отрывок текста
Амазонка
«…В Атлантический океан несёт свои воды Амазонка, имеющая самый большой речной бассейн в мире, площадь которого равна площади всей Австралии. Амазонка отличается сложным режимом. Подъём воды в её северных и южных притоках происходит в разное время года. Это сглаживает колебания уровня Амазонки, поэтому она полноводна круглый год. Воды Амазонки поднимаются на 12-15 м, разливаются на десятки и даже стони километров, затопляя обширные пространства, образуя непроходимые болота.
Если считать от главного истока, который питает реку Укаяли и несёт воду в Амазонку, то её длина превышает длину Нила. У Амазонки много полноводных притоков (Мадейра, Риу-Негру, Тапажос и др.); 20 из них имеют длину от 1500 до 3500 км; более сотни притоков Амазонки судоходны. Океанские пароходы поднимаются по амазонке из Атлантики до Икитоса, расположенного близ Анд.
Ширина русла Амазонки в среднем течении 5 км, в нижнем – 80 км, а в устье достигает 320 км. Устье Амазонки очищается от наносов морскими приливами и отливами.
Воды Амазонки богаты жизнью. В тихих заводях растёт кувшинка виктория-регия с плавающими листьями диаметром до 2 м. Число видов рыб в реке, как полагают некоторые учёные, больше, чем во всём тихом океане. Среди рыб наиболее известны хищные пираньи, электрические угри, акулы, промысловая рыба пирарука длиной до 4 м. В реке водятся кайманы (вид крокодилов), а также млекопитающие – пресноводные дельфины. Стоит ли удивляться, что столь могучая и необъятная река породила множество легенд и мифов».
Прочтите текст.
Сформулируйте вопрос по заданным шаблонам.
Помни, что «тонкие» вопросы требуют краткого, однозначного ответа, «толстые» вопросы – размышления и рассуждения».
Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках физики с помощью читательской грамотности»
формированию функциональной грамотности на уроках физики
Нестерук О.В.
Методы формирования читательской граммотности
- 1. «Шесть шляп»
- 2. «Концептуальная таблица»
- 3. «Работа с вопросником»
- 4. «Тонкие и толстые вопросы»
- 5. «Ромашка Блума»
- 6. «Кластер» технологии
Приёмы формирования читательской грамотности
Приём «толстые» и «тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
- Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…?
- Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…?
- Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…?
- В чём различие…? Согласны ли вы…?
- Почему вы считаете….? Верно ли…?
Приём «толстые» и «тонкие» вопросы
«Тонкий» вопрос
Могут ли помешать фонарики посадке самолета, если запускать его вблизи аэропорта?
Текст
Для изготовления небесных фонариков (объёмные бумажные конструкции с огоньком внутри, летающие по принципу воздушного шара (от нагретого воздуха)) традиционно используются только натуральные материалы: рисовая бумага и каркас из бамбука. Топливный элемент крепится на верёвке со специальной негорючей пропиткой, вместо традиционной медной проволоки, что уменьшает массу небесного фонарика, улучшает лётные качества и делает его полностью биоразлагаемым.
« Толстый» вопрос
В руководстве по запуску говориться, что категорически запрещено запускать небесные фонарики рядом с аэропортом. Как Вы думаете , почему нельзя это делать?
Технология « Шесть шляп»
К.Д. Ушинский
РЕБЕНОК-ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО ЗАПОЛНИТЬ,
А ФАКЕЛ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ
Вывод:
Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность