СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

функциональная грамотность на уроках технологии

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках технологии»


Образование – то, что остается после того,

когда забывается все, чему учили.

        А. Энштейн



«Функциональная грамотность — способность человека

использовать приобретаемые в течение жизни знания для

решения широкого диапазона жизненных задач

в различных сферах человеческой деятельности, общения и

социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев ,

лингвист, доктор педагогических наук



ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Почему так важны навыки функциональной грамотности? Мир не стоит на месте: неопределенность, нестабильность, неординарность, сложность.

✔  Изменения в экологии: глобальное потепление, природные ресурсы.

✔  Изменения В экономике: научные знания, новые технологии.

✔  Изменения в финансовой сфере: глобальная экономика, защита конфиденциальности, кибербезопасность.

✔  Изменения в социальной сфере: миграция, урбанизация, смена культурного, социального, национального сообщества.

Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески. Как помочь ребятам обрести грамотность другого уровня?

Развитие функциональной грамотности – вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. И неважно, какой предмет вы преподаете – задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке!

 

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. (Пример: оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.)

Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.

Отличительные черты функциональной грамотности:

- направленность на решение бытовых проблем;

- является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

- связь с решением стандартных, стереотипных задач;

- это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

- используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

Формы функциональной грамотности:

✔  Читательская грамотность

✔  Математическая грамотность

✔  Естественно-научная грамотность

✔  Компьютерная грамотность

✔  Юридическая грамотность

✔  Экономическая грамотность

✔  Экологическая грамотность

✔  Грамотность в вопросах здоровья

✔  Грамотность в вопросах семейной жизни

 

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1. Профессиональная компетентность учителя

2. Системно-деятельностный подход

3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке

4. Межпредметная интеграция

5. Образовательные технологии

6. Исследовательские и проблемные стратегии

7. Работа с технической документацией

8. Учебно-практические задания


Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося ориентироваться в ситуации и находить выход из нее самостоятельно, приобретать новые знания, правильно ставить цель и разрабатывать план действии.

Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках технологии учащиеся учатся: выдвигать, обосновывать идеи, моделировать, конструировать, шить, вязать, вышивать, готовить, составлять меню, пересаживать растения, выполнять экономические расчеты, подбирать необходимые материалы и т.д.. Изучение предмета «Технология» направлено на приобретение общетрудовых и семейно-бытовых, профессионально - трудовых навыков, обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития .

Именно технология объединяет знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира. Например: алгебра и геометрия нужна при проведении расчётных операций, графических построений, расходов материалов, себестоимости изделия, маркетинга; химия - при изучении свойств текстильных материалов, пищевых продуктов; биология - при анализе преобразования объектов живой природы; физика - при изучении принципов работы механизмов; история и искусство - при изучении ДПТ; иностранный язык - при трактовке терминов и понятий; рисование и черчение – при разработке эскизов; ОБЖ – при организации рабочего места, техники безопасности при работе с тканью, термопистолетом, 3Д-принтером.

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы)) от 26 декабря 2017 г. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни

Согласно А. А. Леонтьеву (доктор психологических и педагогических наук академик), «функциональная грамотность» – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. С её помощью формируется функционально грамотная личность: человек познающий, человек, умеющий жить среди людей, человек самостоятельный

Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям и увлекали учеников, а это значит, должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого обучающегося.

Основой формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому необходимо сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться. Следствием чего, должно стать развитие их независимости, повышение учебной мотивации, увлеченность предметом, уверенность в себе, повышение ответственности за результаты своего труда. Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения через применение на практике.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. При работе с текстом ребята формируют способность к общему пониманию смысла, заложенного в тексте, и делают выводы на основе поступающей информации. Одним из основных приёмов осмысления информации на своих уроках я применяю приемы постановки вопросов к тексту и поиск ответов на них. Многие учащиеся затрудняются это сделать. Надо учить этому умению ставить вопросы, ведь в результате ученик учится мыслить. Задавая вопрос, «Почему?» - ребёнок устанавливает причинно-следственные связи. «Что изменилось бы..», «Что будет, если..» ученик выдвигает предположение, прогноз, отвечает творчески. Практические вопросы устанавливают взаимосвязи между теорией и практикой: «Как, где можно применить..?», «Что можно сделать, приготовить из..?», «Где в обычной жизни можно наблюдать…?»

Чтобы способствовать лучшему усвоению нового материала, его можно представить в виде схем, загадок, анаграмм. Например, при изучении темы: «Химические волокна» подберите рисунки или загадки (уголь, нефть, газ, древесина). Разберите с детьми, что их объединяет? Перечислите, что получают из этих продуктов.

Очень часто мои ученики работают в парах, что формирует позитивное отношение к предмету. Для лучшего усвоения, потребуется не только учебник, но и дополнительный распечатанный материал. Ребята читают, отвечают на вопросы, кратко формулируют и записывают результаты в тетрадь. Проверить можно «по цепочке» - первая пара отвечает на первый вопрос, вторая на второй и так далее, другие дополняют ответами. Например: «Охарактеризуйте приведённые виды древесины: сосна, береза, дуб. Запишите в таблицу вид сырья, положительные и отрицательные свойства».

