СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания для понимания процессов и явлений в окружающем мире, для обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации.

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся»

Формирование естественно-научной грамотности обучающихся

Формирование естественно-научной грамотности обучающихся

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.   Естественно-научная грамотность –  степень способности использовать естественнонаучные знания для понимания процессов и явлений в окружающем мире, для обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации.

Функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Естественно-научная грамотность –  степень способности использовать естественнонаучные знания для понимания процессов и явлений в окружающем мире, для обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации.

Предмет «ФИЗИКА»

Предмет «ФИЗИКА»

Группы заданий: * Как узнать? * Как объяснить? * Сделай вывод * Проведи опыт

Группы заданий:

* Как узнать?

* Как объяснить?

* Сделай вывод

* Проведи опыт

Как узнать?   Задания этой группы соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Как узнать?

Задания этой группы соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания,

то есть способам получения научных знаний.

В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез;

наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Для того, чтобы двухколёсный велосипед не упал, нужно постоянно  поддерживать равновесие.  Поскольку его площадь опоры - это две точки, в которых колеса касаются земли,  велосипед может находиться только  в динамическом (неустойчивом) равновесии.

Для того, чтобы двухколёсный велосипед не упал, нужно постоянно поддерживать равновесие. Поскольку его площадь опоры - это две точки, в которых колеса касаются земли, велосипед может находиться только в динамическом (неустойчивом) равновесии.

1. Велосипедист движется равномерно и прямолинейно. Траектория движения точек обода колеса относительно рамы велосипеда – это: А) синусоида В) косинусоида С) окружность D) гипербола E) парабола 2. По затратам энергии на единицу расстояния, что эффективнее: езда на велосипеде или ходьба. (Езда на велосипеде эффективнее ходьбы )

1. Велосипедист движется равномерно и прямолинейно. Траектория движения точек обода колеса относительно рамы велосипеда – это:

А) синусоида

В) косинусоида

С) окружность

D) гипербола

E) парабола

2. По затратам энергии на единицу расстояния, что эффективнее: езда на велосипеде или ходьба.

(Езда на велосипеде эффективнее ходьбы )

Как объяснить?   Задания данной группы направлены на формирование умений объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.

Как объяснить?

Задания данной группы направлены на формирование умений объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов

(вторая из компетенций).

Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.

Ученик исследовал зависимость скорости распространения ароматов духов в комнате:   1.Из одной части комнаты до другой аромат распространился за 20с. 2. Второй раз разбрызгал духи около работающей настольной лампы, скорость была равна 14с. С какой физической величиной связана разная скорость протекания диффузии?

Ученик исследовал зависимость скорости распространения ароматов духов в комнате:

1.Из одной части комнаты до другой аромат распространился за 20с.

2. Второй раз разбрызгал духи около работающей настольной лампы, скорость была равна 14с.

С какой физической величиной связана разная скорость протекания диффузии?

Выберите пословицу о диффузии:   1.Ложка дегтя бочку меда портит. 2.Много снега - много хлеба. 3.Плуг от работы блестит. Объясните свой выбор.

Выберите пословицу о диффузии:

1.Ложка дегтя бочку меда портит.

2.Много снега - много хлеба.

3.Плуг от работы блестит.

Объясните свой выбор.

Объясните, каким образом данная картинка связана с темой «Диффузия»?

Объясните, каким образом данная картинка связана с темой «Диффузия»?

Сделай вывод   Группа состоит из заданий, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могу быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций и т.д .

Сделай вывод

Группа состоит из заданий,

которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных.

Эти данные могу быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания.

Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций и т.д .

На рисунке показаны движущиеся тела. Какое тело движется равномерно?

На рисунке показаны движущиеся тела. Какое тело движется равномерно?

Задание 2.  Саша и Иван изучают равномерное и неравномерное движение. Саша наблюдает за движением эскалатора метро и падающими листьями с деревьев. Ваня наблюдает за движением лыжников на финишной прямой и за движением взлетающего самолета. Кто из мальчиков изучит оба вида движения и почему? Задание 3. Используя следующие слова: мальчик, мяч, равномерное движение, неравномерное движение, траектория, путь, время составьте небольшой текст из 6-7 предложений.

Задание 2. Саша и Иван изучают равномерное и неравномерное движение. Саша наблюдает за движением эскалатора метро и падающими листьями с деревьев. Ваня наблюдает за движением лыжников на финишной прямой и за движением взлетающего самолета.

Кто из мальчиков изучит оба вида движения и почему?

Задание 3. Используя следующие слова: мальчик, мяч, равномерное движение, неравномерное движение, траектория, путь, время составьте небольшой текст из 6-7 предложений.

Проведи опыт   Группа состоит из заданий, которые формируют умения проводить физические эксперименты, делать соответствующие выводы по полученному результату.

Проведи опыт

Группа состоит из заданий,

которые формируют умения проводить физические эксперименты,

делать соответствующие выводы по полученному результату.

Где атмосферное давление меньше-  в шахте или на высокой горе и почему?

Где атмосферное давление меньше- в шахте или на высокой горе и почему?

 Имея линейку, барометр найдите силу атмосферного давления на ученический стол.

Имея линейку, барометр найдите

силу атмосферного давления на ученический стол.

Предмет «ХИМИЯ»

Предмет «ХИМИЯ»

Внимательно рассмотрите предложенные рисунки. Укажите номер рисунка, на котором изображён объект, содержащий индивидуальное химическое вещество.

Внимательно рассмотрите предложенные рисунки. Укажите номер рисунка, на котором изображён объект, содержащий индивидуальное химическое вещество.

