СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрывается понятие "функциональная грамотность", ее роль в развитии личности ребенка. Рассматривается применение  форм функциональной грамотности в преподавании предмета "Технология"

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках технологии»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ПРЕДМЕТЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» Тяпченко Маргарита Владиславовна учитель технологии МАОУ СОШ № 2 им. А.В. Суворова Ст. Динская МО Динской район

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ПРЕДМЕТЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Тяпченко Маргарита Владиславовна

учитель технологии

МАОУ СОШ № 2 им. А.В. Суворова

Ст. Динская МО Динской район

ПОНЯТИЕ  «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»   « Грамотный - обычно человек, умеющий читать и писать или только читать на каком-либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей

ПОНЯТИЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

« Грамотный - обычно человек, умеющий читать и писать или только читать на каком-либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей "полуграмотных", т.е. умеющих только читать» («Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона»)

До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать . («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)

Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.  1965 г. – «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем» (Всемирный конгресс министров просвещения в Тегеране 1978 г. – «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» 2002 – 2012 гг. «Десятилетие грамотности ООН» – функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники».

Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.

1965 г. – «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем» (Всемирный конгресс министров просвещения в Тегеране

1978 г. – «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)»

2002 – 2012 гг. «Десятилетие грамотности ООН» – функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники».

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев

Процесс формирования функциональной грамотности должен быть встроен в каждый урок, должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая

Процесс формирования функциональной грамотности должен быть встроен в каждый урок, должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ   1. Профессиональная компетентность учителя. 2. Системно-деятельностный подход. 3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке. 4. Межпредметная интеграция. 5. Образовательные технологии. 6. Исследовательские и проблемные стратегии. 7. Работа с технической документацией. 8. Учебно-практические задания.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1. Профессиональная компетентность учителя.

2. Системно-деятельностный подход.

3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке.

4. Межпредметная интеграция.

5. Образовательные технологии.

6. Исследовательские и проблемные стратегии.

7. Работа с технической документацией.

8. Учебно-практические задания.

Разработка заданий на функциональную грамотность: • Контексты заданий должны быть ориентированы на возраст и интересы обучающихся. • Контексты могут затрагивать проблемы глобального или личностного характера, апеллировать к различным областям человеческой деятельности. • Задания должны охватывать все компетенции читательской, математической, естественнонаучной грамотности. • Задания должны опираться на предметные знания и умения • Задания должны быть разного уровня сложности...

Разработка заданий на функциональную грамотность:

• Контексты заданий должны быть ориентированы на возраст и интересы обучающихся.

• Контексты могут затрагивать проблемы глобального или личностного характера, апеллировать к различным областям человеческой деятельности.

• Задания должны охватывать все компетенции читательской, математической, естественнонаучной грамотности.

• Задания должны опираться на предметные знания и умения

• Задания должны быть разного уровня сложности...

Математическая грамотность  Задание Дана деталь кроя швейного изделия (на резинке по линии талии) на размер: 168-88-94 Вопрос 1. Выполните эскиз изделия, согласно предложенным деталям кроя. Опишите полученную модель. Вопрос 2. Рассчитайте расход ткани, если длина изделия по средней линии спинки- 60 и 90 см при ширине ткани 1,40 м. Вопрос 3.Какую бы ткань вы использовали для изготовления этого изделия? Ответ запишите в виде таблицы. Вопрос 4. Какую ткань выгоднее всего купить? Приведите ваши рассуждения.

Математическая грамотность

Задание

Дана деталь кроя швейного изделия (на резинке по линии талии) на размер: 168-88-94

Вопрос 1. Выполните эскиз изделия, согласно предложенным деталям кроя. Опишите полученную модель.

Вопрос 2. Рассчитайте расход ткани, если длина изделия по средней линии спинки- 60 и 90 см при ширине ткани 1,40 м.

Вопрос 3.Какую бы ткань вы использовали для изготовления этого изделия? Ответ запишите в виде таблицы.

Вопрос 4. Какую ткань выгоднее всего купить? Приведите ваши рассуждения.

Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность

ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ Умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы. Задание. Выполнение творческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект школьник должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.

Задание. Выполнение творческого проекта.

В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект школьник должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ Умение применять естественно-научные знания в ситуациях, близких к реальным. Задание. Вы вернулись летом с дачи после выходных и обнаружили, что в квартире отсутствует электричество. От соседей Вы узнали, что свет отключили 13 часов назад. За это время холодильник успел полностью разморозиться, а продукты приобрели комнатную температуру. На полке лежали: яйца, открытый пакет молока, колбаса «Докторская», консервы рыбные, суп на мясном бульоне, сырая курица. В ящике лежали овощи (морковь, огурцы, помидоры). Какие из этих продуктов необходимо выбросить, а какие еще можно спасти? Ответ обоснуйте.

ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Умение применять естественно-научные знания в ситуациях, близких к реальным.

Задание. Вы вернулись летом с дачи после выходных и обнаружили, что в квартире отсутствует электричество. От соседей Вы узнали, что свет отключили 13 часов назад. За это время холодильник успел полностью разморозиться, а продукты приобрели комнатную температуру.

  • На полке лежали: яйца, открытый пакет молока, колбаса «Докторская», консервы рыбные, суп на мясном бульоне, сырая курица. В ящике лежали овощи (морковь, огурцы, помидоры).
  • Какие из этих продуктов необходимо выбросить, а какие еще можно спасти?
  • Ответ обоснуйте.

ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ Умение выполнять не сложные математические расчеты Задание. Выполните эскиз оформления окна детской комнаты. 1. На основе выполненного эскиза рассчитать количество необходимой ткани на пошив штор. 2. Выполнить расчет расходов на оформление окна детской комнаты, в расчетах учитывать крепёжные элементы.

ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Умение выполнять не сложные математические расчеты

Задание. Выполните эскиз оформления окна детской комнаты.

1. На основе выполненного эскиза рассчитать количество необходимой ткани на пошив штор.

2. Выполнить расчет расходов на оформление окна детской комнаты, в расчетах учитывать крепёжные элементы.

ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Умение формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти выводы

Задание . Молоко – это первая в жизни пища, которую получают детёныши млекопитающих. Для их здоровья важно, чтобы питательные вещества в молоке, которое они употребляют, были идентичными тем, что и в молоке их матерей. Ниже в таблице указаны основные вещества, содержащиеся в молоке трёх млекопитающих: коровы, волка и человека. Приведённые в таблице данные показывают, сколько в среднем жиров, белков и углеводов содержится в 100 г молока.

Существуют легенды и истории, рассказывающие о маленьких детях, выросших среди волков и вскормленных на молоке волчиц. В одной из таких легенд говорится о ребёнке, который вырос в древние времена в одном из лесов Европы.

Данные таблицы могут быть использованы как для того, чтобы подтвердить правдивость этой легенды, так и для того, чтобы её опровергнуть.

Вопрос: используя данные таблицы, приведите доказательство того, что эта легенда могла быть правдивой.

Вещество

Коровье молоко (г)

Жиры

Молоко волчицы (г)

3,9

Белки

3,4

9,6

Углеводы

Женское молоко (г)

9,2

4,9

4,0

3,4

1,4

7,0

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО  ФОРМИРОВАНИЮ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ    ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Дополнительная информация

• https://rikc.by/ru/PISA/1-ex pisa.pdf – сборник заданий, направленных на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся / студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA.

• https://rikc.by/ru/PISA/4-ex pisa.pdf – сборник заданий, направленных на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся / студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA.

• https://rikc.by/ru/PISA/2-ex pisa.pdf – сборник заданий, направленных на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся / студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного. исследования PISA.

• https://rikc.by/ru/PISA/3-ex pisa.pdf – сборник заданий, направленных на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся / студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA.

• http://www.instrao.ru – сайт Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

• https://fioco.ru – открытые задания исследования PISA.

• http://www.centeroko.ru – Центр оценки качества образования Института стратегии развития

• образования РАО.