СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности (креативного мышления) на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности (креативного мышления) на уроках русского языка»

Формирование функциональной грамотности (креативного мышления) на уроках русского языка Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, творческая работа. Л.Н. Толстой Подготовила презентацию учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ ООШ №6 Романюк С.Д.

Формирование функциональной грамотности (креативного мышления) на уроках русского языка

Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, творческая работа.

Л.Н. Толстой

Подготовила презентацию учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ ООШ №6 Романюк С.Д.

Актуальность  Повышение мотивации учения  Речевое развитие  Создание условий для коммуникативной деятельности  Создание благоприятных условий для формирования творческой личности

Актуальность

  • Повышение мотивации учения
  • Речевое развитие
  • Создание условий для коммуникативной деятельности
  • Создание благоприятных условий для формирования творческой личности

Теоретическое обоснование  Педагоги и психологи о творческой деятельности учащихся Лев Семёнович Выготский Василий Александрович Сухомлинский Константин Дмитриевич Ушинский Исаак Яковлевич Лернер Диана Борисовна Богоявленская Джой Пол Гилфорд Эдвард де Боно  Я́ков Алекса́ндрович Пономарёв

Теоретическое обоснование

Педагоги и психологи о творческой деятельности учащихся

  • Лев Семёнович Выготский
  • Василий Александрович Сухомлинский
  • Константин Дмитриевич Ушинский
  • Исаак Яковлевич Лернер
  • Диана Борисовна Богоявленская
  • Джой Пол Гилфорд
  • Эдвард де Боно 
  • Я́ков Алекса́ндрович Пономарёв
Л. Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»
  • Л. Н. Толстой писал:
  • «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»
- Что же такое креативное мышление? -Насколько важно его развитие у детей школьного возраста? В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем,  быстро разрешать проблемные ситуации.
  • - Что же такое креативное мышление?
  • -Насколько важно его развитие у детей школьного возраста?

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода –

  • порождать необычные идеи,
  • отклоняться в мышлении от традиционных схем,
  • быстро разрешать проблемные ситуации.
Такая способность была названа креативностью ( творческим мышлением). Творчество (или креативность ) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
  • Такая способность была названа креативностью
  • ( творческим мышлением).
  • Творчество (или креативность ) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Для творчества необходимо наличие четырех источников:  интеллектуальных способностей,  знаний,  личностных характеристик,  мотивации. Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности

Для творчества необходимо наличие четырех источников:

  • интеллектуальных способностей,
  • знаний,
  • личностных характеристик,
  • мотивации.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности

«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».   Лев Семёнович Выготский

«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». 

Лев Семёнович

Выготский

 «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития»  Константин Дмитриевич Ушинский

«Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития»

Константин Дмитриевич Ушинский

«Творчество детей – это глубоко своеобразная  сфера их духовной жизни, самовыражение и  самоутверждение, в котором ярко раскрывается  индивидуальная самобытность каждого ребёнка»  Василий Александрович Сухомлинский

«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,

самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка»

Василий Александрович Сухомлинский

Исаак Яковлевич Лернер И. Я. Лернер является одним из разработчиков проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приёмами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту. Разработал целостную концепцию образовательного процесса как системы.

Исаак Яковлевич Лернер

И. Я. Лернер является одним из разработчиков проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приёмами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту. Разработал целостную концепцию образовательного процесса как системы.

Элементы творческих способностей по Исааку Яковлевичу Лернеру - построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных. видение новой проблемы в знакомой ситуации перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа видение новых (скрытых) функций известных объектов; видение альтернативных и вариативных способов решения задачи видение всех взаимосвязей  структуры объекта

Элементы творческих способностей по Исааку Яковлевичу Лернеру

- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

видение новой проблемы в знакомой ситуации

перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию

комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа

видение новых (скрытых) функций известных объектов;

видение альтернативных и вариативных способов решения задачи

видение всех взаимосвязей

структуры объекта

«Каждый ребенок обладает возможностью становления творческих способностей» Потребность воспитывается из причастности к чему-то. Поэтому, если ребенок растет, слушая хорошую музыку, видит, что это оценивается взрослыми, то в него это закладывается. Если первые попытки ребенка оканчиваются некоторой удачей, навыки закрепляются, начинает формироваться склонность. А склонность – это та платформа, на которой уже может развиваться способность, и если другие контакты, другие жизненные ситуации не перетягивают ребенка в другую сторону, то он может пойти по этому пути. Надо создавать возможность для формирования личности ребенка, давать ему возможность выбора. Это должен быть только его выбор. А не так – ты будешь композитором, вот сиди и играй. Такое отношение ничего, кроме отторжения, у ребенка не вызовет. Диана Борисовна Богоявленская 27 июля 1932 г

