СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности на уроках химии, из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках химии»

Формирование функциональной грамотности на уроках химии

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса. Повышение качества знаний школьников и стимулирование их интереса к учению – важные задачи совершенствования процесса обучения, а в связи со стандартизацией образования они приобретают особую актуальность. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые являются основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности.

Обозначив одним из приоритетных направлений образовательной деятельности социализацию личности ребенка, необходимо формирование функциональной грамотности обучающихся. Не секрет, что интерес школьников к учению в последнее время падает. Ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. Возникновение опыта связано с возрастанием необходимости поиска эффективных технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования и решали задачу создания условий для личностного и профессионального самоопределения школьников.

Эффективность процесса обучения будет лишь при условии, когда он имеет деятельностные организационные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенном возрасте способствует формированию тех или иных типов деятельности. Задача педагога - создание соответствующих педагогических условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы на уроке, использование электронных образовательных ресурсов, технических средств.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, поэтому она формируется при изучении разных школьных предметов и имеет разнообразные формы проявления:

-Языковая грамотность

-Математическая грамотность

-Естественнонаучная грамотность

-Цифровая грамотность

-Финансовая грамотность

-Культурная и гражданская грамотность.

Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам решать сложные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, сотрудничество в решении проблем. Как школьники решают задачи в новых изменяющихся условиях – формируют такие черты характера как: любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство.

Использование практико-ориентированных заданий в обучении химии способствует созданию у учащихся устойчивой мотивации; расширению их кругозора. У учащихся возрастает интерес к изучаемому предмету, они овладевают навыками решения сложных задач и учатся использовать полученные знания в жизни. Практико-ориентированной является задача, направленная на развитие ключевых компетентностей учащихся и выявление химической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности.

Практико-ориентированное обучение строится на следующих принципах:

1. Мотивация учебной работы.

2. Активные формы усвоения знаний.

3. Организация исследовательской работы.

4. Анализ собственного опыта.

Ставя перед собой задачу добиться возникновения у учащихся познавательного интереса и активизации мышления, следует помнить, что существует два взаимосвязанных пути её решения:

- через содержание учебного материала;

- через организацию учебной деятельности учащихся.

Практико-ориентированный подход позволяет решить целый ряд проблем, стоящих перед каждым педагогом, а именно: сформировать у учащихся прочные осознанные знания, необходимые для применения в практической деятельности.

Реализация практико-ориентированных заданий включает алгоритм составления заданий; методы и приёмы использования заданий на разных этапах урока; мониторинг качества знаний учащихся.

Алгоритм составления практико-ориентированных задач:

1. Определить цель задачи, её место на уроке, в теме, в курсе.

2. Определить направленность задачи (профессиональная, межпредметная).

3. Определить виды информации для составления задачи. В учебниках и методической литературе в основном встречается только один вид –текстовый. Остальные виды используются очень редко.

4. Определить степень самостоятельности учащихся в получении и обработке информации.

5. Выбрать структуру задачи.

6. Определить форму ответа на вопрос задачи (однозначный, многовариантный, нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде графика).

Успешное усвоение знаний, умений и навыков по предмету в целом можно обеспечить, если изучение материала будет выстроено логически: восприятие–осмысление–запоминание–применение–обобщение.

На учебных занятиях уделяю большое внимание проблемно-поисковым методам обучения при использовании практико-ориентированных заданий. Особенно продуктивен метод дискуссии. Сущность его заключается в поиске истины посредством столкновения различных точек зрения по определённому вопросу.

Проблемное обучение предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Интересным для учащихся является использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Практико-ориентированные задания можно разделить на 3 группы: теоретические, экспериментально-теоретические, расчётные.


Примеры теоретических задач:

1. Почему иногда во время привалов солдатам, совершающим длинный марш-бросок, или рабочим горячих цехов предлагают пить немного подсоленную воду? (Ответ: это делается для быстрого восстановления в организме потерь хлорида натрия).

2. Соль издревле считается у большинства народов на Земле символом постоянства и нерушимой дружбы. Почему? (Ответ: соль – вещество, неподдающееся порче и сохраняющее продукты питания. Поэтому её считают символом постоянства. Некоторые африканские племена до сих пор скрепляют свои договоры посыпанием хлеба солью).


Примеры расчётных задач:

1. Массовая доля азота в белках составляет примерно 16 %. Ежесуточно в организме человека распадается 100 г белка. Какая масса аммиака может образоваться при распаде белка в организме за 30 суток? (Ответ:582,9 г).

