СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование финансовой грамотности у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование финансовой грамотности у детей

Просмотр содержимого документа
«Формирование финансовой грамотности у детей»

«Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»

«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Обращаясь к «Банковской энциклопедии», финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших.



Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» может быть встроен в образовательные программы, «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой), «Школа 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева) и др., а также «Школа России» (под редакцией А. А. Плешакова) по которой мы работаем.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение.



Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы: «Моя семья» (Что нужно семье), «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль), «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники), «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами), «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки), «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения), «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара), «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах), «Человек и информация» (Где можно делать покупки), «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.



Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

Сначала обучающиеся знакомятся с числами, цифрами, изучают состав чисел, решают простые задачи. Затем знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой и рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Далее вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, платежа и накопления. Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках. Появляется понятия – цена товара, количество, стоимость покупки. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Далее начинают пользоваться формулой стоимости покупки: Ц ∙ К = С. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета.





На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, деньги в литературных произведениях, а также ребусы, анаграммы, пословицы.

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы, проектную деятельность, внеурочную деятельность:



1. «Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки, упражнения «Закончи верные утверждения»).

1. «Учись учиться» (работа с различной информацией)

1. «Разговор о правильном питании» (Игра «Магазин»)

1. «Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)

На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ.

Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов:

1. Электронные приложения к учебникам.

1. Интернет – ресурсы (Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе; онлайн-игра для обучающихся 2-4 классов на сайте Финзнайка.рф; онлайн-сервис Монеткины.рф, обучающий основам ведения бюджета для 2-8 классов; интерактивный мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет и др.).

А также учебных пособий:

1. УМК «Финансовая грамотность».

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.



В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:

• понимание природы и функции денег;

• умение ценить деньги;

• умение считать деньги;

• умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);

• умение экономить и сберегать;

• умение тратить деньги и жить по средствам;

• умение делиться.

Результатом работы по этой теме было участие детей в олимпиаде на УЧИ.РУ.

Диплом победителя в весенней олимпиаде «Финансовая грамотность и предпринимательство» для 4-го класса

Жамбалдоржиева А., Ринчинов А., Дмитриева К., Токтонов Д., Будаева С., Самбуева А., Ануфриев Е.

Похвальная грамота за участие в весенней олимпиаде «Финансовая грамотность и предпринимательство» для 4-го класса

Коркина А., Цыдендоржиева А.

Сертификат участника весенней олимпиады «Финансовая грамотность и предпринимательство» для 4-го класса

Сабсаев Б., Чимитдоржиева А.

А я получила благодарственное письмо за помощь в проведении всероссийской онлайн-олимпиады по финансовой грамотности и предпринимательству для 1–9 классов.