подойди найди картинку, на которой нарисовано время суток ночь. И размести его на мольберт

Никита размещает картинку ночь

Почему ты решил, что на картинке нарисовано время суток ночь?

Ответ ребенка

Кто изображен?

Ответ ребенка

Что делает?

Ответ ребенка

Молодец.

Ребята смотрите, а картинки же расположены не по порядку. Части суток идут не в таком же порядке. Я предлагаю исправить ошибку. Катя ты бы хотела расположить картинки в верном порядке?

Ответ ребенка

Катя выходи и исправь ошибку.

Ребенок выставляет верный порядок

Катя давай назовем верный порядок.

Ответ ребенка

Вы бы хотели поиграть с нашими картинками?

Ответы детей

Называется игра “что изменилось”. Вам нужно будет закрыть глаза и не подглядывать, а я изменю порядок картинок. Когда вы откроете глаза нужно будет сказать, что изменилось. Вы поняли правила игры?

Ответы детей

А теперь закройте глаза.

Воспитатель меняет местами две картинки.

Откройте глаза, внимательно посмотрите на картинки и скажите, что изменилось?

Воспитатель выслушивает ответы детей, предлагает расположить картинки по порядку

Кто хочет выставить верный порядок?

Ответы детей

Выйди и восстанови верный порядок и назови какой правильный порядок должен быть.

Вам понравилась игра?

Ответы детей

Я предлагаю поиграть еще раз

Игра повторяется

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, находят соответствующие иллюстрации, прикрепляют их на мольберт, обосновывают свой выбор.

Дети знают части суток и их характерных особенностях.

Дети знают о последовательности и сменяемости частей суток

Дети проявляют интерес к отгадыванию загадок.




2.2 Работа с моделями частей суток

Задачи:

Учить детей оперировать символикой- цветом, отрываясь от сюжетной иллюстрации.

Познакомить с понятиями «сегодня», «вчера», «завтра»

Формировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;


Беседа

Демонстрация

Моделирование


Ребята, посмотрите, у меня есть 4 квадрата разного цвета: жёлтого, белого, чёрного и фиолетового. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить ночь?

Ответы детей

Почему вы решили, что черный это ночь?

Воспитатель выслушивает ответы детей и прикрепляет карточку чёрного цвета под сюжетную картинку с изображением ночи.

А карточкой каким цветом можно обозначить утро? Почему?

Ответы детей

Воспитатель выслушивает ответы детей и прикрепляет карточку белого цвета под сюжетную картинку с изображением утра.

Карточкой какого цвета мы обозначим день? Почему?

Ответы детей

Воспитатель выслушивает ответы детей и прикрепляет карточку жёлтого цвета под сюжетную картинку с изображением дня.

Карточкой какого цвета мы обозначим вечер? Почему?

Ответы детей

Воспитатель выслушивает ответы детей и прикрепляет карточку фиолетового цвета под сюжетную картинку с изображением вечера.

Воспитатель убирает сюжетные картинки.

Давайте еще раз назовем цвет, которым обозначают разные части суток. А теперь назовём части суток, глядя только на цветные карточки.

Ответы детей

Вы бы хотели еще раз поиграть в игру что изменилось, но с квадратами?

Ответы детей

А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза.

Воспитатель меняет местами 2 цветные карточки.

Откройте глаза. Посмотрите внимательно и скажите, что изменилось?

Воспитатель выслушивает ответы детей, предлагает исправить ошибку и назвать верный порядок. Игра повторяется.

Молодцы! Утро, день, вечер, ночь – это вагончики одного поезда, который называется сутки, они не смогут меняться местами, строго следуют друг за другом. Сутки, которые идут сейчас, называются «сегодня». Сутки, которые прошли, называются «вчера». Сутки, которые наступят, называются «завтра».

Давайте скажем вместе. Сутки, которые идут сейчас, называются «сегодня». Сутки, которые прошли, называются «вчера». Сутки, которые наступят, называются «завтра».

Ответы детей

Вы бы хотели поиграть в еще одну игру?

Ответы детей

Я буду задавать вам вопрос, а вы на него ответьте. Вы согласны?

Ответы детей

Ребята, что мы делаем сегодня?

Ответы детей

Что мы делали вчера?

Ответы детей

Что будем делать завтра?

Ответы детей

Воспитатель выслушивает ответы детей, следит за правильным согласованием слов, оказывает направляющую и корректирующую помощь в случае необходимости.

Дети слушают, отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы, выполняют задания воспитателя.

Дети используют заместители – цвета для обозначения разных частей суток.

