СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках физики с помощью читательской грамотности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской грамотности на уроках физики

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках физики с помощью читательской грамотности»

Формирование читательской грамотности на уроках физики

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной, ведь именно «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста или использовании его при общении.

С учетом индивидуальных и возрастных особенностей класса, педагогам можно рекомендовать следующие приемы формирования читательской грамотности:

  1. «Шесть шляп»

  2. «Концептуальная таблица»

  3. «Работа с вопросником»

  4. «Тонкие и толстые вопросы»

  5. «Ромашка Блума»

  6. «Кластер» технологии

В сегодне мы опробируем в метода.

1 метод

1) Прием «Тонкие и толстые вопросы» Он относиться к технологии «Смыслового чтения».

Данный прием используется для организации взаимного опроса. Взаимный опрос предполагает деление учащихся на две группы, которые в дальнейшей работе будут формулировать и задавать друг другу вопросы. Учащиеся учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить «однозначно» невозможно, т.е. проблемные (толстые) вопросы. Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов приведены в таблице на слайде. Чтобы апробировать данным метод, вам необходимо обратиться к кейсу. Его вы найдете в папке желтым цветом.

Задание: Пожалуйста. Прочтите текст.

Сформулируйте вопрос по заданным шаблонам таблицы, которую вы видите на слайде.

Помни, что «тонкие» вопросы требуют краткого, однозначного ответа, «толстые» вопросы – размышления и рассуждения». На данное задание вам отводиться 2-3 минуты.

Время прошло, приступим к взаимному опросы.

Ком №2 «…» Сформулируйте нам свой тонкий вопрос? И Ответ.

Ком №3 «» Прочитайте «толстые» вопросы, которые у вас получились.

Проверим задание у ком № «» Какие вы записали тонкие вопросы?

Ком «» Послушаем ваши толстые вопросы?

Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием, а мы двигаемся дальше.

2) Прием «Шесть шляп» Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять.

Если сказать простыми словами, метод 6 шляп — это техника мышления, помогающая рассмотреть ситуацию с разных сторон и после принять необычное, но эффективное решение.

Данный прием включает в себя шесть различных типов мышления. Каждая цветная шляпа обозначает роль, определенный тип мышления и деятельности.

Белая шляпа – объективные факты, информация;

желтая шляпа – это положительное, позитивное мышление; черная шляпа – выявление противоречий, недостатков, их причины, называние только отрицательных черт;

красная шляпа – изучение эмоции, возникшие при чтении текста, определение, как изменяются эмоции;

зеленая шляпа – обладает творческим началом, предполагает поиск новых граней в изучаемом материале;

синяя шляпа – обобщение и анализ полученной информации, оценивание работы каждой творческой группы в соответствии с поставленной перед данной группой целью.

Метод шести шляп позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями. Попробуем примерить шляпа мышления.

У вас в кейсе находить материал обозначающий цвет вашей шляпы. Прочитайте текст. Ответьте на поставленные вопросы, исходя из того, какая на вас «шляпа». Аргументируйте мнение примерами из текста или личного опыта».

На выполнения задания дается 2-3 минуты.

Время вышло. Приглашаю выйти ко мне одного представителя из команды вместе со шляпой, для ответа на полученное задание.

Мы выслушали ответы наших оппонентов, но у нас остался главный вопрос: Можно ли вмешиваться в природу?

(ответы аппенентов)

Спасибо за проделанную работу.

Приложение№1: презентация

Приложение №2: кейсы с текстом

Приложение №3: метод 6 шляп