СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках информатики

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО учителей естественно-математического цикла.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках информатики»

«Формирование функциональной грамотности

на уроках информатики»


Слайд 1. Задача формирования и развития функциональной грамотности обучающихся сегодня является одной из приоритетных для отечественного образования. Функциональная грамотность как способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней становится для современного человека одной из важнейших, востребованных компетенций.

Слайд 2. Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев.

Слайд 3. Несмотря на то, что Информатика не представлена в качестве основных составляющих самостоятельно, она способна оказывать значительное влияние на формирование различных граней функциональной грамотности.

Слайд 4. Функциональная грамотность складывается из: умения искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы, находить и отбирать необходимую информацию из книг, печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; работать в группе, команде; выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Таким образом функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, которая предполагает: знание назначения и пользовательские характеристики основных устройств компьютера; знание основных видов программного обеспечения, пользовательского интерфейса; умение производить поиск, хранение, обработку различных видов информации с помощью соответствующего ПО.

Это находит свое отражение на уроках и в знакомстве с компьютером, и в овладении способами работы с информацией, в развитии критического мышления к ней, применении компьютерных технологий для решения учебных задач по разным предметам.

Слайд 5. Чтобы сформировать функциональную грамотность своих учеников, я даю обучающимся нетипичные задания. Особенности этих заданий следующие:

  1. Задачи, поставленные вне предметной области, но решаемые с помощью предметных знаний.

  2. В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся.

  3. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.

  4. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.

  5. Вопросы изложены простым, ясным языком.

  6. Требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (математика, физика и др.)

  7. Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.


Слайд 6. Я хочу продемонстрировать вам примеры заданий, которые использую как на уроках, так и для самостоятельной подготовки. Задания направлены на формирование основных составляющих функциональной грамотности с учетом полученных знаний на уроках информатики и имеющихся практических навыков для выполнения того или иного задания.

Такие задания направлены на умения анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Слайд 7. Преобразование текстовой информации в графическую, табличную.

Слайд 8-10. Анализировать информацию на основе таблиц, применять формулу расчета.

Слайд 11 – 12. Рассчитать экономию затрат, сравнение результатов расчета, оценка результата и вывод.


Слайд 13. В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития функциональной грамотности

Слайд 14. Для формирования функциональной грамотности учащихся мной используются следующие технологии.

Первое направление – применение программ-тренажеров. Здесь однозначно лидирующее положение в моей практике занимает всероссийский образовательный проект «Урок Цифры», (Слайд 15.) методические разработки которого я систематически применяю при проведении уроков информатики. Тренажёры и упражнения на платформе «Урок Цифры» способствуют развитию финансовой и математической грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций.

Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при изучении нового материала и для отработки уже приобретённых умений. Например, при изучении темы «Клавиатура, её назначение» применяю программу «Клавиатурный тренажер» «Руки солиста», в результате выполнения которой учащиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание. Обучающие программы-тренажеры позволяют работать один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.

Слайд 16. Второе направление – применение программ-тестов, которые мной используются для диагностики и оценки результатов обучения. Что является очень актуальным. Обучающие тесты в режиме Онлайн.

Слайд 17. Третье   направление   – компьютерный   эксперимент.   Технология компьютерного моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах. Например, Система программирования Кумир, исполнители Робот, Чертежник. Очень важно для учащегося на начальных этапах программирования наглядно увидеть результаты работы программы, им написанной, увидеть, где есть ошибка, где исполнитель не может выполнить команду, т.е. есть возможность научить учащихся самостоятельно проводить тестирование и пошаговую отладку программы, что способствует развитию общих компетенций функциональной грамотности: самоанализу, самопроверке, критическому мышлению.

Слайд 18. Четвёртое направление – проектная деятельность, при которой учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности. Наиболее зрелищно и выигрышно в плане представления результатов проекта выглядят материалы, созданные с помощью современных компьютерных информационных технологий (видеоролики, презентации, буклеты, создание сайтов и т.п.).


Слайд 19. Урок информатики, в отличие от многих других школьных дисциплин, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение учащимися теоретических знаний, но и выработку практических умений и навыков. Поэтому важным этапом урока является практическая часть, где учащиеся самостоятельно выполняют работу, проводят исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии.