Формирование функциональной грамотности (креативного мышления) на уроках русского языка
Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, творческая работа.
Л.Н. Толстой
Подготовила презентацию учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ ООШ №6 Романюк С.Д.
Актуальность
- Повышение мотивации учения
- Речевое развитие
- Создание условий для коммуникативной деятельности
- Создание благоприятных условий для формирования творческой личности
Теоретическое обоснование
Педагоги и психологи о творческой деятельности учащихся
- Лев Семёнович Выготский
- Василий Александрович Сухомлинский
- Константин Дмитриевич Ушинский
- Исаак Яковлевич Лернер
- Диана Борисовна Богоявленская
- Джой Пол Гилфорд
- Эдвард де Боно
- Я́ков Алекса́ндрович Пономарёв
- «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»
- - Что же такое креативное мышление?
- -Насколько важно его развитие у детей школьного возраста?
В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода –
- порождать необычные идеи,
- отклоняться в мышлении от традиционных схем,
- быстро разрешать проблемные ситуации.
- Такая способность была названа креативностью
- ( творческим мышлением).
- Творчество (или креативность ) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Для творчества необходимо наличие четырех источников:
- интеллектуальных способностей,
- знаний,
- личностных характеристик,
- мотивации.
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности
«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
Лев Семёнович
Выготский
«Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития»
Константин Дмитриевич Ушинский
«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,
самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка»
Василий Александрович Сухомлинский
Исаак Яковлевич Лернер
И. Я. Лернер является одним из разработчиков проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приёмами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту. Разработал целостную концепцию образовательного процесса как системы.
Элементы творческих способностей по Исааку Яковлевичу Лернеру
- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.
видение новой проблемы в знакомой ситуации
перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию
комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа
видение новых (скрытых) функций известных объектов;
видение альтернативных и вариативных способов решения задачи
видение всех взаимосвязей
структуры объекта
«Каждый ребенок обладает возможностью становления творческих способностей»
Потребность воспитывается из причастности к чему-то. Поэтому, если ребенок растет, слушая хорошую музыку, видит, что это оценивается взрослыми, то в него это закладывается. Если первые попытки ребенка оканчиваются некоторой удачей, навыки закрепляются, начинает формироваться склонность. А склонность – это та платформа, на которой уже может развиваться способность, и если другие контакты, другие жизненные ситуации не перетягивают ребенка в другую сторону, то он может пойти по этому пути. Надо создавать возможность для формирования личности ребенка, давать ему возможность выбора. Это должен быть только его выбор. А не так – ты будешь композитором, вот сиди и играй. Такое отношение ничего, кроме отторжения, у ребенка не вызовет.
Диана Борисовна Богоявленская
27 июля 1932 г
Сейчас в педагогике выделяют следующие характерные группы:
1.Уроки с игровой и состязательной основой
- урок-конкурс,
- урок-турнир,
- урок- эстафета,
- урок-дуэль,
- урок- деловая игра,
- урок- ролевая игра,
- урок-кроссворд,
- урок-викторина.
2.Видоизменение традиционных способов организации урока
- урок-лекция «парадокс»,
- урок - парный опрос,
- урок-экспресс-опрос,
- урок-практикум.
3. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы
- урок-исследование,
- урок-интервью,
- урок-репортаж,
- урок-отчёт,
- урок- рецензия,
- урок — мозговая атака.
4. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций
- урок-суд,
- урок — заседание учебного совета,
- урок — патентного бюро.
Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия
- урок — заочная экскурсия,
- урок — литературная прогулка,
- урок — литературная гостиная,
- урок- путешествие в прошлое.
5.Уроки, основанные на фантазии
- урок-сказка,
- урок-сюрприз,
- урок — подарок.
6.Уроки, напоминающие различные общественные явления
- урок-пресс-конференция,
- урок-аукцион,
- урок-бенефис,
- урок-телемост,
- урок-рапорт,
- урок-диспут,
- урок-выставка.
7.Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала
- урок мудрости,
- урок-откровение
Творческое мышление разные исследователи называют по-разному. Джой Пол Гилфорд (1897-1987) американский психолог, один из основателей психологии творчества, говорил о нем, как о дивергентном, «направленном в разные стороны»
Джой Пол Гилфорд
Эдвард де Боно ( 19 мая
1933 , Мальта ) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления называл это мышление нешаблонным
Я́ков Алекса́ндрович Пономарёв (1920 - 1997 года,) — советский и российский психолог, доктор психологических наук (Известен как специалист по психологии творчества и интуиции ) – интуитивным. Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.
Какие формы и методы развития творческого мышления можно использовать на своих уроках?
1.Систематически, целенаправленно нужно развивать у учащихся подвижность и гибкость мышления.
2.Стимулировать процессы переключения, поисковой активности.
3. Стараться учить учащихся рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы.
4. Учить находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения
Мотивация ученической деятельности .
- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?
- О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем занятие?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?
Творческие игры на уроке русского языка
«Продолжить цепочку» (по теме: «Простое осложнённое предложение»).
Образец 1 : Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.
1-ый ученик: В пальто, кстати, зимнем. 2-ой ученик: В зимнем, но цветастом. 3-ий ученик: Цветастом, как летний луг.
4-ый ученик: Луг, расположенный недалеко от школы. 5-ый ученик: А школа, конечно, с театральным кружком! 6-ой ученик: В котором, между прочим, учимся мы! Мы, ученики школы № 151 Яшнабадского района!
«Письмо другу». Ученики пишут короткое письмо другу, используя в предложении обращения, вводные слова, причастный, деепричастный и сравнительные обороты. Листочек необходимо сложить пополам. На одной стороне пишут «Дорогой друг!» и перечисляют все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишут свои недостатки, подписываются. После этого письмо торжественно вручают адресату.
«Правда-неправда» 1)Правда ли, что в предложении «Сынок, письмо, в котором ты просишь денег, мы не получили» 2 обращения? 2)Правда ли, что причастный оборот обособляется всегда? 3)Верно ли утверждение, что вводные слова и обращения не являются членами предложения? 4)Можно ли утверждать, что в предложении «Руслан бежал навстречу другу сломя голову» сравнительный оборот не обособляется? 5)Верно ли, что в предложении «Люблю тебя, Петра творенье…» я обращаюсь к Петру Егорову? 6)Какой осложняющий компонент в предложении « Дмитрий Кузнецов, студент 1-го курса, уехал на соревнования? 7)Правда ли, что деепричастный и сравнительные обороты в предложении являются обстоятельствами? 8)Есть ли в предложении «Он, однако, не сомневался в своих друзьях» вводное слово?
9)Правда ли, что в предложении «Акбар, по всей вероятности, сегодня на репетицию не придёт» есть обращение?
Эти творческие задания, при выполнении которых проводится теоретическое и практическое исследование проблемы. Творческие задания формируют познавательные качества личности, практические – созидательные качества.
Виды работ по активизации творческих способностей на уроках русского языка
Сочинения различных жанров
Творческие изложения
Творческие диктанты
Игры на уроках
Сочинения-миниатюры
(например, к уроку «Наташа Ростова – любимая героиня
Л.Н. Толстого – в поисках смысла жизни», 10 класс)
группа
группа
Что привлекает и что отталкивает вас в образе Наташи?
Какие черты образа Наташи вам особенно близки?
группа
группа
Возможно ли с таким образом мыслей, как у Наташи, жить в ХХI веке?
Как, по вашему,
Л.Н. Толстой относится к Наташе Ростовой?
Сочинения различных жанров
«Ура! Я пятиклассник!»
- Сочинение по картине
- Сочинение по данному началу
«Думающие помощники-роботы пригодятся космонавтам, отправляющимся в далекий рейс. Во время пути интеллектуальные роботы будут следить за исправностью всех агрегатов, подскажут космонавтам, что сломалось и как провести ремонт»
- Сочинение по личным впечатлениям
Музыкальные впечатления
«Что я чувствовал, слушая эту музыку»
Читательские впечатления
«Мое отношение к Печорину»
Жизненные впечатления
« Самый интересный день в школе»
Сочинения различных жанров
(письмо маме, другу, ветерану и др.)
«Друг познаётся в беде»
( от имени животного или предмета)
Сочинения различных жанров
- Сочинение сказки, загадки или стихотворения на лингвистическую тему
- « Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера)
На доске записываются две стихотворные строчки, которые ребята должны продолжить. Так рождаются стихотворения.
Город Ташкент, ты такой один,
Ты прекрасней всех и родней всего…
Творческие изложения
- С заменой лица рассказчика
- С изменением финала текста
- Включающее собственные размышления над текстом
Творческие диктанты с заменой или продолжением текста
Тема: «Правописание букв Ё – О после шипящих»
Задание: Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограмма
Водитель машины ( ш о фер)
Тихая речь (ш ё пот)
Плод дуба (ж ё лудь)
Литературное творчество – это возможность познания ученика через эмоциональную наполненность и образность его художественной речи. Одним из эффективных методов развития творческого мышления считаю
- сочинение – рассуждение,
- сочинение – рассказ и др.