2. В суточный рацион человека должно входить 100-120г белка. Содержание белка в мясе составляет 18–20%, в рыбе 18%, в сыре 34 %. Какая масса мяса требуется человеку в течение месяца, года? Сделайте подобный расчёт на рыбу и на сыр. (Ответ: в сутки: 600 г мяса, 667 г рыбы, 353 г сыра; в месяц: 18 кг мяса, 20 кг рыбы, 10,6 кг сыра; в год: 219 кг мяса, 243 кг рыбы, 129 кг сыра.)

3. Массовая доля минеральных солей в костях человека составляет 20–22% от общей массы костей, а массовая доля костей составляет 18–20% от массы тела человека. На долю гидрофосфата кальция в костях приходится 85%.Определите массы гидрофосфата кальция и элемента кальция, содержащиеся в костях человека, если его масса составляет 80 кг. (Ответ: 2,6 кг).




Примеры экспериментально-теоретических заданий:

1. При приготовлении ваших любимых булочек мама производит процесс гашения пищевой соды уксусом. При этом мама использует 2 г соды. Определите массу раствора уксусной кислоты, необходимого для полного гашения соды. Проведите опыт, опишите наблюдаемые явления, предложите уравнение реакции. (Ответ:13.3 г).

2. Перед посадкой в грунт луковицы тюльпанов в течение суток выдерживают в 1% растворе марганцовки. Это способствует удалению с их поверхности возбудителей заболеваний. Приготовьте 250 г такого раствора. (Ответ: 2,5 г марганцовки и 247,5 г воды). 5


Их использование на учебных занятиях зависит от многих факторов: уровня подготовки учащихся, заинтересованности в предмете, осознания значимости информации. Использование практико-ориентированных заданий приводит к усвоению полученной информации, так как возникает ассоциация с конкретными действиями и событиями. Особенности этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают интерес учащихся, способствуют развитию их познавательной активности.

Очень хорошей базой для использования практико-ориентированных задач является межпредметная. Это способствует более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, учащиеся приобретают и совершенствуют практические умения выявлять причинно-следственные связи между явлениями, процессами. При этом создаются благоприятные условия для осмысленного понимания фактов, теорий, законов, конкретизации и углубления ранее приобретённых знаний по химии, физике, биологии, условия для логического завершения процесса формирования знаний.

Для того чтобы вникнуть в суть проблемы, можно использовать «тонкие» и «толстые» вопросы. Известно, что учащиеся, которые задаются вопросами или задают их, по- настоящему думают и стремятся к знаниям. На этапе обобщения знаний на учебных занятиях можно применить приём «Противоречивые факты».

Например:

Закрепление материала по теме «Оксиды углерода»

1. Используя изученную информацию, предложите по изученному материалу 5 «тонких» и 5 «толстых»

Примеры «тонких вопросов»:

Согласны ли вы, что углекислый газ солеобразующий? (Да)

Может ли угарный газ реагировать с известковой водой? (Нет)

Верно ли, что углерод образует два оксида? (Да)

Согласны ли вы, что углекислый газ взаимодействует с основными оксидами и с основаниями? (Да)

Можно ли утверждать, что угарный газ образует «сухой лёд»? (Нет)


Примеры «толстых» вопросов:

Почему используют известковую воду для обнаружения углекислого газа? (Ответ: при пропускании углекислого газа через раствор известковой воды раствор мутнеет и выпадает осадок карбоната кальция).

Объясните, почему раствор углекислого газа в воде окрашивает лакмус в красный цвет. (Ответ: углекислый газ является кислотным оксидом, он незначительно растворяется в воде, образуя при этом слабую угольную кислоту, которая и меняет цвет индикатора).

Объясните, почему углекислый газ тяжелее воздуха. (Ответ: средняя молярная масса воздуха 29 г/моль, а у СО2 – 44 г/моль).

Предположите, что происходит с СО2 при охлаждении или при повышенном давлении. (Ответ: при охлаждении или при повышенном давлении углекислый газ затвердевает, образуя белое кристаллическое вещество, напоминающее снег).

Объясните, почему СО2 – один из распространённых оксидов в воздухе.

(Ответ: углекислый газ образуется при дыхании живых организмов и при гниении.