«Каждый ребенок обладает возможностью становления творческих способностей»

Потребность воспитывается из причастности к чему-то. Поэтому, если ребенок растет, слушая хорошую музыку, видит, что это оценивается взрослыми, то в него это закладывается. Если первые попытки ребенка оканчиваются некоторой удачей, навыки закрепляются, начинает формироваться склонность. А склонность – это та платформа, на которой уже может развиваться способность, и если другие контакты, другие жизненные ситуации не перетягивают ребенка в другую сторону, то он может пойти по этому пути. Надо создавать возможность для формирования личности ребенка, давать ему возможность выбора. Это должен быть только его выбор. А не так – ты будешь композитором, вот сиди и играй. Такое отношение ничего, кроме отторжения, у ребенка не вызовет.

Диана Борисовна Богоявленская

27 июля 1932 г

Сейчас в педагогике выделяют следующие характерные группы: 1.Уроки с игровой и состязательной основой   урок-конкурс,  урок-турнир, урок- эстафета, урок-дуэль, урок- деловая игра, урок- ролевая игра,  урок-кроссворд, урок-викторина.

Сейчас в педагогике выделяют следующие характерные группы:

1.Уроки с игровой и состязательной основой  

  • урок-конкурс,
  • урок-турнир,
  • урок- эстафета,
  • урок-дуэль,
  • урок- деловая игра,
  • урок- ролевая игра,
  • урок-кроссворд,
  • урок-викторина.
2.Видоизменение традиционных способов организации урока    урок-лекция «парадокс»,  урок - парный опрос, урок-экспресс-опрос, урок-практикум.

2.Видоизменение традиционных способов организации урока  

  • урок-лекция «парадокс»,
  • урок - парный опрос,
  • урок-экспресс-опрос,
  • урок-практикум.
3. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы    урок-исследование, урок-интервью,  урок-репортаж, урок-отчёт, урок- рецензия, урок — мозговая атака.

3. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы  

  • урок-исследование,
  • урок-интервью,
  • урок-репортаж,
  • урок-отчёт,
  • урок- рецензия,
  • урок — мозговая атака.
4. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций   урок-суд, урок — заседание учебного совета, урок — патентного бюро. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия  урок — заочная экскурсия, урок — литературная прогулка, урок — литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое.

4. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций  

  • урок-суд,
  • урок — заседание учебного совета,
  • урок — патентного бюро.

Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия

  • урок — заочная экскурсия,
  • урок — литературная прогулка,
  • урок — литературная гостиная,
  • урок- путешествие в прошлое.
5.Уроки, основанные на фантазии   урок-сказка, урок-сюрприз,  урок — подарок. 

5.Уроки, основанные на фантазии  

  • урок-сказка,
  • урок-сюрприз,
  • урок — подарок. 
6.Уроки, напоминающие различные общественные явления   урок-пресс-конференция,  урок-аукцион,  урок-бенефис, урок-телемост, урок-рапорт,  урок-диспут,  урок-выставка.

6.Уроки, напоминающие различные общественные явления  

  • урок-пресс-конференция,
  • урок-аукцион,
  • урок-бенефис,
  • урок-телемост,
  • урок-рапорт,
  • урок-диспут,
  • урок-выставка.
7.Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала   урок мудрости,  урок-откровение

7.Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала

 

  • урок мудрости,
  • урок-откровение
Творческое мышление  разные исследователи называют по-разному. Джой Пол Гилфорд (1897-1987) американский психолог, один из основателей психологии творчества, говорил о нем, как о дивергентном, «направленном в разные стороны»

Творческое мышление  разные исследователи называют по-разному. Джой Пол Гилфорд (1897-1987) американский психолог, один из основателей психологии творчества, говорил о нем, как о дивергентном, «направленном в разные стороны»

Джой Пол Гилфорд

Джой Пол Гилфорд

Эдвард де Боно ( 19 мая   1933 ,  Мальта ) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления называл это мышление нешаблонным

Эдвард де Боно ( 19 мая  

1933Мальта ) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления называл это мышление нешаблонным

Я́ков Алекса́ндрович Пономарёв (1920 - 1997 года,) — советский и российский психолог, доктор психологических наук (Известен как специалист по  психологии творчества  и  интуиции )  – интуитивным. Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.