Примерные темы сочинения:
- «За что люблю театр?»,
- «Мой любимый герой»,
- «Моё увлечение»,
- «Тема любви в произведениях
И. Бунина и А. Куприна»,
- «Духовные искания Г. Мелехова»)
Задания творческого характера
Подготовить вопросы командам-соперницам (заседание интеллектуального клуба
«Что? Где? Когда?»).
Упорядочить героев произведения по мере их появления.
Установить правильную последовательность литературных течений.
Расположить писателей в хронологическом порядке.
Интеллектуальная разминка, например:
- «Назови средство выразительности речи».
Предложить найти в двух предложенных стихотворениях изобразительно-выразительные средства речи:
1 группа – олицетворение,
2 группа – эпитеты,
3 группа – метафоры.
1.Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
2.Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков, лопух.
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Игры на уроках
кроссворды
Разгадай кроссворд
из выделенных букв составь слово
По горизонтали :
1.Поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них.
2. Часть здания - ряд помещений, расположенных на одном уровне.
3. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов, вертолетов и планеров.
4. Устаревшее название самолета.
5. Произведения, написанные стихами .
По вертикали:
1.Проверка знаний поступающих в вуз; при завершении определенного этапа обучения.
2. Покрытие, защищающее от износа и повреждений.
3. Ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей..
4. Правила литературного произношения.
5. Глава города.
Игры на уроках
Ребусы
Первое – нота, второе – тоже, А целое на боб похожа. ( Фа – соль) Первое – предлог, второе- летний дом, А целое порой решается с трудом.
( За – дача). Начало – голос птицы, конец – на дне пруда. А целое в музее найдёте без труда.
( Картина).
Шарады
Игры на уроках
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
(«Составь текст и озвучь его», «Конкурс дикторов и др.)
Лексико-фразеологические игры
(«Составь фразеологизм», «Составь пословицу», «Угадай-ка» и др.)
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
(«Третий лишний», «Помоги Пете Ошибкину»)
Творческие задания с элементами изобразительного творчества
Иллюстрации к пословицам, фразеологизмам, сказкам
Нетрадиционные домашние задания
- Задания на основе материалов газет и телевидения
- Разработка наглядного пособия
- Разработка кроссворда или карточки с грамматическим заданием по теме
- Составление ребусов, шарад, пословиц
- Сочинения на лингвистическую тему
30
Ключевые концептуальные идеи, составляющие основу данной педагогической системы:
1. Творческое мышление, творческие способности необходимо рассматривать как системное качество личности, способной благодаря интеллекту и высокой мотивации осуществлять деятельность независимо от наличия внешних стимулов;
2. Важно понимать, что высокий уровень умственных способностей сам по себе не обеспечивает творческого мышления;
3. Необходимо создавать условия, способствующие не только выявлению качеств творческой личности, но и развитию ценностно-мотивационной сферы личности ребенка;
4. Целесообразно рассматривать проявления творчества не в контексте вида деятельности, а как наличие у ученика определенных личностных качеств, качеств творческой личности, приобретаемых им в процессе любой деятельности;
5. Если мы ставим задачу развития творческого мышления, то мы должны создать условия, позволяющие ученику найти такой вид деятельности, в рамках которого он сможет «выходить за пределы заданного», подниматься тем самым до высокого уровня «интеллектуальной активности» (Д.Б. Богоявленская);
6. Специальные творческие задания на развитие творческого мышления,
- исследовательская деятельность,
- деятельность по развитию специальных
- способностей (гуманитарных) – все это
- способствует реализации творческого потенциала ученика.
Неисчерпаемый потенциал для формирования творческого мышления как системного качества личности заключен в самом предмете преподавания, в частности мы говорим об уроках русского языка и литературы, на которых возможно создание условий, способствующих развитию творческой личности ребенка.
Дополнительные рекомендации педагогам.
1. Самому быть творческим. Общаясь с учениками, мы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Личностные качества педагога очень важны. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может.
2 .Заражать детей своей любовью к творчеству.
3 .Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
4 .Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Нужно следить за тем, чтобы у ученика не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (многим свойственно часто подражать педагогу, воспроизводить информацию, полученную от него или просто скачать из интернета).
5. Всячески поддерживать самостоятельность ученика.
Какими станут наши дети,
Многое зависит и от вас.
И на пороге будущих столетий
Пусть будут они лучше нас.