« Формирование функциональной грамотности
младших школьников
на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека
Польза
Это дыхательное упражнение развивает силу и длительность воздушной струи, которая считается одним из важных факторов при постановке звуков.
А также увеличивает вентиляцию лёгких, что положительным образом сказывается на речевом дыхании и технике речи человека. Поскольку помимо своей основной биологической функции органы дыхания осуществляют так же голосообразовательную и артикуляторную функции .
Функциональная грамотность как результат обучения содержит много интересных приёмов и стратегий, которыми учителя пользуются на уроках литературного чтения, что
ведёт к непосредственному развитию функциональной грамотности учащихся в процессе обучения.
Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?
Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.
Тренинги, которые я хочу представить как образец работы, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.
Приемы, повышают познавательный интерес и активизируют мыслительную деятельность ребенка.
Текст с картинками
Вверх ногами
Сплошной текст
Чтение наоборот
Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются инновационными. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы позволяют сохранить внимание на протяжении всего урока.
«Читающая школа – читающая нация».
Не секрет, что современные дети все больше проводят свое свободное время за компьютером. И только некоторые из них читают книги художественной литературы. Сейчас все книги доступны. Любую книгу любимого автора можно найти в магазинах города, в библиотеках, тех же самых интернет - магазинах. Но, тем не менее, этим удобством подрастающее поколение не пользуется. Если люди перестанут читать, они перестанут думать, они будут мыслить совсем по-другому. А книга дает нам знания. Только с человеком, который много читает, всегда есть о чём поговорить. Только читающий человек может и будет грамотно писать. В связи с этим было принято решение внедрить проект «Читающая школа» среди учащихся моего класса. Основной целью было привлечь внимание детей к литературе и напомнить, что читать нужно , полезно и модно .
В течение учебного г o да я провожу работу по реализации проекта «Читающая школа – читающая нация». Чтобы повысить интерес к книге мы с учащимися создаем мини-выставку из прочитанных книг, которые направлены на продвижение чтения, формирование читательских интересов и вовлечение в процесс чтения. Ребята с большим желанием делятся о прочитанных ими книгах, о героях, которые затягивают их в мир приключений и интересных открытий. Многих ребят увлекают энциклопедии, которые помогают расширить кругозор знаний об окружающей среды в интересующих их направлениях («Подводный мир», «Космос», «Животный мир» и другие). Этот проект помогает поднять интерес к книге – нашему помощнику, другу в жизни. Очень важно знать и понимать значение книги в жизни каждого человека.
Рефлексия.
-А теперь давайте обобщим наши с вами знания. На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы:
-На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
-На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
-На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
-На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
-Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Составьте синквейн со словом «Чтение».
Например:
1.Чтение!
2.Детское, радостное
3.Увлекает, занимает, окрыляет
4.Дарит прекрасный мир общения.
5.Счастье!