Я́ков Алекса́ндрович Пономарёв (1920 - 1997 года,) — советский и российский психолог, доктор психологических наук (Известен как специалист по  психологии творчества  и  интуиции )  – интуитивным. Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.

Какие формы и методы развития творческого мышления можно использовать на своих уроках? 1.Систематически, целенаправленно нужно развивать у учащихся подвижность и гибкость мышления. 2.Стимулировать процессы переключения, поисковой активности. 3. Стараться учить учащихся рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы. 4. Учить находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения

Какие формы и методы развития творческого мышления можно использовать на своих уроках?

1.Систематически, целенаправленно нужно развивать у учащихся подвижность и гибкость мышления.

2.Стимулировать процессы переключения, поисковой активности.

3. Стараться учить учащихся рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы.

4. Учить находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения

Мотивация ученической деятельности . - Как вы думаете, почему тема звучит таким образом? - О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем занятие? - Какие задачи вы ставите перед собой? - Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?

Мотивация ученической деятельности .

- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

- О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем занятие?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?

Творческие игры на уроке русского языка «Продолжить цепочку» (по теме: «Простое осложнённое предложение»). Образец 1 : Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто. 1-ый ученик: В пальто, кстати, зимнем.  2-ой ученик: В зимнем, но цветастом.  3-ий ученик: Цветастом, как летний луг. 4-ый ученик: Луг, расположенный недалеко от школы.  5-ый ученик: А школа, конечно, с театральным кружком!  6-ой ученик: В котором, между прочим, учимся мы!  Мы, ученики школы № 151 Яшнабадского района!

Творческие игры на уроке русского языка

«Продолжить цепочку» (по теме: «Простое осложнённое предложение»).

Образец 1 : Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-ый ученик: В пальто, кстати, зимнем. 2-ой ученик: В зимнем, но цветастом. 3-ий ученик: Цветастом, как летний луг.

4-ый ученик: Луг, расположенный недалеко от школы. 5-ый ученик: А школа, конечно, с театральным кружком! 6-ой ученик: В котором, между прочим, учимся мы! Мы, ученики школы № 151 Яшнабадского района!

«Письмо другу».  Ученики пишут короткое письмо другу, используя в предложении обращения, вводные слова, причастный, деепричастный и сравнительные обороты. Листочек необходимо сложить пополам. На одной стороне пишут «Дорогой друг!» и перечисляют все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишут свои недостатки, подписываются. После этого письмо торжественно вручают адресату.

«Письмо другу». Ученики пишут короткое письмо другу, используя в предложении обращения, вводные слова, причастный, деепричастный и сравнительные обороты. Листочек необходимо сложить пополам. На одной стороне пишут «Дорогой друг!» и перечисляют все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишут свои недостатки, подписываются. После этого письмо торжественно вручают адресату.

«Правда-неправда» 1)Правда ли, что в предложении «Сынок, письмо, в котором ты просишь денег, мы не получили» 2 обращения? 2)Правда ли, что причастный оборот обособляется всегда? 3)Верно ли утверждение, что вводные слова и обращения не являются членами предложения? 4)Можно ли утверждать, что в предложении «Руслан бежал навстречу другу сломя голову» сравнительный оборот не обособляется? 5)Верно ли, что в предложении «Люблю тебя, Петра творенье…» я обращаюсь к Петру Егорову? 6)Какой осложняющий компонент в предложении « Дмитрий Кузнецов, студент 1-го курса, уехал на соревнования? 7)Правда ли, что деепричастный и сравнительные обороты в предложении являются обстоятельствами? 8)Есть ли в предложении «Он, однако, не сомневался в своих друзьях» вводное слово?

9)Правда ли, что в предложении «Акбар, по всей вероятности, сегодня на репетицию не придёт» есть обращение?

Эти творческие задания, при выполнении которых проводится теоретическое и практическое исследование проблемы. Творческие задания формируют познавательные качества личности, практические – созидательные качества.