2. Дополнительная задача. Какой объём углекислого газа (н.у.) заполнит помещение кухни, если Саша в отсутствие родителей решил прокалить на газе 700 г толчённого мела, в котором 2% примесей? Так он решил проверить правдивость утверждения учителя химии о необходимости постоянного проветривания помещения, где проводится такой опыт. Что произойдёт, если Саша не откроет форточку? (Ответ. V(CO2) = 153,7 л – такой объем СО2 скопится на кухне. Если Саша не откроет форточку, то он может задохнуться (Н. Г. Пахомова «Занимательные задачи по химии». Журнал «Химия», №1, 2007, him.1sept.ru.)

Предлагаемая система работы позволяет формировать у учащихся умения анализировать получаемую информацию, самостоятельно работать с литературой; ориентироваться в современном информационном пространстве. Новизна данного подхода к обучению заключается в органической сочетаемости практико-ориентированных заданий с элементами технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Преимущество при организации такой работы заключается в том, что реализуется личностно-ориентированный подход к обучению. Учащиеся вовлекаются в активную мыслительную деятельность, формируется осознанный подход к изучению учебного предмета.


Примеры практико-ориентированных заданий по теме «Соли»

1. Почему иногда во время привалов солдатам, совершающим длинный марш-бросок, или рабочим горячих цехов предлагают пить немного подсоленную воду?

2. Известно, что в мире добывается примерно 100 миллионов тонн поваренной соли в год. На пищевые нужды расходуется около одной четвёртой части этого количества. Куда идёт остальная соль?

3. Соль издревле считается у большинства народов на Земле символом постоянства и нерушимой дружбы. Почему?

4. Какие свойства соли используют домохозяйки при консервировании тех или иных продуктов питания?

5. Когда нужно солить гороховый суп – перед варкой или на заключительной стадии? Поясните свой ответ.

6. Какие растворы называются физиологическими и где их применяют?

7. Сухая с виду поваренная соль (особенно крупная) трещит и «разбрызгивается», если её бросить на горячую сковородку. Объясните этот факт.

8. Екатерина II любила поражать иностранных гостей, приказывая подавать к столу пахучую розово-фиолетовую соль. Иностранцы дивились и ели экзотическую соль. Предположите, почему соль имела такой цвет? Была ли полезна такая соль?

9. В состав стиральных порошков входит одно из важнейших фосфорных соединений – триполифосфат натрия Na5P3O10. Рассчитайте массовую долю натрия в данной соли. 13


Примеры практико-ориентированных заданий по темам «Неметаллы», «Металлы»

1. Массовая доля неорганических веществ, входящих в состав костей человека, составляет 22%, из них 0.3% приходится на долю фторида кальция. Определите массу фтора в костях человека с массой 70 кг, если массовая доля костей от массы тела составляет 20 %.

2. Хлор используется для обеззараживания воды. Рассчитайте, какая масса хлора потребуется для хлорирования 500 г воды, если при хлорировании расходуется 0.002 мг хлора на 1 л воды. Напишите уравнение реакции взаимодействия хлора с водой и объясните химико-биологическую сущность процесса хлорирования.

3. Раствор хлорида кальция применяется в медицине в качестве кровоостанавливающего средства. Определите массу катионов кальция, поступающих в организм при приёме внутрь столовой ложки раствора (15 мл), содержащего 5 г СаСl2*6Н2О.

4. Масса йода на каждые 100 г массы крови человека составляет 0.013 мг, масса крови человека составляет 8% от массы тела. Какая масса йода содержится в крови человека, если масса его тела 70 кг.

5. Массовая доля азота в белках составляет примерно 16 %. Ежесуточно в организме человека распадается 100 г белка. Какая масса аммиака может образоваться при распаде белка в организме за 30 суток?

6. Для подкормки комнатных растений можно использовать 0.2% раствор нитрата натрия. Укажите, сколько по массе нужно взять соли, чтобы приготовить 500 г раствора?

7. Для лечения малокровия (пониженного содержания гемоглобина в крови) издавна применяли препараты железа, в т.ч. сульфат железа (II), а иногда восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия – «железное» яблоко: в яблоко втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии?

8. Почему продукты в закрытой консервной банке можно хранить в течение двух лет, а из открытой необходимо срочно переложить для хранения в другую посуду?



Литература

1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек. – М.: Просвещение, 2004.

2. Кендиван, О. Д. Практико-ориентированные задания в обучении химии / О.Д.Кендиван // Химия в школе. – 2009. – №8. – С. 43–47 с.