Какие два утверждения верны для характеристики как магния, так и кремния?   1) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях. 2) Соответствующее простое вещество существует в виде двухатомных молекул. 3) Химический элемент относится к металлам. 4) Значение электроотрицательности меньше, чем у фосфора. 5) Химический элемент образует высшие оксиды с общей формулой ЭО2.   Запишите номера выбранных ответов.

Какие два утверждения верны для характеристики как магния, так и кремния?

1) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях.

2) Соответствующее простое вещество существует в виде двухатомных молекул.

3) Химический элемент относится к металлам.

4) Значение электроотрицательности меньше, чем у фосфора.

5) Химический элемент образует высшие оксиды с общей формулой ЭО2.

 

Запишите номера выбранных ответов.

Предмет «БИОЛОГИЯ»

Предмет «БИОЛОГИЯ»

Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ»

Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ»

История Бородинского хлеба   Бородинский хлеб по знакомому нам рецепту появился на Московском тресте хлебопечения в 1933 году . В состав ржаной выпечки входили : мука пшеничная второго сорта солод, патока, кориандр.; мука ржаная обойная (обдирная, солод ржаной; дрожжи прессованные; соль поваренной; сахар-песок; патока; кориандр или тмин.  Есть мнение, что современные пекарни делают выпечку по измененному рецепту. Но это не так. Рецептура традиционного Бородинского с кориандром и солодом не менялась уже почти сотню лет.

История Бородинского хлеба

  • Бородинский хлеб по знакомому нам рецепту появился на Московском тресте хлебопечения в 1933 году . В состав ржаной выпечки входили : мука пшеничная второго сорта солод, патока, кориандр.; мука ржаная обойная (обдирная, солод ржаной; дрожжи прессованные; соль поваренной; сахар-песок; патока; кориандр или тмин.  Есть мнение, что современные пекарни делают выпечку по измененному рецепту. Но это не так. Рецептура традиционного Бородинского с кориандром и солодом не менялась уже почти сотню лет.
Перед вами три рецепта (состава) хлеба. Какой из них относится к способу приготовления бородинского хлеба? Впиши номер рецепта  в строку ответов.   1 рецепт. Ржаная просеянная мука - 2,5 кг; вода- 1-1,5 литра; дрожжи - 30 г.;   сахара - 20 г.; соль - 20 г.   2 рецепт. 510 г. муки пшеничной второго сорта; 90 г. муки ржаной обойной   (обдирной);   32 г. солода ржаного; 0,6 г. дрожжей прессованных; 6 г. соли поваренной;38 г.   сахар-песок; 25 г патоки;3 г. кориандра или тмина.   3 рецепт. Ячменная просеянная мука крупного помола - 1 кг.; вода - 3 стакана;   дрожжи - 20 г.; сахара - 20 г.; соли - 10 г.   4 рецепт. Пшеничная мука - 2 кг.; дрожжи - 50 г.; соль - 1,5 чайной ложки;   сахар - 1 чайная ложка; вода - 5 стаканов.   Ответ: (2 рецепт)

Перед вами три рецепта (состава) хлеба. Какой из них относится к способу приготовления бородинского хлеба? Впиши номер рецепта  в строку ответов. 

1 рецепт. Ржаная просеянная мука - 2,5 кг; вода- 1-1,5 литра; дрожжи - 30 г.;  сахара - 20 г.; соль - 20 г.  2 рецепт. 510 г. муки пшеничной второго сорта; 90 г. муки ржаной обойной  (обдирной);  32 г. солода ржаного; 0,6 г. дрожжей прессованных; 6 г. соли поваренной;38 г.  сахар-песок; 25 г патоки;3 г. кориандра или тмина.  3 рецепт. Ячменная просеянная мука крупного помола - 1 кг.; вода - 3 стакана;  дрожжи - 20 г.; сахара - 20 г.; соли - 10 г.  4 рецепт. Пшеничная мука - 2 кг.; дрожжи - 50 г.; соль - 1,5 чайной ложки;  сахар - 1 чайная ложка; вода - 5 стаканов.  Ответ: (2 рецепт)

К какой группе бытовой техники, представленной в таблице, можно отнести приборы, перечисленных в левой части таблицы? Отметьте крестиком соответствующую клетку таблицы.   Техника для кухни Швейная машинка, утюг Цифровая техника Компьютер, телефон, фотоаппарат Техника по уходу за одеждой Пылесос , вентилятор Экология дома Холодильник, мультиварка, блендер

К какой группе бытовой техники, представленной в таблице, можно отнести приборы, перечисленных в левой части таблицы? Отметьте крестиком соответствующую клетку таблицы.

Техника для кухни

Швейная машинка, утюг

Цифровая техника

Компьютер, телефон, фотоаппарат

Техника по уходу за одеждой

Пылесос , вентилятор

Экология дома

Холодильник, мультиварка, блендер

Вывод: Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира. В этом инструменте научные знания, методы исследования и заинтересованная позиция учащегося имеют равное значение. С этой точки зрения достаточно большой массив новых учебных заданий, направленных на формирование и оценивание ЕНГ, может показать направление, в котором должны меняться содержание и методика естественнонаучного образования, ориентированного на достижение современных требований в образовательным результатам в области естествознания.

Вывод:

Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира. В этом инструменте научные знания, методы исследования и заинтересованная позиция учащегося имеют равное значение. С этой точки зрения достаточно большой массив новых учебных заданий, направленных на формирование и оценивание ЕНГ, может показать направление, в котором должны меняться содержание и методика естественнонаучного образования, ориентированного на достижение современных требований в образовательным результатам в области естествознания.