Виды работ по активизации творческих способностей на уроках русского языка Сочинения различных жанров Творческие изложения Творческие диктанты Игры на уроках

Виды работ по активизации творческих способностей на уроках русского языка

Сочинения различных жанров

Творческие изложения

Творческие диктанты

Игры на уроках

Сочинения-миниатюры  (например, к уроку «Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого – в поисках смысла жизни», 10 класс) группа группа Что привлекает и что отталкивает вас в образе Наташи? Какие черты образа Наташи вам особенно близки? группа группа Возможно ли с таким образом мыслей, как у Наташи, жить в ХХI веке? Как, по вашему, Л.Н. Толстой относится к Наташе Ростовой?

Сочинения-миниатюры

(например, к уроку «Наташа Ростова – любимая героиня

Л.Н. Толстого – в поисках смысла жизни», 10 класс)

группа

группа

Что привлекает и что отталкивает вас в образе Наташи?

Какие черты образа Наташи вам особенно близки?

группа

группа

Возможно ли с таким образом мыслей, как у Наташи, жить в ХХI веке?

Как, по вашему,

Л.Н. Толстой относится к Наташе Ростовой?

Сочинения различных жанров Сочинение-миниатюра  «Ура! Я пятиклассник!» Сочинение по картине Сочинение по данному началу  «Думающие помощники-роботы пригодятся космонавтам, отправляющимся в далекий рейс. Во время пути интеллектуальные роботы будут следить за исправностью всех агрегатов, подскажут космонавтам, что сломалось и как провести ремонт»

Сочинения различных жанров

  • Сочинение-миниатюра

«Ура! Я пятиклассник!»

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по данному началу

«Думающие помощники-роботы пригодятся космонавтам, отправляющимся в далекий рейс. Во время пути интеллектуальные роботы будут следить за исправностью всех агрегатов, подскажут космонавтам, что сломалось и как провести ремонт»

Сочинение по личным впечатлениям Музыкальные впечатления  «Что я чувствовал, слушая эту музыку» Читательские впечатления  «Мое отношение к Печорину» Жизненные впечатления  « Самый интересный день в школе»
  • Сочинение по личным впечатлениям

Музыкальные впечатления

«Что я чувствовал, слушая эту музыку»

Читательские впечатления

«Мое отношение к Печорину»

Жизненные впечатления

« Самый интересный день в школе»

Сочинения различных жанров Сочинение-письмо (письмо маме, другу, ветерану и др.) Сочинение по пословице «Друг познаётся в беде» Сочинение-фантазия ( от имени животного или предмета)

Сочинения различных жанров

  • Сочинение-письмо

(письмо маме, другу, ветерану и др.)

  • Сочинение по пословице

«Друг познаётся в беде»

  • Сочинение-фантазия

( от имени животного или предмета)

Сочинения различных жанров Сочинение сказки, загадки или стихотворения на лингвистическую тему « Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера) На доске записываются две стихотворные строчки, которые ребята должны продолжить. Так рождаются стихотворения. Город Ташкент, ты такой один, Ты прекрасней всех и родней всего…

Сочинения различных жанров

  • Сочинение сказки, загадки или стихотворения на лингвистическую тему
  • « Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера)

На доске записываются две стихотворные строчки, которые ребята должны продолжить. Так рождаются стихотворения.

Город Ташкент, ты такой один,

Ты прекрасней всех и родней всего…

Творческие изложения С заменой лица рассказчика  С изменением финала текста  Включающее собственные размышления над текстом

Творческие изложения

  • С заменой лица рассказчика

  • С изменением финала текста

  • Включающее собственные размышления над текстом
Творческие диктанты с заменой или продолжением текста Тема: «Правописание букв Ё – О после шипящих» Задание: Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограмма Водитель машины ( ш о фер) Тихая речь (ш ё пот) Плод дуба (ж ё лудь)

Творческие диктанты с заменой или продолжением текста

Тема: «Правописание букв Ё – О после шипящих»

Задание: Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограмма

Водитель машины ( ш о фер)

Тихая речь ё пот)

Плод дуба ё лудь)

Литературное творчество – это возможность  познания ученика через эмоциональную наполненность и образность его художественной речи.  Одним из эффективных методов развития творческого мышления считаю  сочинение – рассуждение, сочинение – рассказ и др.

