СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

функционально грамотных людей. На сегодняшний день ФГОС наряду  с традиционным понятием «грамотность» предъявляют требования к формированию  «функциональной грамотности». 

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение разным видам деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Из опыта работы

учителя начальных классов

МАОУ СОШ №5 « НТЦ им И.В. Мичурина» г .Мичуринска

Родюковой С.С.

Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. На сегодняшний день ФГОС наряду с традиционным понятием «грамотность» предъявляют требования к формированию «функциональной грамотности». 

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение разным видам деятельности. Формирование и развитие функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. 
Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением. 

На начальном этапе обучения главное – развивать у каждого ребенка умение мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Математическое образование в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта нацелено на овладение логическими операциями. Но учитывая тот факт, что именно в начальной школе закладываются основы доказательного мышления, вопросу формирования общеучебных логических действий уделили особое внимание. Планомерная работа по формированию логических универсальных действий ведется на всех уроках, однако именно математика, как ни одна другая наука даёт возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а потом и к логическому мышлению.

Одним из требований ФГОС второго поколения является активная деятельность учащихся. Для вовлечения учащихся в активную поисковую деятельность учителя нашей школы применяют различные методы и приемы, такие как дидактические игры, интеллектуальные разминки, логически–поисковые задания, нестандартные логические задачи .

Одной из наиболее удачных примеров дидактических игр является Игра с кругами, созданная на основе известных кругов Эйлера. Игра позволяет обучать классифицирующей деятельности, закладывает понимание логических операций: отрицания - не, конъюнкции - и, дизъюнкции - или операций: отрицания - не, конъюнкции - и, дизъюнкции - или.

Применение данной методики с первых дней обучения в школе позволяет обучать детей классифицирующей деятельности, закладывает понимание логических операций, что является основополагающей базой для формирования и развития логических приёмов мышления и позволяет организовать работу с нестандартными задачами. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для развития логического мышления. Но для того чтобы дети могли применить на практике свои умения логически мыслить, их необходимо вооружить приемами работы с задачами. Для достижения наибольшего эффекта при работе по данному направлению целесообразно применять различные формы работы над задачей:

  1. Объяснение готового решения задачи 

  2. Самостоятельное составление задач учащимися.

Детям предлагается составить задачу или по выражению, либо используя определенный вопрос. Можно предложить составить задачу, используя опорные слова или определенные величины.

  1. Решение задач с недостающими или лишними данными.

  2. Постановка или изменение вопроса задачи.

  3. Построение дерева возможностей

При использовании данного приема ученики знакомятся со способами проведения системного перебора - «граф-дерево» («деревом решений», «деревом возможных вариантов»)



6.Представление ситуации, описанной в задаче и ее моделирование:

Схематизированные модели:

  • Рисунок

  • Условный рисунок

  • Чертеж

  • Схематический чертеж





Знаковые модели:

  • Краткая запись.

  • Таблица.



Одну и туже задачу можно представить в виде различных моделей . В ходе такой работы , дети выделяют наиболее удачную для данной задачи модель.



Так при решении задач на нахождение суммы и остатка наиболее удачной моделью является модель с отрезками.

Использование моделей с отрезками наглядно представляет ситуацию при решении задач на увеличение числа на несколько единиц, задачи на уменьшение числа на несколько единиц, задач на разностное сравнение.







При решении задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз используется понятие единичный отрезок, который используется столько раз, во сколько раз увеличивают или уменьшают число.



Активно используется представление ситуации задачи в виде таблицы , который позволяет не только смоделировать задачу , но и осуществить основные этапы работы над задачей , такие как :

  • чтение и осознание текста задачи

  • поиск и составление плана решения задачи

  • осуществление плана решения задачи

  • проверка решения задачи.

Через заполнение таблицы, происходит осознание текста задачи, а установление взаимосвязей между компонентами таблицы позволяет составить план решения задачи и поэтапно решить ее. Подстановка полученных результатов в ходе решения задачи в таблицу позволяет проверить решение.







Однако для решения нестандартных задач целесообразно использовать не только таблицу, но и модель с отрезками. Заполнив таблицу, мы приступаем к составлению модели с использованием единичного отрезка. Работа с моделью соответствует этапу поиска пути решения и плавно подводит детей к составлению плана решения. А вот решение и проверка выполняется с опорой на таблицу.



Использование нескольких способов для осознания текста задачи хорошо работает при решении задач на нахождение части от числа . Рассмотрим данный механизм на при мере задачи .



Коля нашел грибов в три раза больше, чем нашла Маша. Сколько грибов нашел Коля, если Маша нашла на 12 грибов меньше, чем Коля?

Запись условия задачи в виде краткой записи не дает ясного представления. А вот составление модели с использованием единичного отрезка позволяет четко представить картину и построить план решения.

На основе чертежа делаем вывод, что 12 соответствует 2 частям. Умножая полученное число на три, отвечаем на вопрос задачи.





Возможно и использование интегрированных моделей.

За три дня автомобиль проехал 910 км. При этом в каждый следующий день он проезжал в два раза больше, чем в предыдущий. Какое расстояние проезжал автомобиль в каждый из этих трех дней?





Записывая краткую запись используются единичные отрезки . Поделив расстояние на общее число отрезков, мы находим расстояние, пройденное в первый день, и рассуждая с опорой на модель находим ответы на все поставленные вопросы.

Применение различных форм работы с задачами и составление различных моделей к одной задаче приучает детей оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями. Регулярная и планомерная работа по данному направлению позволяет формировать логические универсальные учебные действия.

Результаты реализации комплекса мер по формированию логических универсальных действий можно отметить уже сегодня. В рамках психолого-педагогического сопровождения в классах были проведены диагностические исследования, которые позволили выявить уровень развития ребёнка и динамику формирования основ осуществления логических операций .Результаты диагностик свидетельствуют о повышении результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребёнка.

Работая в этом направлении, я всегда руководствуюсь словами немецкого философа и ученого XVIII в. И.Канта «Учить надобно не мыслям, а мыслить», стремясь организовать процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников».



Использованная литература:

1. Белошистая А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника /А.В. Белошистая, В.В. Левитес // Начальная школа + До и после. - 2006. - №9.

2.«Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла.» Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 40 с.

3. Иванова Е.В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики /Е.В. Иванова // Начальная школа + До и после. - 2006. - №6

4. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Ярославль. Академия развития. 2007

5. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёх летней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. Вентана – Графф, 2002

6. Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 238 с.

7. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. - Саратов: Лицей, 2000. - 64с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!