Для работы в паре очень эффективен приём «Верно – не верно». После изучения темы предложите детям составить 5 верных и 5 неверных утверждений по теме урока на одном листе, предварительно раздайте один на пару. Предложите парам обменяться по часовой стрелке и отметить в листочках верные утверждения, затем вернуть и проверить работы. В ходе урока обсудите, кто и какие варианты отметил, что осталось непонятным. Например, по теме: «Свойства Металла» (см. табл. 1):

Математика частый гость на уроках технологии, где учащиеся могут на практике применить свои знания. Так, например, рассчитать, сколько материала нужно купить для изготовления табурета, полки и т.д. (уголки, саморезы, фанера, гвозди и другое) Без математики не обойтись и при подсчете количества материалов для изготовления из природных и подручных материалов, например, работа с берестой (туески), щетки для уборки помещения из синтетического шпагата. Кроме того, качественно выполненное изделие подойдет в качестве подарка.

Экономическая грамотность позволит учащимся грамотно управлять своими финансами. Задача с процентами на скидку формирует представление о величинах “процент”, “часть числа”, “скидка”, “цена”. Например: « 1 саморез стоит 15 рублей. При покупке 100 штук магазин делает скидку 5 %. Сколько рублей стоит 100 штук саморезов»? Но, иногда бывает со скидкой в магазине товар стоит дороже, чем в соседнем ларьке без скидок, поэтому важно развивать потребительскую грамотность у учащихся. Стоит обратить внимание ребят на основной ход маркетологов в магазинах: устанавливается сразу завышенная цена при начале продаж, а затем ставится настоящая цена товара, которая подается как скидка с яркими и броскими ценниками со значком «%» (например, красного или жёлтого цвета). Поэтому прежде, чем купить товар, необходимо узнать по какой цене продаётся в других магазинах.

При изучении темы: «Интерьер жилого дома» и «Освещение жилого помещения». Можно дать задание: «В комнате перегорела лампочка. Какие лампочки можно использовать для освещения жилых помещений (лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные)? Как утилизировать перегоревшие лампочки? Многие родители не знают, с чего начать вовлечение детей в семейные дела. Что можно поручить? Какая от этого польза? Как сохранить интерес ребёнка к домашним обязанностям? Очень полезно использовать все возможности и даже искусственно создавать ситуации совместного достижения целей. Поводом к таким событиям может служить предстоящий ремонт. Например, решить задачу: «Для ремонта квартиры требуется 63 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 6 рулонов»? При расчёте этой задачи, очень часто западает читательская грамотность, так дети в ответе получают 10,5 пачек, но в магазине никто полпачки не отсыплет и не продаст. Можно использовать ситуационную задачу: Родители затеяли в комнате ремонт (поклеить обои, покрасить потолок, постелить линолеум). Сколько потребуется обоев и краски, если длина комнаты 4м., ширина 3м., высота 2.5м. (рулон обоев имеет длину 10,5 м, ширина составляет 0, 5м., расход краски 200г. на 1кв.м.) ?

Формирую умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.

Даю задание. Выполнение творческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект школьник должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё  это  формирует умения и навыки функциональной грамотности.

Отличительные черты функциональной грамотности на уроках технологии - это направленность на жизненные ситуации, на решение бытовых проблем, на развитие умений осуществлять полученные в школе знания в реальной жизни.

Результат этой работы:

Подобная система работы помогает формировать на уроках и внеурочной деятельности функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя применения разных педагогических технологий и форм работы, а так же использования современных методов обучения. Применяя разные технологии, приёмы, формы работы на уроке технологии, учитель формирует функциональную грамотность учащихся, что позволит воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.



Вывод:

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Формирование функциональной грамотности – это сложный процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

Уроки технологии помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность.


































Приложение

  1. «Охарактеризуйте приведённые виды древесины: сосна, береза, дуб. Запишите в таблицу вид сырья, положительные и отрицательные свойства».

Виды древесины

Положительные свойства

Отрицательные свойства

Береза






Сосна







Дуб









 











 





















2.«Свойства Металла» (см. табл. 1):

«Свойства Металла»


верно

неверно

Механические свойства

Цвет

Блеск

Плотность m/V

Электропроводность

Намагничиваемость

Теплопроводность



Физические

Способность выдерживать нагрузку

Прочность

Твёрдость

Упругость

Пластичность

Хрупкость



Технологические

Способность подвергаться обработке

Жидкотекучесть

Ковкость

Свариваемость

Обрабатываемость резаньем

Коррозионная стойкость










































Фото:

  1. Объяснение у доски с презентацией (я скину)

  2. работают в парах приложение 1 таблица на столе

  3. рассматривают табурет, записывают сколько какого материала, один с калькулятром. (+ такая же с тобой)

  4. с туесками

  5. обязательно с щеткой, с заготовкой у станка сверлильного

  6. коллективное фото с инструментами в мастерской

  7. можно в лесу у дерева, рассматривая его(а я впишу в текст)

























































Умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.

Задание. Выполнение творческого проекта.

В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект он должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

Этапы урока технологии для формирования функциональной грамотности учеников:

Планирование и организация.

На этом этапе ставятся цель и задачи, тематика, направление работы. Формируется мотивация на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу.

Практический

Реализуются практические навыки, формируются УУД. Информационная грамотность, коммуникативная грамотность. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение делать выводы. Итогово –аналитический.

Презентация проекта.

Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы), формулирование выводов на основе имеющихся данных. Умение анализировать, умение контролировать ход и результат решения проблемы, умение корректировать свою деятельность.

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Один из способов развития креативного мышления на уроках технологии – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера.

Требования к творческой деятельности.

  • Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей.

  • Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);

  • Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;

  •  Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.


















 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!