Литературное творчество – это возможность  познания ученика через эмоциональную наполненность и образность его художественной речи. Одним из эффективных методов развития творческого мышления считаю

  • сочинение – рассуждение,
  • сочинение – рассказ и др.
Примерные темы сочинения: «За что люблю театр?»,  «Мой любимый герой», «Моё увлечение», «Тема любви в произведениях И. Бунина и А. Куприна», «Духовные искания Г. Мелехова»)

Примерные темы сочинения:

  • «За что люблю театр?»,
  • «Мой любимый герой»,
  • «Моё увлечение»,
  • «Тема любви в произведениях

И. Бунина и А. Куприна»,

  • «Духовные искания Г. Мелехова»)
Задания творческого характера Подготовить вопросы командам-соперницам (заседание интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»). Упорядочить героев произведения по мере их появления. Установить правильную последовательность литературных течений. Расположить писателей в хронологическом порядке.

Задания творческого характера

Подготовить вопросы командам-соперницам (заседание интеллектуального клуба

«Что? Где? Когда?»).

Упорядочить героев произведения по мере их появления.

Установить правильную последовательность литературных течений.

Расположить писателей в хронологическом порядке.

Интеллектуальная разминка, например:   «Назови средство выразительности речи». Предложить найти в двух предложенных стихотворениях изобразительно-выразительные средства речи: 1 группа – олицетворение, 2 группа – эпитеты, 3 группа – метафоры.  

Интеллектуальная разминка, например:  

  • «Назови средство выразительности речи».

Предложить найти в двух предложенных стихотворениях изобразительно-выразительные средства речи:

1 группа – олицетворение,

2 группа – эпитеты,

3 группа – метафоры.

 

1.Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.   Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. 

1.Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех. 

2.Июль, таскающий в одеже  Пух одуванчиков, лопух. Июль, домой сквозь окна вхожий,  Все громко говорящий вслух.   Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой,  Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.  

2.Июль, таскающий в одеже 

Пух одуванчиков, лопух.

Июль, домой сквозь окна вхожий, 

Все громко говорящий вслух.

 

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой, 

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

 

 Игры на уроках    кроссворды Разгадай кроссворд из выделенных букв составь слово  По горизонтали : 1.Поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. 2. Часть здания - ряд помещений, расположенных на одном уровне. 3. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов, вертолетов и планеров. 4. Устаревшее название самолета. 5. Произведения, написанные стихами . По вертикали: 1.Проверка знаний поступающих в вуз; при завершении определенного этапа обучения. 2. Покрытие, защищающее от износа и повреждений. 3. Ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей.. 4. Правила литературного произношения. 5. Глава города.

Игры на уроках

кроссворды

Разгадай кроссворд

из выделенных букв составь слово

По горизонтали :

1.Поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них.

2. Часть здания - ряд помещений, расположенных на одном уровне.

3. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов, вертолетов и планеров.

4. Устаревшее название самолета.

5. Произведения, написанные стихами .

По вертикали:

1.Проверка знаний поступающих в вуз; при завершении определенного этапа обучения.

2. Покрытие, защищающее от износа и повреждений.

3. Ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей..

4. Правила литературного произношения.

5. Глава города.

 Игры на уроках    Ребусы Первое – нота, второе – тоже,  А целое на боб похожа. ( Фа – соль)   Первое – предлог, второе- летний дом,  А целое порой решается с трудом. ( За – дача).   Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.  А целое в музее найдёте без труда.  ( Картина). Шарады

Игры на уроках

Ребусы

Первое – нота, второе – тоже, А целое на боб похожа. ( Фа – соль) Первое – предлог, второе- летний дом, А целое порой решается с трудом.

( За – дача). Начало – голос птицы, конец – на дне пруда. А целое в музее найдёте без труда.

( Картина).

Шарады

 Игры на уроках    Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм («Составь текст и озвучь его», «Конкурс дикторов и др.)  Лексико-фразеологические игры («Составь фразеологизм», «Составь пословицу», «Угадай-ка» и др.) Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм («Третий лишний», «Помоги Пете Ошибкину»)

Игры на уроках

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

(«Составь текст и озвучь его», «Конкурс дикторов и др.)

Лексико-фразеологические игры

(«Составь фразеологизм», «Составь пословицу», «Угадай-ка» и др.)