Дети знают понятия «сегодня», «вчера», «завтра»

Дети знают, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.



Физминутка

Задача:

способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания

Показ

Чтение художественного слова


Воспитатель приглашает детей встать со стульчиков и расположиться в свободном порядке в центре группы.

Ребята, я предлагаю вам, немного поиграть. Вы хотите? Тогда приготовьтесь повторять за мной движения.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так, вот так, вот так, вот так.

Повороты головой

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так, вот так, вот так, вот так.

Наклоны туловища

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали:

Вот так, вот так, вот так, вот так

Ходьба на месте с высоким подниманием колен


Дети повторяют за воспитателем

Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности

2.3 Работа с макетом суточных часов

Задачи:

Формировать у детей понимание последовательности, сменяемости и цикличности частей суток в процессе экспериментирования с суточными часами;

Дать детям представление о том, что сутки могут начинаться с любой части.

Познакомить со свойством «цикличности времени»

Беседа

Упражнение

Демонстрация

Экспериментирование

Моделирование


Дети подходят к мольберту.

Показывает макет суточных часов.

Ребята, поезд под названием «Сутки» ездит не по обычным рельсам, а по круглым. Вот они – рельсы для поезда. Утро наступает первым.

Воспитатель помещает в карман первой четверти макета суточных часов белую карточку.

А что у нас после утра?

Ответы детей

Правильно пойди поставь вагончик день на рельсы.

Далее воспитатель вместе с детьми располагают цветные карточки по порядку на макете суточных часов, объясняя при этом свой выбор.

Давайте назовем времена суток по порядку.

Воспитатель начинает передвигать стрелку, называя части суток по порядку.

Ребята, посмотрите, проходит утро, день, вечер, ночь – прошли целые сутки. А после ночи снова наступит утро, но это будут уже другие сутки. Части суток по форме повторяются, но по содержанию они всегда разные. Как вы думаете, могут ли сутки начаться с другой части, например, с вечера?

Ответы детей

Давайте проверим!

Воспитатель предлагает одному из детей поставить стрелку часов на сектор «вечер» и провести ей по кругу, называя части суток по порядку.

Например, вечер, ночь, утро, день и снова вечер. Стрелка прошла целый круг, а это значит, что прошли сутки. Ребята, сутки действительно могут начаться с вечера.

Так дети проверяют, могут ли сутки начаться с остальных частей.

Сутки могут начаться с любой части, главное, чтобы все они прошли по порядку.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы, выполняют упражнения с макетом суточных часов.

Дети демонстрируют понимание последовательности, сменяемости и цикличности частей суток в процессе экспериментирования с суточными часами.

Дети знают, что сутки могут начаться с любой части.

Дети знают свойство «цикличности времени»

2.4 Игра “Покажи, что я делаю”

Задачи:

Учить узнавать части суток по символике и ассоциировать их с деятельностью людей. Формировать интерес к совместным играм со сверстниками;

Объяснение

Поощрение

Демонстрация

Игра

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и встать врассыпную.

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с нашим поездом. Я буду показывать стрелкой на часть суток, а вам нужно показать, что делают люди в это время суток. Вы согласны?

Ответы детей

Тогда я предлагаю поиграть в эту игру.

Воспитатель организует игру

Дети слушают воспитателя и отвечают на вопросы. Показывают, что они делают в определенное время суток.

Дети узнают части суток по символике и ассоциировать их с деятельностью людей.

Дети проявляют интерес к совместным играм со сверстниками.


3.Подведение итогов ОД.

Задача:

формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

Беседа

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и встать в круг.

«Ребята, спасибо вам, я так много узнал о частях суток. Мне было очень интересно с вами играть. Вы очень активные, внимательные и дружелюбные ребята. А мне пора домой. До свидания»

Ответы детей

А что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей

Вам было интересно выполнять задания?

Ответы детей

Были ли сложности? Как вы с ними справились?

Ответы детей

Я очень рада, что вы смогли справиться с трудностями.

Дети слушают воспитателя и отвечают на вопросы

Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

4.Открытость.

Задача:

сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Беседа

Ребята у меня есть картинки. Около каждой картинки есть пустой квадрат. Я предлагаю вам посмотреть на картинку, определить какое время суток нарисовано и раскрасить квадрат в черный, белый, желтый или фиолетовый цвет. Вы согласны?

Ответы детей

Тогда я предлагаю вам выполнить это задание, когда захотите. А карточки я положу в центр математики

Дети слушают воспитателя и отвечают на вопросы

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах







4