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

(«Третий лишний», «Помоги Пете Ошибкину»)

Творческие задания с элементами изобразительного творчества Иллюстрации к пословицам, фразеологизмам, сказкам

Творческие задания с элементами изобразительного творчества

Иллюстрации к пословицам, фразеологизмам, сказкам

Нетрадиционные домашние задания Задания на основе материалов газет и телевидения Разработка наглядного пособия Разработка кроссворда или карточки с грамматическим заданием по теме Составление ребусов, шарад, пословиц Сочинения на лингвистическую тему

Нетрадиционные домашние задания

  • Задания на основе материалов газет и телевидения
  • Разработка наглядного пособия
  • Разработка кроссворда или карточки с грамматическим заданием по теме
  • Составление ребусов, шарад, пословиц
  • Сочинения на лингвистическую тему
30

30

Ключевые концептуальные идеи, составляющие основу данной педагогической системы: 1.     Творческое мышление, творческие способности необходимо рассматривать как системное качество личности, способной благодаря интеллекту и высокой мотивации осуществлять деятельность независимо от наличия внешних стимулов; 2.      Важно понимать, что высокий уровень умственных способностей сам по себе не обеспечивает творческого мышления; 3.     Необходимо создавать условия, способствующие не только выявлению качеств творческой личности, но и развитию ценностно-мотивационной сферы личности ребенка;  

Ключевые концептуальные идеи, составляющие основу данной педагогической системы:

1.     Творческое мышление, творческие способности необходимо рассматривать как системное качество личности, способной благодаря интеллекту и высокой мотивации осуществлять деятельность независимо от наличия внешних стимулов;

2.      Важно понимать, что высокий уровень умственных способностей сам по себе не обеспечивает творческого мышления;

3.     Необходимо создавать условия, способствующие не только выявлению качеств творческой личности, но и развитию ценностно-мотивационной сферы личности ребенка;

 

4.     Целесообразно рассматривать проявления творчества не в контексте вида деятельности, а как наличие у  ученика определенных личностных качеств, качеств творческой личности, приобретаемых им в процессе любой деятельности; 5.     Если мы ставим задачу  развития творческого мышления, то мы должны создать условия, позволяющие ученику найти такой вид деятельности, в рамках которого он сможет «выходить за пределы заданного», подниматься тем самым до высокого уровня «интеллектуальной активности» (Д.Б. Богоявленская);

4.     Целесообразно рассматривать проявления творчества не в контексте вида деятельности, а как наличие у  ученика определенных личностных качеств, качеств творческой личности, приобретаемых им в процессе любой деятельности;

5.     Если мы ставим задачу  развития творческого мышления, то мы должны создать условия, позволяющие ученику найти такой вид деятельности, в рамках которого он сможет «выходить за пределы заданного», подниматься тем самым до высокого уровня «интеллектуальной активности» (Д.Б. Богоявленская);

6.     Специальные творческие задания на развитие творческого мышления, исследовательская деятельность, деятельность по развитию специальных способностей (гуманитарных) – все это способствует реализации творческого потенциала ученика. Неисчерпаемый потенциал для формирования творческого мышления как системного качества личности заключен в самом предмете преподавания, в частности мы говорим об уроках  русского  языка  и литературы, на которых возможно создание условий, способствующих развитию творческой личности ребенка.

6.     Специальные творческие задания на развитие творческого мышления,

  • исследовательская деятельность,
  • деятельность по развитию специальных
  • способностей (гуманитарных) – все это
  • способствует реализации творческого потенциала ученика.

Неисчерпаемый потенциал для формирования творческого мышления как системного качества личности заключен в самом предмете преподавания, в частности мы говорим об уроках  русского  языка  и литературы, на которых возможно создание условий, способствующих развитию творческой личности ребенка.

Дополнительные рекомендации педагогам. 1.  Самому быть творческим. Общаясь с учениками, мы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Личностные качества педагога очень важны. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. 2 .Заражать детей своей любовью к творчеству. 3 .Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

Дополнительные рекомендации педагогам.

1.  Самому быть творческим. Общаясь с учениками, мы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Личностные качества педагога очень важны. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может.

2 .Заражать детей своей любовью к творчеству.

3 .Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

4 .Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Нужно следить за тем, чтобы у ученика не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (многим свойственно часто подражать педагогу, воспроизводить информацию, полученную от него или просто скачать из интернета). 5. Всячески поддерживать самостоятельность ученика. Какими станут наши дети, Многое зависит и от вас. И на пороге будущих столетий Пусть будут они лучше нас.  

4 .Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Нужно следить за тем, чтобы у ученика не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (многим свойственно часто подражать педагогу, воспроизводить информацию, полученную от него или просто скачать из интернета).

5. Всячески поддерживать самостоятельность ученика.

Какими станут наши дети,

Многое зависит и от вас.

И на пороге будущих столетий

Пусть будут они лучше нас.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!